Ты окончила бакалавриат и магистратуру Университета ИТМО на инженерно-физическом факультете. Почему ты решилась на еще одну магистратуру в Германии?

Когда я училась в магистратуре Университета ИТМО, я воспользовалась возможностью поехать в Федеральную политехническую школу Лозанны (EPFL) в Швейцарии на зимний семестр. Я съездила, зарядилась энергией и атмосферой обучения за границей и захотела еще. К тому моменту моя магистратура подходила к завершению, и я понимала, что нужно продолжать обучение. Повлиял на решение еще один фактор: когда я училась в Швейцарии, я пропустила в Университете ИТМО семестр по световому дизайну (в тот момент у нас уже было разделение), а в Швейцарии снова изучала физику и информатику. Я понимала, что работать в области светового дизайна я смогу, но для роста по карьерной лестнице необходимо было научиться большему. Поэтому на последнем году обучения в магистратуре я стала рассматривать разные варианты: аспирантуру в России или поступление в ещё одну магистратуру за рубеж самостоятельно. В итоге я выбрала Германию, потому что она оказалась ближе и образование в ней бесплатное. Тогда я нашла Университет прикладных наук города Висмар (Hochschule Wismar University of Applied Science Technology, Business and Design) – университет высоко котируется на международном рынке – и решила сразу после окончания магистратуры в России отправиться в Германию. Рассматривала также варианты в США, Австралии и Швеции.

Обучение проходило на английском языке? Насколько тебе необходим был немецкий?

Программа в Висмаре была на английском, немецкий мне подтверждать не нужно было.  Когда я ехала в Германию, немецкий я почти не знала – я не учила этот язык ни в школе, ни в вузе. Знания этого языка мне не хватало: город, где я обучалась, маленький, английским в обиходе пользуются мало, к тому же весь документооборот производится на немецком. Сначала нам, как студентам, помогали, но трудности все равно были. В первом семестре дополнительным предметом я взяла немецкий язык, занималась два раза в неделю и самостоятельно, однако в следующем семестре было много других предметов, которые накладывались на немецкий, поэтому от него пришлось отказаться. Система обучения в моем вузе предполагала год лекционных и практических занятий, полгода практики в любом месте планеты, и оставшиеся полгода отводились для написания диплома – в это время тоже можно было находиться за пределами Висмара. Приезжать в вуз нужно было только для сдачи экзаменов. Когда я уехала на практику, немецкий я снова забросила, поэтому позже мне пришлось его интенсивно подтягивать. Сейчас я учу немецкий для работы, на которой использую сразу три языка – английский, немецкий и даже русский. Но русский используется редко, в случаях когда появляются проекты из России и только в ситуации, когда я один на один с представителем русскоязычной компании.

Университет прикладных наук города Висмар. Источник: социальные сети
Университет прикладных наук города Висмар. Источник: социальные сети

Ты самостоятельно занималась поступлением за рубеж или воспользовалась сторонней помощью?

Я все делала сама. Приходилось заходить на сайты университетов и изучать всю информацию – это непросто, ведь данных очень много, многое есть только на немецком. Затем я связывалась с представителями вузов, собирала рекомендательные письма от профессоров, с которыми работала, и работодателей. Из-за того, что образование в Германии бесплатное, там очень высокая конкуренция. Университет в год отбирает в среднем 20 человек со всего мира. Исключением стала моя группа из 40 человек. Состав был интернациональный – студенты приехали из 23 стран мира. Успех в поступлении сильно зависит от ранее полученного опыта. Все мои одногруппники были старше меня, все уже имели опыт работы по несколько лет в смежных областях (архитекторы, дизайнеры интерьеров и продукции). Университету важна осознанность поступления, мотивация и разносторонность кандидатов. Именно поэтому портфолио играло ключевую роль.

Как ты собирала портфолио, были какие-то определенные требования? Как ты считаешь, почему на тебя обратили внимание?

Моим плюсом стало техническое образование и творческий подход к решению различных задач – я и физик, и дизайнер, это редкое сочетание. У меня был определенный набор научных публикаций, но сконцентрировалась я на портфолио, так как реальный опыт важнее. Как таковых правил составления портфолио нет. Известно, что оно должно включать около 15-20 страниц, на которых ты показываешь разнообразие своих работ и навыков – показываешь, что можешь работать в разных компьютерных программах, с разными форматами. Для составления портфолио я стала изучать рынок и узнавать, в каких программах работают специалисты. Если не знала этих программ, садилась, разбиралась в базе и пыталась их использовать. Какие-то работы из моего портфолио были реальными проектами из фирмы, в которой я работала в России, какие-то существовали только в виде концепций, а какие-то я создавала исключительно для портфолио, чтобы продемонстрировать свои навыки. Иногда в интернете я выбирала понравившийся кейс и пыталась реализовать нечто подобное, но с индивидуальным подходом.

Как долго ты готовилась к поступлению в Висмар?

Я готовилась к поступлению параллельно с завершением обучения в России. Подача документов в вузы Германии, как правило, закрывается за полгода до начала учебы, а в некоторых вузах еще раньше. Если человек собирается учиться за рубежом, чтобы не было перерыва в обучении, он должен заложить последний год учебы на изучение и подбор различных вариантов. Кроме того, надо помнить, что поступление требует подтверждения уровня иностранного языка, а это тоже требует времени. В моём случае это был английский. Если ты самостоятельно не можешь подготовиться к экзамену, то нужны курсы, которые длятся минимум два-три месяца. Я изучала английский самостоятельно, ездила учиться за рубеж, что очень помогло, но подстраховалась и тоже взяла ускоренный курс, чтобы лучше понять структуру экзамена. 

Ты подавалась на стипендии или иную финансовую поддержку?

Нет, я думала, что смогу получить стипендию от вуза, однако система предоставления стипендий работает достаточно сложно, и ее надо изучать отдельно. DAAD на тот момент тоже не могли мне оказать финансовую поддержку. Поскольку поступающей информации было слишком много, я многое упустила в этой области, главное было – поступить, а для этого нужно было вовремя подать все документы. Информации действительно очень много, и она вся рассредоточена. Есть стипендии от государства и компаний на определенные специальности, например, для юристов, экономистов и других направлений, однако по световому дизайну найти что-либо очень сложно. Программ по световому дизайну не так много, за время поиска я нашла достойные варианты в Германии, Италии, Швеции, США и Австралии.

Несмотря на то, что стипендии у меня не было, я нашла небольшую подработку. Пока я училась в Висмаре, я работала с профессором по четыре часа в неделю, помогая ему по разным образовательным задачам, – этих денег хватало на минимальные расходы. Также я стала преподавать танцы в университете, самостоятельно открыв кружок латино-американских танцев.

На втором курсе полгода ты должна была проходить практику. Какое место ты выбрала?

Я проходила практику в крупной фирме в Нью-Йорке. Практику каждый студент искал самостоятельно. Максимальная поддержка, на которую мы могли рассчитывать, – связи профессоров с компаниями. Иногда преподаватели отправляли на общую почту группы информацию о том, где нужны стажеры, а мы, в свою очередь, отправляли резюме. В Европе и США к стажеру предъявляются очень высокие требования. Несмотря на то, что ты фактически работаешь бесплатно или за минимальную оплату, тебя далеко не везде возьмут.

Проект по светодизайну
Проект по светодизайну

Практику в Нью-Йорке я нашла сама. Фирма, в которую я попала, была в топе лучших светодизайнерских компаний США. Она создавала флагманские концепции светового дизайна большинства проектов в Америке и Франции, среди них были всевозможные бутики, рестораны, гостиницы, небоскрёбы, мосты. Во время стажировки меня перебрасывали с проекта на проект – где-то я делала макеты, где-то чертежи и расчёты. Я считаю, что мне повезло, так как в моей команде было много небольших проектов, поэтому я могла развивать разные компетенции. Некоторые мои одногруппники попадали на крупные проекты, над которыми работали весь семестр.  До стажировки в Нью-Йорке я уже бывала в США по программе Work&Travel, когда еще училась в бакалавриате, поэтому со страной была уже немного знакома. Для стажировки я рассматривала англоязычные страны, потому что хотелось полностью отдаться работе, не задумываясь о языковых барьерах.

Показалось ли тебе обучение в магистратуре в Германии более сложным?

С английским языком проблем не возникло никаких, однако программа в Германии предусматривала много групповых проектов, в которых задействованы сразу несколько студентов – это мне показалось непростой задачей, так как у большинства студентов различный бэкграунд. Также проекты, над которыми мы работали, мне показались более серьезными, чем те, с которыми я работала в России. Однако магистратура по световому дизайну в Университете ИТМО за последние три года очень изменилась. Мы были «пилотной» группой, на нас пробовали разные форматы, поэтому я не могу сравнивать нынешние программы в Университете ИТМО и  в Висмаре.

Ты работаешь в немецкой компании, занимающейся световым дизайном. Расскажи, как ты нашла работу и в чем заключаются твои обязанности?

Я бы сказала, работа сама меня нашла. Когда мы с одногруппниками искали стажировки, мы отправились на крупнейшую выставку по световому дизайну Light and Building во Франкфурте и стали рассматривать представленные там компании. Я разместила на сайте выставки свое резюме, которое позднее организаторы в числе других распечатали и повесили на стенд с объявлениями. Там мое резюме заметила шеф компании, в которой я сейчас работаю. Ее привлекло, что у меня техническое образование. Она позвонила и предложила пройти собеседование. Первый раз мы встретились прямо на выставке, после чего меня пригласили на собеседование в офис в Берлин. Тогда я не знала, хочу ли я работать в Германии, но решила попробовать свои силы, к тому же диплом можно было писать где угодно, и я могла переехать. На собеседовании, помимо теоретического собеседования, меня посадили за компьютер и смотрели, как я выполняю работу. В компанию меня сразу взяли в штат, а не на должность стажера – это было беспрецедентным случаем для компании.

Виктория на выставке Light and Building
Виктория на выставке Light and Building

Сейчас я работаю по специальности световым дизайнером. В ряд моих задач входит разработка концепций проекта. От заказчиков мы получаем какое-либо пространство, в котором нужно продумать внутреннее или наружное освещение. Пространства попадаются разные – от ресторанов и музеев до аэропортов и улиц. Мы разрабатываем концепции, предлагаем их клиенту, затем на основании выбранного варианта создаем чертежи и расчеты по стандартам, 3D-модели, выезжаем на объекты, проводим тесты, другими словами, ведем проект от создания идеи до последнего этапа реализации.

Ты начала работать в Берлине во время написания диплома. Насколько тебе было трудно?

Было очень трудно. Среднестатистический европейский студент во время написания диплома не отказывается полностью от работы, но остается на должности стажера, это значит, что он работает только четыре дня в неделю, например, и спрос с него не очень жесткий. Работа в фирме иногда дает студенту возможность использовать рабочие проекты как базу для диплома, а также советоваться с практикующими экспертами. Мне в компании тоже предлагали перейти на должность стажера, когда видели, что я совсем зашиваюсь, но я отказывалась, решив идти до конца. Над дипломом я работа по выходным, и это было трудно. Диплом нельзя написать за последние недели, на протяжение всего семестра ты должен проводить большое исследование, которое требует постоянной вовлеченности.

С какими трудностями ты столкнулась, когда организовывала свой быт в Берлине?

Когда живешь самостоятельно, ты должен заботиться о многих моментах, например, налогах. В Германии – это целое искусство, например, есть налог на радио и телевидение и другие неочевидные для нас вещи. Тебе начинают присылать штрафы, ты должен думать о том, где и как лучше зарегистрироваться, вовремя подавать декларации, следить за визой. Например, я работала по студенческой визе, по которой можно работать ограниченное количество дней, после чего человек должен изменить статус визы или прекратить работу. Чтобы изменить статус визы, нужно подавать документы в международный офис в среднем за два-три месяца, а когда я узнала о том, что должна менять визу, у меня совсем не было времени, поэтому пришлось брать перерыв на работе. Когда ты начинаешь жить один вне университета, ты многое не знаешь, и это незнание выливается в нервы, деньги и слезы. Со временем ты, конечно, постепенно адаптируешься.   

Виктория Горелкина
Виктория Горелкина

Насколько охотно в Германии немецкие компании принимают на работу иностранцев? Можно ли устроиться без знания немецкого? 

Несмотря на то, что я работаю в немецкой компании, у нас 50 % сотрудников немцы, остальные – иностранцы. Работодатели ценят иностранцев, потому что понимают, что приезжим работа дается сложнее и поэтому они более старательные. Когда компания нанимает человека без знания немецкого, она старается его мотивировать на изучение языка, и, хоть знание языка не прописывается строго в контракте, для успешной карьеры язык выучить придется. Например, у нас есть негласное правило: если ты прошел курсы немецкого, с тобой в компании будут говорить по максимуму на немецком. Однако в некоторых компаниях знание немецкого языка заложено как одно из основных требований, в таком случае ваше резюме без знания немецкого даже не будут смотреть.

Планируешь ли ты вернуться в Россию? 

Это сложный вопрос, потому что я до сих пор не определилась, где бы хотела жить. В Берлине я работаю уже полтора года, мне нравятся коллектив, компания, однако я не могу сказать, что мне комфортно в этом городе на все 100 %. Мне хотелось бы получить и другой европейский опыт, а в Россию я всегда успею вернуться. Сейчас я не уверена, что на родине я смогу найти работу, которая меня в полной мере удовлетворит и позволит работать с такими масштабными проектами, с которыми я работаю сейчас. Все-таки в России, в частности в Петербурге, люди пока не готовы платить за световой дизайн так, как это делают в Европе. В России этот процесс пока только развивается. Но я верю, что у моей страны все ещё впереди.