В конце мая ВЦИОМ провел опрос, в котором поставил задачу узнать, как студенты оценивают качество образования в условиях удаленного формата обучения. Согласно полученным данным, более половины студентов оценили уровень преподавания в дистанционном формате как высокий или скорее высокий (53%). Каждый третий опрошенный назвал его средним (32%). Низкие оценки уровню образования в коронавирусный период дали лишь 12% студентов.

Сохранение качества образования стало одной из главных задач, которую поставили перед собой все образовательные учреждения. В условиях распространения коронавируса и вынужденного массового перехода в дистант университеты предложили разные форматы поддержки своих преподавателей.

18 марта, практически сразу после перехода российских вузов на дистанционный формат обучения, в Университете ИТМО была организована площадка ITMO.Distant. Это сайт с методическими рекомендациями и материалами для организации обучения в дистанте. Сейчас на ресурсе представлено около сотни заметок по 11 категориям, сайт насчитывает более 51 тысяч просмотров.

«Главной целью при создании ITMO.Distant стало оперативное информирование преподавателей университета по работе со студентами в дистанте, оказание "первой помощи" преподавателям в ситуации внезапного перевода всех дисциплин в дистанционный формат. В дальнейшем ITMO.Distant стал официальной информационной площадкой для преподавателей по работе в дистанционном режиме. Фактически с самых первых дней карантина преподаватели гарантированно знали, куда обратиться с вопросом. А сейчас знают, где посмотреть новые разработки и идеи по реализации обучения в дистанционном формате», ― комментирует Алия Багаутдинова, начальник Департамента образовательной деятельности Университета ИТМО.

Алия Багаутдинова
Алия Багаутдинова

Как отмечают разработчики сервиса, ITMO.Distant продолжает динамично развиваться и завоевывать новую аудиторию. Ресурс стал платформой, которая объединила экспертное сообщество и лучшие практики по организации занятий в дистанционном формате. По мере накопления контента сайт трансформировался ― пользователям предложили упрощенную, интуитивно понятную навигацию для поиска нужного контента.

«Многие преподаватели отмечают скорость развития ресурса. Это результат действительно командной работы коллектива вуза, включая преподавателей, которые с готовностью делятся своим опытом дистанционного обучения, движимых стремлением максимально снять напряженность в сложившейся ситуации. При этом мы понимаем, что это только начало, что нужно продолжать искать и предоставлять ту информацию, в которой преподаватели действительно нуждаются, что нужно развиваться и в плане содержания, и плане функционала, поэтому мы всегда открыты к предложениям и сотрудничеству», ― говорит Ольга Елисеева, начальник Управления качества образовательного процесса.

По словам пользователей ресурса, сервис стал хорошим подспорьем для организации работы и помог систематизировать материал.

«Мне важно, что есть площадка с удобным интерфейсом, где хранятся все инструкции по сервисам, мне не нужно что-то специально сохранять, переносить, всегда есть возможность вернуться к ним. Это удобно, спасибо за эту работу», ― отмечает Вера Иванова, ассистент факультета пищевых биотехнологий и инженерии.

ITMO.Distant. Источник: distant.itmo.ru
ITMO.Distant. Источник: distant.itmo.ru

Лучшие практики

Как отмечают организаторы ITMO.Distant, постепенно запросы преподавателей меняются. В первый месяц запуска проекта особой популярностью пользовалась рубрика «Инструкции по сервисам», в которой публиковались подробные инструкции со скриншотами о том, как пользоваться различными сервисами (Zoom, Cifru-Meet, Google Calendar, Discord, Mentimeter, Kahoot, AcademicNT, сервисы ИСУ и др.).

В последнее время большой интерес вызывают статьи из раздела «Лучшие практики», в котором собраны интервью с преподавателями ИТМО об их личном опыте перехода на онлайн-обучение, а также опыт факультетов. Цель рубрики ― поддержка и мотивация профессорско-преподавательского коллектива ИТМО в условиях дистанционного режима работы, а также стимулирование обмена лучшими практиками.

«За два месяца преподавания в дистанционном формате преподаватели успели адаптироваться и освоить необходимые инструменты. На данном этапе происходит переосмысление накопленного опыта, сравнение его с опытом коллег и поиск лучшей стратегии преподавания в онлайн-формате. Это и объясняет востребованность данного раздела», ― поясняет Кристина Крушинская, ведущий инженер отдела образовательных технологий, координатор проекта.

Кристина Крушинская
Кристина Крушинская

Личный опыт ― это хорошая возможность посмотреть, как те или иные инструменты уже используются в реальной работе, отмечают пользователи ресурса.

«Раздел по лучшим практикам мне показался наиболее полезным: многие преподаватели имеют свой взгляд на реализацию образовательного процесса в дистанционной форме, можно почерпнуть новые идеи и попробовать новые ресурсы, проверенные коллегами», ― отмечает Виктория Коржук, ассистент факультета безопасности информационных технологий.

Интервью Константина Правдина, доцента факультета систем управления и робототехники, в течение нескольких недель держалось в топ самых просматриваемых страниц ITMO.Distant. Константин ― автор Youtube-канала «Плюс ЦЭ», где можно посмотреть видеоуроки по высшей математике.

«Мне кажется, делиться опытом очень важно. Особенно в условиях разъединённости, когда все сидят по домам и почти не общаются. Мне было интересно узнать, как справляются с вызовом коллеги, какие технологии используют и как смотрят на ситуацию в целом. Это мотивировало меня продолжать работу по развитию своего канала», ― рассказывает Константин Правдин.

Онлайн-приемная ДОД

«Онлайн-приемная ДОД». Источник: distant.itmo.ru
«Онлайн-приемная ДОД». Источник: distant.itmo.ru

Еще одним важным проектом ITMO.Distant стала «Онлайн-приемная ДОД». Это формат работы сотрудников департамента образовательной деятельности с преподавателями в прямом эфире. В течение определенного промежутка времени все сотрудники ДОД по установленному расписанию выходили на связь, любой преподаватель мог заранее написать свои вопросы или сразу подключиться к эфиру, задать свой вопрос и получить на него ответ. В общей сложности состоялось восемь онлайн-приемных, материалы по ним опубликованы в текстовой форме на сайте ITMO.Distant.

После небольшой паузы «Онлайн-приемная ДОД» перешла на новый формат взаимодействия ― был создан Telegram-бот, который позволяет преподавателям и сотрудникам университета через мессенджер моментально получать ответы на все важные вопросы. Чтобы найти его, необходимо скачать приложение, зайти в Telegram и в поисковой строке ввести @dod_online_bot или «Онлайн-приемная ДОД.ИТМО».

«"Онлайн-приемная ДОД" в формате информационного бота ― это результат постепенной трансформации рубрики "Вопросы и ответы" на ITMO.Distant. В ходе взаимодействия с преподавателями в рамках "Онлайн-приемной ДОД" мы пришли к выводу, что у преподавателей часто возникают одни и те же вопросы. В этих условиях Telegram-бот по дистанту позволяет преподавателю сразу же получить ответ на имеющийся вопрос, не дожидаясь встреч на онлайн-приемной», ― комментирует Ксения Суходоева, заместитель начальника управления качества образовательного процесса.

Что интересует преподавателей

ITMO.Distant. Источник: distant.itmo.ru
ITMO.Distant. Источник: distant.itmo.ru

На сайте ITMO.Distant представлены разные типы контента: статьи, видеоматериалы (записи вебинаров и видеобзоры), презентации, инфографика, интервью по широкому спектру вопросов дистанционного обучения. Сбор обратной связи показал, что пользователи чаще всего интересовались рубриками: «Инструкции по сервисам» (51%), «Проведение занятий в дистанте» (47%), «Вебинары» (40%).

Как отмечают организаторы платформы, по результатам анализа открытых ответов стало понятно, что преподавателей больше всего волнуют вопросы проведения лабораторных работ, проверки, контроля знаний (промежуточная аттестация, прокторинг), практический опыт использования технологий дистанционного обучения, разработки онлайн-курсов, планы на новый учебный год, вопросы смешанного обучения. Подробное освещение этих тем будет представлено в следующих статьях, обещают координаторы ресурса.

Интересные факты об ITMO.Distant

C 18 марта и до 1 июля публикации на ITMO.Distant выходили каждый рабочий день, материалы постоянно обновлялись.

Самой популярной публикацией за время существования проекта стала заметка «Полная инструкция по применению Zoom» (около 10000 просмотров), что закономерно, так как Университет ИТМО приобрёл подписку на этот сервис.

Максимальное количество посетителей сайта (2000 человек) было зафиксировано 14 апреля.

Перспективы

По словам Екатерины Джавлах, координатора проекта, начальника отдела образовательных технологий, главная задача сейчас ― переосмыслить опыт реализации учебного процесса в дистанционном формате. Необходимо проанализировать полученные уроки, а также определить пути применения лучших практик в дальнейшней работе.

В конце июня в Университета ИТМО состоялась панельная дискуссия «Трансформация образовательной деятельности в Университете ИТМО с учетом дистанционного формата работы». Она объединила представителей мегафакультетов и позволила подвести итоги работы в дистанте в этом семестре: обсудить вызовы, связанные с необходимостью перевода обучения в дистанционный формат, предложить пути решения проблем, поделиться опытом, а также обозначить те вопросы, на которые пока нет ответа.

Екатерина Джавлах
Екатерина Джавлах

«Сложившаяся ситуация заставляет всех нас задуматься о том, что жизнь после дистанта никогда не будет прежней. Несмотря на то, что мы в целом справились с ситуацией, нам, безусловно, есть куда развиваться. Соответствующим образом будет развиваться и ITMO.Distant. Главная цель ITMO.Distant останется прежней ― поддержка преподавателей ИТМО, но задачи ресурса будут меняться в соответствии с запросами пользователей: от «первой помощи» до фазы переосмысления и далее», ― отмечает Екатерина Джавлах.

В дальнейшем координаторы проекта будут трансформировать и совершенствовать площадку ― оставить свои комментарии и предложения, которые помогут сервису развиваться, можно в форме обратной связи.

Департамент образовательной деятельности