Clubhouse ― это новая платформа, в которой общение происходит исключительно в аудиоформате в режиме реального времени. Главной особенностью новой соцсети, которая и обеспечила ей невероятный взлет популярности, стало то, что в ней можно вживую услышать выступления топовых представителей из бизнеса и IT, а также селебрити вроде Опры Уинфри и Джареда Лето. Настоящий бум произошел после того, как на площадке появились Илон Маск и Марк Цукерберг ― это сразу привлекло к ней интерес со стороны технологического бизнеса и индустрии диджитал.

Университет ИТМО запустил в Clubhouse комнату для дискуссий о современном образовании. В первом прямом эфире приняли участие первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, сооснователь проектов Нетология, Фоксфорд, Edmaket, Digital Dolina Максим Спиридонов, СЕО Wildjam и Dream Team House Ярослав Андреев, руководитель образовательных сервисов Яндекс Илья Залесский, директор по связям с университетами Mail.ru Group Сергей Марданов и CEO Setters Education Александра Жаркова.

Как объяснил заместитель начальника отдела имиджевых мероприятий Александр Гостев, целью мероприятия было получить взгляд со стороны на то, что происходит с высшим образованием прямо сейчас.

«Clubhouse дает возможность максимально быстро собрать некий круглый стол из экспертов в области IT, образования, при этом не делая из этого какое-то крупное мероприятие. Мы решили организовать диалог не просто представителей вузов ― такие дискуссии и так постоянно происходят, — а именно людей вне академического образования. Интересно узнать именно взгляд со стороны, как люди смотрят на высшее образование и какие проблемы в нем видят, ― говорит он. ― Помимо представителей онлайн-образования мы позвали CEO Wildjam Ярослава Андреева как крайне успешного предпринимателя, который брался за множество неочевидных проектов ― и все они выстрелили. При этом он сам часто подчеркивает, что у него два неоконченных высших образования. Поэтому нам было интересно его мнение. А еще было интересно через него узнать о ребятах из TikTok, что они думают об образовании ― это сейчас весьма актуальная тема».

Александр Гостев
Александр Гостев

Рассказываем, что именно обсуждали во время встречи, и к каким выводам пришли эксперты.

Почему студенты прогуливают пары

Первую тему для дискуссии задала Дарья Козлова. Она рассказала о том, как в ИТМО ищут новые подходы к мотивации студентов, в том числе через игровые методы.

Также спикеры обсудили другой важный вопрос ― почему абитуриенты буквально сражаются за то, чтобы попасть в ведущие вузы страны, а потом теряют интерес к учебе уже в первом-втором семестре.    

Сооснователь Нетологии Максим Спиридонов высказал мнение, что это вполне нормальная история: обучение должно происходить через преодоление, чтобы до конца доходили самые сильные и замотивированные. Онлайн-обучение в этом плане ничем не отличается: по статистике, только 3-5% от всех записавшихся на какой-либо курс на Coursera проходят его до конца. Спикеры признались в собственных прогулах: Ярослав Андреев не посетил ни одного занятия из купленного за 80 тысяч рублей онлайн-курса по MBA, а Дарья Козлова полностью прогуляла домашний курс по шпагату и растяжке.

Максим Спиридонов. Источник: m.seonews.ru
Максим Спиридонов. Источник: m.seonews.ru

Максим отметил, что все-таки у Skillbox и Нетологии процент завершивших курс довольно большой для онлайн-образования: до финала доходит около 50-70% студентов. Илья Залесский рассказал, что у образовательных проектов Яндекса этот процент еще больше, что можно объяснить четким пониманием студентов ― зачем они пришли на курс и чему хотят научиться. Поэтому около 70% всех выпускников трудоустраиваются в первые три месяца после получения сертификата от Яндекса, отметил он.

Главная проблема ― как определили ее участники дискуссии ― это именно непонимание студентами, что дает им высшее образование. Очень часто молодые люди поступают в вузы только потому, что от них это требуют родители и общество, и даже не всегда сами выбирают специальности для обучения. Но сейчас есть и другая тенденция, когда выпускники школ в принципе отказываются от высшего образования.

Ярослав Андреев не видит в этом большой проблемы. В общении с юными тиктокерами он часто говорит им о необходимости самообразования и саморазвития. Например, в основанном им Dream Team House для блогеров устраивают мастер-классы по актерскому мастерству, пению, видеопродакшену ― чтобы подготовить для дальнейшей карьеры вне TikTok. Но заставлять молодых людей обязательно идти вуз и учиться на экономиста или юриста он не видит смысла.  

Ярослав Андреев. Автор фото – Евгений Апин. Источник: gq.ru
Ярослав Андреев. Автор фото – Евгений Апин. Источник: gq.ru

Какое будущее ждет вузы

CEO Setters Education Александра Жаркова рассказала о кейсе Setters Digital Faculty, реализованном на базе СПбГУ, который вскрыл главную проблему современного высшего образования.

«Это был абсолютно невероятный прецедент: количество заявок от студентов на наш курс просто зашкаливало ― в какой-то момент мы даже почувствовали себя Гарвардом. Мы выбрали три направления (копирайтинг, графический дизайн, таргетированная реклама), по которым нам хотелось обучить ребят, в том числе для того, чтобы подготовить для себя стажеров. У нас было всего 100 мест и студенты буквально бились за то, чтобы к нам попасть. Я думаю, такой успех курса объясняется стечением трех факторов: во-первых, такого в вузах никогда не было, во-вторых, у агентства Setters есть достаточно активная лояльная аудитория среди студентов, ну и в-третьих, у студентов есть огромная потребность в практике», ― рассказала она. 

Александра Жаркова. Источник: primamedia.ru
Александра Жаркова. Источник: primamedia.ru

Спикеры отметили наиболее характерные, на их взгляд, проблемы многих российских вузов. Из-за того, что академическая среда достаточно жестко регулируется государственными институциями, многие процессы забюрократизированы, вузы воспринимаются как скучное место, где не происходит ничего интересного и полезного.

Поэтому, как считает Максим Спиридонов, 70% вузов не выживут в новом мире, остальные же должны полностью переформатировать весь процесс получения образования и вернуться к истокам ― стать точкой притяжения энтузиастов науки и образования, местом для дискуссий, дебатов и генерации идей. При этом сама программа обучения должна переформатироваться на преподавание фундаментальных знаний из области физики, культуры, философии и так далее.

Илья Залесский высказался не так категорично: он напомнил, что университет ― это не только место обучения, но и научно-исследовательские центры с большой материальной базой и ресурсами для проведения фундаментальных и масштабных исследований. Поэтому стоит не отказываться от всей системы высшего образования, а идти по пути синергии между образовательными платформами, компаниями, индустриальными партнерами ― например, в формате совместных лабораторий, исследовательских проектов. Это позволяет добавить практику поверх теоретических навыков и подготовить к выходу на рынок труда специалистов, у которых уже есть опыт работы.

Илья Залесский. Источник: theoryandpractice.ru
Илья Залесский. Источник: theoryandpractice.ru

Например, можно обратить внимание на практику Duales Studium, которую активно развивают в немецких университетах. Коллаборация образовательных учреждений и конкретных компаний позволяет студентам одновременно учиться и работать ― что обеспечивает им на выходе из университета не только диплом, но и готовое рабочее место.

В конце дискуссии все спикеры высказали свое мнение о главных проблемах современных вузах. Максим Спиридонов выделил «равнодушие и серость» преподавателей и администрации и необходимость пересборки всего кадрового состава на энтузиастов, которые действительно заинтересованы в преподавании.

Илья Залесский обратил внимание на необходимость давать студентам некую карьерную карту ― чтобы они на входе понимали, как они смогут применять знания и навыки для своей дальнейшей работы.

Александра Жаркова подчеркнула, что студентам в принципе нужно более честно и открыто объяснять, зачем нужно высшее образование и что оно дает, а также создавать гибкую образовательную среду не только в офлайне, но и онлайне.

Сергей Марданов сказал о необходимости менять представление об университете как о скучном месте, а Дарья Козлова рассказала об опыте переформатирования ИТМО из места только для обучения в пространство для комфортной работы, общения и внеучебных активностей.