Мероприятие прошло в рамках тематической недели «Градостроительство, архитектура и дизайн» при участии Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. Организаторами встречи выступили Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Дискуссия объединила представителей органов государственной власти Петербурга и индустрии, исследователей, а также ведущих специалистов в области светового дизайна, IT-технологий, архитектуры и градостроительства.

Как подчеркнула Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна, международной лаборатории светового дизайна городской среды и Института Art & Science Университета ИТМО, которая выступила модератором встречи, сегодня именно на Петербург, который исторически явился флагманом всего уличного освещения в России, ложится задача формирования нового подхода к созданию световой среды города.

«На нас лежит важная миссия работать с областью светового дизайна и делать это сообща с помощью современных методов. Ведь то, что происходит сейчас в науке и на рынке, должно развиваться параллельно, но зачастую, к сожалению, эти области не соответствуют друг другу. В науке говорят о нанотехнологиях, а муниципальные службы города до сих пор вынуждены решать рутинные проблемы, слабо связанные с высокотехнологичными разработками. Мы видим, что это фактически совершенно разные миры. Поэтому наша общая задача — решить, как мы можем органично совместить эти области и развивать световую среду. Ведь световые технологии, сам подход к формированию городской среды меняется с каждым годом. И нам всем прежде всего важно понять, каким свет будет завтра», — сказала она, открывая дискуссию.

На первый план выходит информативность

Если раньше при формировании световой среды города доминирующими факторами оставались безопасность и комфорт, с развитием технологий к ним добавляется информативность среды. Свет становится новым средством коммуникации среды и человека, подчеркивает Наталья Быстрянцева. К примеру, уже в прошлом году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина вызвался быть первым учреждением культуры в России, который сможет использовать Light ID — технологию интеллектуального света от Panasonic, которая позволяет считывать информацию с любого предмета, освещенного светодиодным источником света. Для этого достаточно загрузить на смартфон специальное приложение и навести камеру на объект, чтобы получить данные о нем практически на любом языке мира. При этом световой код можно считать с достаточно большого расстояния (до 10 метров) и даже толпа людей не станет помехой для этого. На телефон сам световой код поступает менее, чем за секунду, отмечают производители.

Последние несколько лет ученые по всему миру продолжают эксперименты и с новой технологией передачи данных через светодиоды в лампах дневного света. В паре с фотоприемником лампа превращается в нормальный модем. По аналогии с Wi-Fi такой вид связи называется Li-Fi. В нем вместо радиочастотного используется оптический сигнал. Уже сегодня разработки постепенно выходят из лабораторий. Например, осенью 2016 года стало известно, что в Париже откроется первый в мире офис, оснащенный технологией Li-Fi. А первая в России локальная сеть передачи данных с помощью света была запущена на кафедре световых технологий и оптоэлектроники Университета ИТМО. И хотя технология не вытеснит привычный Wi-Fi, аналитики видят за передачей информации с помощью света блестящие перспективы: так, американская исследовательская компания Grand View Research предсказывает, что к 2024 году рынок технологий по передаче данных с помощью света, включая Li-Fi, достигнет $100 млрд.

Те возможности, которые предоставляет технология Li-Fi, способны модифицировать не только работу отдельных организаций, но и городское пространство в целом, считает Игорь Середин, генеральный директор компании «О2 Световые Системы».

«Технология предоставляет человеку возможности, которых у него раньше не было, она позволяет использовать пространство иначе. Теперь у человека появляются и новые возможности навигации по городу, и новые источники информации об объектах, например, он может легко и быстро узнать о состоянии дорог. Раньше жители города могли делать это дома, сидя за компьютером, а сейчас такая возможность может появиться в любой точке городской среды», — отмечает он.

А как понять, какой хотят видеть среду сами пользователи и можно ли предугадать заранее выигрышные или провальные решения? Область светового дизайна постепенно становится площадкой взаимодействия художников, архитекторов, ученых и IT-специалистов. Новые инструменты, уже позволяющие анализировать предпочтения людей, оказывают большое влияние и на развитие световой среды. С одной стороны, это анализ огромных массивов данных, полученных из разных источников, который позволяет узнать, чего ждут от вашего пространства ваши будущие посетители, с другой — способность с помощью различных технологий, в том числе виртуальной реальности, моделировать такие пространства и избегать возможных ошибок.

Свет становится искусством

Но не только технологии определяют развитие световой среды в новых пространствах развивающихся городов. Интерактивность световых объектов, их ориентированность на каждого конкретного человека, а также их новое эстетическое прочтение — именно этого хотят современные пользователи, говорит Дмитрий Буров, генеральный директор компании ILDC &light, работающей не только в России, но и в Аргентине, на Филиппинах и в других странах. Как отмечает эксперт, только за последние пять лет на международном рынке значительно возросли требования к проектам: теперь заказчиков привлекает комплексность решений. Бюро или компании, специализирующейся на решениях в области светового дизайна, уже недостаточно просто создать проект освещения, теперь необходимо продумать его интеграцию в городскую среду, а также сценарий создаваемого пространства.

Дмитрий Буров
Дмитрий Буров

«Наша практика показывает, что теперь пользователи ориентированы на восприятие комплексной среды, их уже не устраивают какие-то локальные, усеченные решения. Возрастают требования и к самому дизайну элементов, приборов. Если раньше прослеживался своего рода утилитарный подход — элементы воспринимались как просто источники света, теперь они должны выглядеть эстетично в любое время, выступать отдельным предметом искусства», — комментирует Дмитрий Буров.

Как подчеркивает эксперт, среда перестала восприниматься так, словно вы смотрите на нее мельком, из окна автомобиля, фокус светодизайнеров постепенно смещается на пешехода, каждого конкретного человека, который в любой момент времени может начать взаимодействовать с пространством и любым его объектом. В связи с этим возникает и новое прочтение городских скульптур, добавляет Тарас Машталир, медиахудожник, композитор и продюсер, идеолог проекта SONICOLOGY (Экология Звука). Они перестают быть застывшими объектами, а, напротив, вступают в полноценное взаимодействие со зрителем. Что только стоят проекты знаменитого датского медиахудожника Даана Рузегаарде (Daan Roosegaarde), которые подобно живым объектам с помощью света, звука и движений реагируют на действия пользователя.

Например, Lotus от Studio Roosegaarde — это фактически живой купол, сделанный из сотен ультралегких алюминиевых цветов, которые открываются, реагируя на человеческое поведение. Когда зритель подходит к объекту, серебряный купол загорается и открывает свои лепестки. В зависимости от движений пользователя Lotus меняет свое поведение — от едва различимого движения лепестков до динамичного взаимодействия со зрителями. Комплексное взаимодействие с объектом строится на игре света и тени, а также на звуковых эффектах, которые меняются вслед за движением пользователя.

Но такие объекты подходят не только для музейных и выставочных пространств, органичное применение они находят и в повседневности. Например, проект Marbles — еще одна разработка студии Рузегаарде — превратился в интерактивную детскую площадку.

Точно так же звуковая скульптура «Стелла» – результат сотрудничества Тараса Машталира с дизайнерами и архитекторами Петербурга Павлом Панкратовым, Владимиром Антощенко и Университетом ИТМО — может стать частью городского пространства. Скульптура чутко реагирует на малейшее движение человека, создавая гармоничный звуковой ряд и цветовую палитру и уже экспонировалась, в частности, в рамках фестиваля MediaIN в Александринском театре. Как отмечает медиахудожник, «Стелла» может приобретать различные формы, что позволит ей органично вписаться в среду Петербурга.

Комплексная световая среда в Петербурге: акцент на классику или новые технологии?

Но как, учитывая последние тенденции, создавать комплексную среду в пространстве, которое представляет собой уникальный город-музей? В любом проекте к архитектуре и богатому культурному наследию, которое ежегодно привлекает в Петербург миллионы туристов со всего мира, необходимо подходить очень аккуратно, сходятся во мнении представители органов государственной власти и индустрии. Однако остается и в культурной столице России много мест, которые требуют нового подхода к организации световой среды. Многочисленные спальные районы, сады и парки — именно здесь можно и необходимо создавать индивидуальные пространства, которые позволят объединить человека и среду, создавая новый уровень взаимодействия, говорит Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет».

Созданию таких интерактивных пространств не помешают даже погодные условия, соглашается Юрий Карпенко, руководитель светотехнического направления компании «Сарос». Успешные проекты можно реализовать и в северных районах — например, пару лет назад на площади Фестивалей (Place des Festivals) в Монреале была установлена инсталляция Prismatica – яркое скопление из вращающихся призм, каждая из которых достигала двух метров в высоту.

Для того, чтобы такие проекты стали основой для создания комплексной световой среды, необходимо выстроить цепочку взаимодействия всех участников рынка, органов государственной власти и исследовательских институтов, а также разработать все необходимые нормы и регламенты реализации инициатив, подчеркивает Наталья Быстрянцева. Одним из первых шагов в создании системы станет формирование общей терминологии для всех ее участников, а также дальнейшее укрепление взаимодействия с государственными структурами, в частности, с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, считает Елена Белова, директор по развитию компании IntiLED.

Елена Белова
Елена Белова

Диалог продолжится в рамках четвертой научно-практической конференции «Световой дизайн — 2017», которая пройдет с 12 по 13 октября на Новой сцене Александринского театра. Мероприятие является открытой международной дискуссионной платформой для представителей науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий и соберет свыше 500 ведущих российских и иностранных экспертов в области светового дизайна, архитектуры, искусства, урбанистики, инженерии, IT и мультимедиа-технологий.

Здесь же состоится презентация итогов совместного проекта Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и санкт-петербургского государственного унитарного предприятия «Ленсвет» по разработке комплексной программы развития Петербурга. Это первый в России проект городского масштаба, предполагающий анализ структуры световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Петербурга. Результаты проекта станут основой для разработки адресной программы развития освещения северной столицы на период 2018–2030 годов с перспективой до 2050 года.