Кто сейчас нужен рынку

За последние десять лет биотехнологические производства, как и многие другие, пережили цифровую трансформацию. Например, современную фармацевтику уже не представить без аналитики данных, компьютерного моделирования и других ИТ-методов. Технологии становятся сложнее, а от специалистов в этой области уже давно требуют новые навыки: теперь они не только должны уметь работать в лаборатории с биологическими культурами, микроорганизмами и химическими препаратами, но и знать основные методы биоинформатики.

«Уже невозможно всё просчитать и продумать самостоятельно, нужно разрабатывать специальные алгоритмы, которые будут анализировать данные: как генетические, так и производственные. Процессы автоматизируются, оборудование и технологии усложняются, количество задач увеличивается, и разработка тоже становится сложнее. Без анализа данных, биоинформатики уже никак — даже сотрудники, которые занимаются "мокрой" биологией, всё равно пользуются базами данных, алгоритмами, моделированием процессов», — рассказывает директор компании «Иннова плюс» Руслан Аль-Шехадат.

Руслан Аль-Шехадат. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Руслан Аль-Шехадат. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

По его словам, в последние годы в России укрепляется тренд на стремительное развитие и расширение как фармацевтических, так и в целом биотехнологических производств. Это связано с ориентацией на импортозамещение (в особенности лекарств) и активной поддержкой отрасли со стороны государства. Соответственно, индустрии требуется всё больше сотрудников — причем именно специалистов, которые могут разбираться в сложном оборудовании и технологических процессах. Например, одна из крупнейших фармацевтических компаний России «Р-фарм» трудоустраивает более тысячи человек ежегодно — и в основном именно операторов приборов и установок. 

Это подтверждают и специалисты по персоналу ООО «Герофарм» Анна Крылова и Виолетта Зиновьева — сейчас работодатели в первую очередь смотрят на наличие у выпускников практических навыков:

«Поскольку мы с каждым годом всё больше ориентированы на молодых специалистов, мы заинтересованы в большем количестве практических навыков у выпускника. Есть большая потребность не только в биотехнологах, микробиологах и химиках, но и в специалистах инженерных служб, экспертах по GMP (контролю качества лекарственных средств ― прим.ред.)», ― говорят они.

Как будут готовить таких специалистов в ИТМО

Чтобы подготовить выпускников биотехнологических факультетов к новым реалиям, в ИТМО запускают магистерскую программу, которая объединит биотехнологии, работу с данными и цифровизацию. Как объясняет декан факультета биотехнологий Михаил Курушкин, магистратура будет давать студентам, уже имеющим базовое биотехнологическое  образование, необходимую надстройку из машинного обучения, предиктивной аналитики, понимания производственных процессов и современных тенденций в биотехнологиях. Всё это позволит сделать выпускников более востребованными на рынке труда, а компаниям предоставить именно тех специалистов, в которых они нуждаются.

В перспективе студенты, успешно закончившие обучение, смогут претендовать на позиции технологов, аналитиков данных, операторов оборудования, экспертов по оценке и контролю качества продукции, специалистов по цифровизации и автоматизации производства.  

«Мы подумали, что у нас на мегафакультете много научных магистратур: мы обучаем студентов хорошо понимать процессы на клеточном, молекулярном уровне, в том числе в разрезе разных биотехнологических задач. Но в наших образовательных программах недостаточно охвачен производственный фокус и то, как выглядят биотехнологии на производственном уровне, ― отмечает Михаил Курушкин. ― Нужно понимать, что современные биотехнологические производства не обходятся без задействования различных ИТ-подходов: это цифровизация, автоматизация, роботизация, предиктивная аналитика. И компаниям нужны кадры, которые понимают принцип производства, ориентируются в технологиях и могут внедрять их на предприятиях».

Михаил Курушкин. Фото: Никита Селиверстов / «Мегабайт Медиа»

Михаил Курушкин. Фото: Никита Селиверстов / «Мегабайт Медиа»

Чему будут учить на программе

Как подчеркивает Михаил Курушкин, образовательная программа будет сфокусирована не только на подготовке специалистов для фармацевтических производств. Ее студенты смогут в целом освоить ключевые цифровые подходы, которые применяются в различных отраслях. Современную логистику в биотехнологиях сложно представить без предиктивной аналитики, сельское хозяйство — без умных технологий, а огромный пласт производства активно роботизируется и автоматизируется. Учащиеся получат необходимые знания, которые позволят им работать с этими актуальными задачами.

Большую часть дисциплин будут преподавать представители биотехнологических компаний. Учебный план разработан совместно с корпоративными партнерами: руководителем научного содержания выступает директор «Иннова плюс» Руслан Аль-Шехадат. В качестве научных консультантов выступили проректор НТУ«Сириус» по научно-технологическому развитию, руководитель направления «Биотехнология» Роман Иванов и региональный директор компании «Р-фарм» Александр Чернавин.

Курсы по машинному обучению, роботизации, цифровым двойникам, автоматизации промышленных процессов будут вести преподаватели факультета систем управления и робототехники и факультета инфокоммуникационных технологий. В частности, Алексей Маргун, который работает не только в ИТМО, но и сотрудничает с научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» — разработчиком вакцины «ЭпиВакКорона», и Дмитрий Добриборщ, ставший руководителем образовательной программы.

Руслан Аль-Шехадат, Дмитрий Добриборщ и Михаил Курушкин. Фото: Никита Селиверстов / «Мегабайт Медиа»

Руслан Аль-Шехадат, Дмитрий Добриборщ и Михаил Курушкин. Фото: Никита Селиверстов / «Мегабайт Медиа»

«Мы хотим привлечь к преподаванию не менее десяти человек — сотрудников топовых компаний. Помимо того, что они покажут реальную картину из индустрии, это даст возможность обучающимся познакомиться со своими потенциальными наставниками и, возможно, будущими работодателями. Они смогут на самых ранних этапах обучения определиться с выпускным проектом, который они хотели бы сделать. Причём эти проекты будут соответствовать реальным задачам индустрии», — заключает Михаил Курушкин.