Турнир проходил в Москве 13 и 14 мая, в школе №1329. В нем приняли участие 40 команд из Петербурга и Москвы по 20 от каждого города. Состязание прошло в четырех основных категориях: «Царь горы», «Качели», «Мосты» и «Гонки».

«Несмотря на то, что турнир организовывался в сжатые сроки, ребята быстро смогли подготовить роботов для заданий. Потом они смогли за 10 часов сплотиться, чтобы пройти финальное пятое испытание-эстафету, правила которого были озвучены накануне. Я видел, как старшие помогали младшим, как младшие объясняли старшим какие-либо детали, мы все ощутили потрясающую поддержку из зала во время последних заездов. Думаю, все согласятся, что эстафета была фееричной», – сказал организатор мероприятия от Санкт-Петербурга, судья Т2С Александр Негольс в конце финального испытания.

Финальное испытание Турнира - эстафета
Финальное испытание Турнира - эстафета

Эстафета, которую должны были пройти сборные команды двух городов, включала в себя элементы основных четырех дисциплин, известных ранее. Сначала робот должен был навести мосты через «реки» для робота-сумоиста. Сумоист, пройдя по двум мостам и не свалившись в пропасть, затем должен был забраться на гору и вытолкнуть оттуда одно из препятствий, которое двигалось туда-сюда по горизонтали. При этом важно было столкнуть строго определенное заграждение. После этого эстафета передавалась роботам-гонщикам, при этом трасса отличалась от той, что была на первом дне турнира. Когда гонщики достигали финиша, в дело вступали роботы на качелях. Пока один робот забирался по качелям на верхнюю площадку, другой робот поддерживал качели в наклонном состоянии. Верхний робот, забрав оттуда брусок, должен был скатиться вниз и поставить его в указанное разметкой место. И только тогда эстафета считалась законченной.

От каждого города было сформировано пять команд, им давалось две попытки пройти эстафету. Затем баллы суммировались.

«Турнир позволил ребятам проявить их лучшие профессиональные и личные качества. Школьники за эти два дня повзрослели, так как проявили невероятное командное единение, и это самое главное, на что был нацелен Турнир двух столиц», – подчеркнула организатор соревнований со стороны Москвы, судья Т2С Анна Огарко.

Награждения велись как в личном, так и в командном зачете. «Бронзовые» призеры получали VR-очки, «серебряные» – гироскутеры, а победителям достались планшеты iPad последней модели. Кроме того, все участники получили сертификаты на дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Университет ИТМО, а также в Московский технологический университет.

Итоги

Задание «Мосты»:

  • I место –  команда «Мосмост», Москва (участники: Александр Кадров и Андрей Пилипенко; тренер: Михаил Глухов; ГБОУ Школа № 1101)
  • II место – команда «Создатели мостов», Москва (участник: Дмитрий Савельев; тренер: Лидия Кобцева; ГБОУ Школа № 2086)
  • III место – команда «Ижорские саперы», Санкт-Петербург (участники: Снежанна Астальцова и Валерий Хлюстин; тренер: Андрей Логинов; ГБУ ДО ЦДЮТТ Колпинского района) 

Задание «Царь горы»:

  • I место –  команда «LegCo», Москва (участники: Игорь Шкабаро и Виталий Иванов; тренер: Наталия Шкабаро; ГБОУ Школа № 1329)
  • II место – команда «Импульс», Москва (тренер: Оксана Личман; ГБОУ Школа № 2072)
  • III место – команда «МАZ», Москва (участники: Илья Мазаев; тренер: Ольга Антонова; ГАОУ Гимназия № 1518)

Задание «Качели»:

  • I место –  команда «Мухоморчики», Санкт-Петербург (участники: Дмитрий Логачев и Ян Рабцевич; тренер: Сардана Самарцева; ГБОУ Гимназия № 171 Центрального района, ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская гимназия)
  • II место – команда «Хард», Москва (участники: Марк Красавин и Дмитрий Хард; тренер: Наталья Кадыкова, Елена Афанасьева; ГАОУ Школа «ШИК 16»/ Робоцентр «Полигон», ГБОУ Школа № 1716/«Эврика-Огонек»)
  • III место – команда «Качелька», Москва (участники: Александр Аксенов и Артем Беляев; тренер: Сергей Мустафин; ГБОУ Школа № 2017)

Задание «Гонки»:

  • I место –  команда «Лайм», Санкт-Петербург (участники: Олег Кельнер, ПФМЛ №239; тренер: Евгений Заварин, Игорь Лосицкий; Университет ИТМО)
  • II место – команда «АК 1568», Москва (участники: Марат Анисимов и Павел Каминский; тренер: Александр Радин; ГБОУ Лицей № 1568)
  • III место – команда «КС 1568», Москва (участники: Вадим Кириллов и Николай Строганов; тренер: Александр Радин; ГБОУ Лицей № 1568)

«В первой попытке, а результаты подводятся в режиме online, вы все могли это видеть, выиграл Санкт-Петербург с небольшим отрывом. Во второй попытке с результатом больше 60 баллов победила Москва. Все баллы мы просуммировали. И в итоге со счетом в 104 балла, с отрывом в четыре очка победила команда Санкт-Петербурга!» – торжественно объявил Александр Негольс.

Сборная Санкт-Петербурга с кубком Турнира
Сборная Санкт-Петербурга с кубком Турнира

Ребята в синих футболках получили кубок Т2С всей большой командой. Кубок будет храниться в городе на Неве до осени, где и состоится второй ответный турнир.

«Соревнования были не столько про робототехнику, сколько про скорость: участники в сжатые сроки придумали новых роботов под регламенты, быстро адаптировались к пятому финальному заданию, сумели оперативно принимать решения, объединяться и решать сложные непредвиденные задачи. Скорость  это компетенция специалистов будущего. И сегодня вы ее блестяще продемонстрировали на Турнире», – подчеркнула руководитель оргкомитета Т2С от Санкт-Петербурга, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО Анна Веклич.

О своих первых впечатлениях и эмоциях журналистам ITMO.NEWS рассказали тренеры команд:

Елена Афанасьева, учитель информатики школы №1716 «Эврика-Огонек» города Москва, тренер команды по дисциплине «Качели»

Елена Афанасьева
Елена Афанасьева

Для меня, как для учителя, самое важное, что благодаря Турниру двух столиц школьники приобрели навыки проектной работы. При этом она ничем не отличается от инженерной. Дело в том, что в ходе подготовки к соревнованиям, в ходе самих зачетных заездов с роботом постоянно что-то происходит: он вдруг не едет, куда нужно, не делает того, что нужно. Эти сбои и неполадки неизбежны, ведь ребята не атомную станцию строят, а работают с простенькими конструкторами типа LEGO Mindstorm. Да и что говорить: марсоходы и те колесят по другой планете с неполадками. Но при этом ребята должны замечать эти ошибки, пытаться их разрешить. Кроме того, проектируя роботов, они обращают внимание не только на конструкцию, но и на программное обеспечение, то есть смотрят на объект комплексно. И у них действительно есть азарт, для них это не игра, а борьба за победу. Им это действительно нравится, и те школьники, которые участвуют в таких соревнованиях, точно пойдут потом в ведущий университет, будут развиваться в любимой сфере.

Александр Лотоцкий, учитель информатики школы №37 Выборга, тренер команды по дисциплине «Гонки»

Те ребята, которые участвуют в турнире, хотят быть первыми. Поэтому они переживают, тратят много времени на подготовку. Безусловно, у каждой команды роботы с недостатками. Ведь на то, как именно поведет себя робот на поле, влияет очень много факторов, как внешних, так и внутренних. Например, на функциональность датчиков может влиять даже изменение типа освещения. Вы тренировали своего робота при солнечном свете, а в финале пришлось кататься в комнате с искусственным освещением. Мы, например, тренировали свои машины на разных полях, постоянно что-то меняли и подправляли, и на соревнованиях тоже подгоняли характеристики роботов под реалии. Проще всего сделать это с помощью компьютера, хотя иногда нужно быстро что-то изменить прямо в режиме управления. В каком-то смысле, на школьных соревнованиях присутствует фактор удачи, потому что ребята используют не идеальное программное обеспечение. Но пока этого им достаточно, потому что более качественные программные продукты подразумевают уже более высокий уровень мастерства обращения с ними. Этому ребята научатся уже в университетах или раньше, ведь все они очень увлечены робототехникой.

Оксана Черкашина, педагог дополнительного образования «Сланцевского центра информационных технологий», тренер команды в дисциплине «Мосты»

Оксана Черкашина
Оксана Черкашина

При создании робота для «Мостов» очень большую роль играет конструкция машины. Также важно произвести расчет, чтобы робот прокладывал мост согласно заданным линиям движения. Следующий за ним «испытатель» должен уметь вовремя останавливаться, чтобы не столкнуть робота-строителя моста в «воду». Поэтому это достаточно непростая дисциплина, хотя сначала мы думали, что это просто. Разработка таких роботов, как, впрочем, и всех других автономных машин, это очень кропотливое занятие. Оно требует усидчивости, внимательности, трудолюбия, готовности идти до конца. Для детей это может быть сложно. Когда они переделывают что-то в роботе, у них даже руки могут трястись от волнения. Конечно, сильное эмоциональное влияние на ребят оказывает и обстановка, ведь наши дети, например, приехали ради турнира в Москву, для них это очень серьезно. Изначально мы стали участвовать в отборочных соревнованиях с главной мыслью о том, что они проходили в Университете ИТМО, это было очень значимо и престижно для ребят.

Алексей Лахменев, преподаватель в Доме детского творчества на 9-ой линии, тренер команды в дисциплине «Царь горы»

«Турнир двух столиц» привлек своей нетривиальностью, необычностью заданий. Конкурс «Царь горы» мне и моим ребятам особенно нравится тем, что здесь нужно думать не только о том, как лучше настроить своего робота, но и о тактике. Ведь роботы соревнуются друг с другом, и разработчику нужно подумать, как лучше обойти соперника, с какой стороны поставить робота, как усилить его броню и средства “сталкивания” противников. В нашем клубе мы пробовали собирать разных роботов-сумоистов, смотрели, как они себя ведут и какие у них тактические преимущества. У одного нашего робота, например, есть резиновая подложка. Хитрость в том, что колеса роботов-соперников скользят по этой подложке. Поэтому при подготовке мы даже уделяли больше времени проработке стратегии. Для ребят оказалось самым сложным именно выступать на соревнованиях, так как они воспринимают все очень эмоционально, что немного мешает: у нас была поломка у робота, и ребята долго не могли понять, в чем причина, хотя в итоге все-таки разобрались.

Добавим, что Турнир организовали Департамент образования Москвы, Центр педагогического мастерства, Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Университет ИТМО. Партнерами соревнований выступили ПФМЛ №239, ГФМЛ №30, Аничков дворец, ЦНИИ РТК, NewtoNew, Лекториум, Занимательная робототехника (EduRobots), Московский политех, Школа №1329, Московский технологический университет, Olimpiada.ru.