— Почему вы решили участвовать в конкурсе на создание своего факультатива?

— Здесь сложилось несколько факторов. Знаете, как пелось в мультфильме «38 попугаев»: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Еще когда я увидела во «ВКонтакте» пост про программу ITMO.Mentors, подумала, что обязательно надо попробовать. Опыт работы ментором помог мне во время участия в конкурсе факультативов. В осеннем семестре я уже сопровождала несколько дисциплин — «Техники публичных выступлений», «Сторителлинг» и «Личная эффективность и управление временем» — вместе с замечательным преподавателем блока Soft Skills Евгенией Шестаковой. Когда я увидела отдачу студентов и их горящие глаза, мне захотелось прожить это еще раз.

Вторая причина, по которой я решила поучаствовать, — это бесценный опыт: где еще ты можешь попробовать себя в роли преподавателя, при этом не имея специального образования?

Есть третий и, наверно, самый важный момент, почему я стала вести факультатив «Практики регулярного менеджмента». Когда я сама начинала профессиональный путь, столкнулась с кучей проблем и наступила на огромное количество граблей, которых на самом деле можно было избежать. Поэтому я хотела поделиться своим опытом, чтобы другим ребятам было проще и они не совершали те же самые ошибки.

— А почему вы выбрали эту тему для факультатива?

— Я работаю проджект-менеджером и занимаюсь управлением команд, а «Практики регулярного менеджмента» — это про управление. Всем почему-то кажется, что организовывать людей легко, но делать это тоже нужно уметь, незнание каких-то базовых вещей может серьезно тормозить работу.

К тому же я учусь на факультете технологического менеджмента и инноваций, направление моего обучения связано с управлением предприятиями высокотехнологичных производств, а это максимально близкая тема к менеджменту. Можно сказать, это соседи из ближайших квартир. На любом высокотехнологичном производстве в нефтяной, лесной или агропромышленности управляют людьми и процессами, и для этого тоже пригодятся практики регулярного менеджмента: планирование, обратная связь, делегирование полномочий и многое другое.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

— О каких конкретно вещах вы будете рассказывать на курсе?

— Практики регулярного менеджмента — это системная ежедневная управленческая работа руководителя. Их довольно много, и в каждой компании они отличаются. Я основывалась на тех, которые больше всего пригодились в моей практике. Например, все в курсе, что такое обратная связь, но не все знают, как правильно ее давать. В таких базовых практиках часто совершается множество ошибок, поэтому факультатив — это синтез моего опыта и той информации, которая наиболее полно и корректно с профессиональной точки зрения описана в литературе.

На факультативе у меня всего шесть практических занятий, соответственно будет шесть тем. Первую — целеполагание и управленческое планирование — мы уже прошли. Дальше мы изучим делегирование полномочий, техники проведения совещаний и обратную связь, а финальное занятие посвятим оценке эффективности работы сотрудников и ключевым навыкам современного руководителя: каким он должен быть и на что ему необходимо обращать внимание. Сейчас классические качества вроде стрессоустойчивости и коммуникабельности уже не определяют современного управленца. У ребят будет возможность самостоятельно определить топ характеристик, я лишь предложу им варианты, важные для меня. Это, например, эмпатия, умение говорить на языке бизнеса и понимать, как твоя работа влияет на процессы компании в целом, управление ожиданиями, то есть умение оценивать способности команды, внешние факторы, влияющие на ее работу, и способность объяснить, что ей по силам выполнить.

Чтобы закрепить знания, мы составляем диаграммы Ганта и дорожные карты, а еще проводим деловые игры в команде и игры по станциям. На них ребята столкнутся с разными ситуациями, например примерят на себя роли руководителя и подчиненного или займутся распределением задач в семье, где у каждого свои трудности. Дома студенты решают кейсы, читают дополнительную литературу и смотрят фильмы про менеджмент.

Я надеюсь, в конце курса ребята поймут, что нельзя руководить обезличенно. В первую очередь нужно оставаться человеком и осознавать, что подчиненные — это тоже живые люди, у которых могут быть свои проблемы, потребности или амбиции. Также важно научиться бизнес-мышлению. Когда студенты придут работать в компанию (особенно это касается маленьких предприятий), им предстоит понять, что любой промах будет заметен и повлияет на качество процессов, выручку, отношение с клиентами и многое другое. Поэтому важно трезво оценивать себя и свою команду и знать, как ставить цели на долгий срок.

Мария Цыпляева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Мария Цыпляева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Что при подготовке факультатива было для вас самым сложным?

— Для меня главная сложность была в сроках. Я подала заявку на конкурс 5 января, результаты сообщили в конце месяца, а факультатив начинался 11 апреля. У меня было два с половиной месяца, чтобы разработать курс, и оказалось, что этого времени едва хватает: нужно придумать теоретическую часть и практические задания, прочитать большое количество материала и отобрать из него то, что я буду дозированно рассказывать студентам, а также разработать рабочую программу дисциплины. К тому же мне нужно было вписать подготовку факультатива в свое расписание. Это оказалось сложно, но возможно.

Вторая главная проблема — совместить, казалось бы, разные уровни подготовки, создать единое информационное поле, чтобы студенты бакалавриата и магистратуры понимали, что происходит на факультативе, и сделать курс интересным для всех. В этом мне помогла потрясающая наставница — Евгения Шестакова, с которой я работала во время менторства и продолжаю взаимодействовать до сих пор. Мне с ней было очень легко, она подсказала много методических моментов, на которые я без наставника не обратила бы внимание. Когда мы проговаривали с ней структуру курса и я рассказывала Евгении, что хочу в нем отразить, я думала, что какие-то термины очевидны и понятны всем. Но она меня немного тормозила и просила объяснить их для остальных. Также мы упрощали какие-то задачи и добавляли дополнительные условия, которые помогали студентам найти обходные пути для решения.

— А что бы вы посоветовали студентам, которые тоже хотят создать и преподавать свой факультатив?

— Я бы рекомендовала участвовать в таких инициативах, потому что это уникальный опыт. Плюс мне кажется, если прокачать собственные компетенции, можно попробовать силы в конкурсе на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.

При разработке факультатива, во-первых, нужно очень четко понять, зачем он нужен вам и другим, чем он будет полезен: если это цель ради цели, чтобы просто поучаствовать в конкурсе, разработать дисциплину и попробовать себя в роли в преподавателя, где здесь задействованы другие студенты?

Во-вторых, советую уделить особое внимание описанию курса: нужно составить его так, чтобы действительно было понятно, о чем он, для кого и чему научатся его участники. Говорю это по своему опыту. Когда я только начала знакомиться с ребятами со своего факультатива, они рассказали мне, что им понравилось описание курса и поэтому они решили записаться.