Тренд на индивидуальных помощников в образовании 

Как понять, какие образовательные курсы будут эффективны, а какие – нет для конкретной профессии? Помочь определиться с траекторией саморазвития может приложение Liderium, которое разработала команда «А» из Университета ИТМО. Программа поможет пользователю оценить его навыки и компетенции, предпочтения и пристрастия на основе введенных данных и предложит готовую траекторию развития для достижения цели, то есть трудоустройства на выбранной должности. Траектория будет включать в себя либо посещение каких-либо семинаров, хакатонов, либо обучение в вузе, либо прохождение онлайн-курсов или же все вместе взятое.

Как будут создаваться эти рекомендации? Обученная нейросеть будет находить в различных профессиональных базах данные людей, которые уже добились успеха на той же должности, которую выбрал пользователь. Затем алгоритм будет анализировать, какие образовательные мероприятия посещали эти люди, в каких конкурсах участвовали, где еще проявляли себя или обучались, и предлагать пользователю следовать примерно тем же путем. Кроме того, авторы проекта намерены создать бота, который будет помогать готовиться к собеседованиям в компаниях. Монетизировать проект разработчики планируют за счет платных консультаций экспертов, продажи онлайн-курсов, рекламы университетов-партнеров.

Команда «Космос» из Татарстана также создала прототип приложения, которое поможет человеку выбрать путь к профессии. Например, если человек хочет работать на рынке авиационных технологий, авиастроения (рынок AeroNet в рамках НТИ), то программа предложит ему вузы по этой специальности. При этом пользователь сможет сразу увидеть основные дисциплины и прочитать, почему они важны для выбранной им профессии. С помощью приложения можно будет получить консультацию эксперта в той или иной профессиональной области. Кроме того, приложение покажет, на каких конкретных должностях сможет работать пользователь после окончания той или иной образовательной программы.

Тренд на онлайн-образование ради нужных навыков, а не хайпа

Работодатели все более внимательно присматриваются к названиям онлайн-курсов, указанных в строчках резюме потенциальных сотрудников. Онлайн-образование может помочь получить актуальные навыки, которым не удалось обучиться в вузе или которые стали востребованы уже после окончания университета. Но порой студент изучает какие-либо онлайн-курсы, а потом не знает, где применить эти знания. В итоге время, потраченное перед монитором компьютера, тратится впустую.

Исправить эту ситуацию можно и нужно, уверены участники команды Badсode Corporation из Политехнического университета Петра Великого. Они придумали систему, которая будет спрашивать у пользователя, какие навыки и компетенции у него уже есть, кем он хочет работать, и на основе этого предложит ему курсы, которые помогут дополучить навыки, необходимые именно для выбранной работы. Также система приведет список вакансий, в описаниях которых указываются те самые навыки согласно данным с рекрутинговых сайтов. Таким образом, студент, начиная очередной онлайн-курс, сможет точнее представлять, в какой именно работе потребуются полученные знания.

Тренд на 3D, виртуальную и дополненную реальность

Команда Новгородского государственного университета подняла проблему нехватки практических знаний у студентов и представила идею стартапа, который будет делать по заказу вузов 3D-модели каких-либо устройств, химических процессов, биологических организмов, в целом - чего угодно. Таким образом, студенты смогут изучать анатомию человека не по картинкам в Интернете, а рассматривать объемную модель органов и частей тела или наблюдать образование химических связей не в формулах, а с помощью наглядных видео. То же самое относится и к физике. Ведь зачастую бывает очень трудно визуализировать математические формулы, которые обозначают реальные характеристики явлений. С помощью 3D-моделей можно было бы наглядно изучать те или иные физические процессы, чтобы лучше понимать, что обозначают математические вычисления.

Еще одна команда  предложила использовать очки дополненной реальности, чтобы обучать людей удаленно и с большей эффективностью. Вместо того, чтобы сидеть перед экраном компьютера и слушать бесконечные семинары, студенты смогут видеть лектора перед собой, выполнять какие-либо задания в смоделированной виртуальной реальности, сразу же получать уведомления об ошибках или какие-либо подсказки и прочую информацию. По словам инициаторов проекта, это позволит получить практические навыки, потому что существующие онлайн-курсы могут дать лишь теоретические знания. Кроме того, использовать очки дополненной реальности может быть просто удобнее: не нужно открывать дополнительные программы, переключать функции, делать рутинные «бумажные» задания.

Тренд на фидбэк о работе преподавателей и успехов студентов

Команда «Полимеры» решила помочь студентам высказывать свое мнение о тех или иных лекциях. Очень часто студенты, даже если лекция была интересной, не могут подытожить услышанное и задать лектору нужные вопросы. В результате приходится разбираться с ними дома самостоятельно. Чтобы это исправить, участники хакатона предложили преподавателям и студентам пользоваться приложением, благодаря которому студенты могут быстро делать для себя пометки о новом материале, ставить знаки вопроса в непонятных местах лекции либо же отмечать, что лекция в какой-либо части была слишком скучной.

В результате в конце занятия студенты смогут быстро сориентироваться, что им было непонятно, а преподаватель проанализирует, какие части его доклада были слишком сложными или неинтересными. Конечно, для работы системы нужно, чтобы лектор загружал в нее презентацию своего занятия. По мнению разработчиков, такое приложение поможет студентам проявлять большую активность на лекциях, а также снимет с них внутреннее напряжение.

А команда «QLabs» выступила с идеей, которая поможет преподавателям лучше оценивать подготовку студентов, а также самим студентам – оценивать свои силы. Для этого обучающиеся будут решать тестовые задания, контрольные в специальном приложении, которое будет замерять время составления ответа на задания разных уровней сложности у разных пользователей. После сравнения этих данных система будет определять, насколько те или иные студенты соответствуют общему уровню подготовки других обучающихся по той же специальности, и на основе этого составлять для них рекомендации пройти тот или иной курс, обратить внимание на тот или иной материал, чтобы не отставать от других обучающихся. По словам авторов проекта, систему можно будет использовать и на платформах онлайн-образования.

Итоги хакатона

Всего на хакатоне в Санкт-Петербурге выступили 20 команд, которые соревновались между собой в двух группах по десять человек. В первой группе победила команда Future Boost. Во второй группе лучшей оказалась команда VIOTR. Подробнее с результатами хакатона можно ознакомиться здесь.

Команде VIOTR сразу же после завершения хакатона уже предложили возможное сотрудничество, сообщил один из разработчиков проекта Владимир Кублашвили. VIOTR предложила использоваться виртуальную реальность для обучения сотрудников работе на удаленных объектах или для отработки внештатных ситуаций. То есть человек, надевая VR-очки, оказывается в месте будущей работы либо на своем рабочем месте, но в необычной ситуации. Например, инженер, который едет на полугодовую вахту на отдаленный завод, может заранее узнать, как будет выглядеть предприятие и находящееся там оборудование, потренироваться работать с ним. При этом виртуальная реальность будет моделироваться не с помощью компьютерной графики, а будет выглядеть фотореалистичной.  Это значит, что 3D-модель реального объекта будет создаваться с помощью лазерного сканирования, а затем на эту модель будут «накладываться» фотоизображения методом фотограмметрии.

«Аналогов нашему проекту пока нет. VR используется в обучении, но все прорисовывают виртуальную реальность с помощью компьютерной графики, а не создают именно фотореалистичную модель объекта. Условно говоря, если делается модель какого-нибудь цеха завода, то на графической модели сам цех и оборудование будут идеальными, а не такими, как в реальной жизни. Может даже доходить до того, что в реальности кнопки на аппарате расположены не там же, где и в виртуальной реальности. На хакатоне мы представили модель котельной на территории “Ленполиграфмаша”, которую полностью сделали за эти несколько дней мероприятия», – прокомментировал Владимир Кублашвили.

Школа английского языка Skyeng заинтересовалась проектом VIOTR для реализации собственных задач. По словам Владимира Кублашвили, сейчас школа получила заказ от метрополитена на обучение сотрудников информационных центров и кассиров английскому языку. Для этой задачи также можно использоваться технологию VIOTR, то есть создать реалистичную модель рабочего места сотрудников метрополитена и отрабатывать в ней разговоры с иностранцами.

Кроме северной столицы «Собери университет» проходил также в Москве, Ульяновске, Томске, Владивостоке и Махачкале, собрав около одной тысячи участников. Таким образом, хакатон стал одним из самых крупных в области образования в мире. Победители и призеры получили не только ценные советы менторов, но и призы от партнеров.  Общий размер инвестиций в создаваемые участниками хакатона решения составил от 10 миллионов рублей, а общий призовой фонд – 800 тысяч рублей.

Об «Университете 20.35»

Это масштабный федеральный проект, который ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках. Это будет сетевой университет, то есть программа для каждого студента будет формироваться из различных курсов, которые доступны на различных образовательных площадках. Предлагать свои курсы для составления персонифицированных программ будут ведущие вузы страны: Университет ИТМО, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, Сколково и другие образовательные организации. Кроме того, в процессе будут участвовать Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) и коммерческие компании.

Согласно стратегии «Университета 20.35», сегодня лучшие образовательные практики по отдельным компетенциям распределены территориально в разных учебных заведениях и организациях в силу исторических причин и локации педагогов, поэтому обучаться им в одном физическом месте невозможно.

Самое важное, что при составлении программы будут учитываться уже имеющиеся у студентов компетенции и навыки. Вместо диплома выпускник получит цифровой профиль компетенций, который будет отражать его реальные достижения. При этом важно, что эти достижения должны будут соответствовать актуальным требованиям компаний, которые работают в областях НТИ.

Программа «Университет 20.35» официально была запущена перед открытием хакатона «Собери университет» в Санкт-Петербурге, в пространстве «Точка кипения».  В рамках запуска состоялась дискуссия о будущем «За 18 лет до новой эры». Ее провел директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.