Гостями подкаста стали специалисты различных профилей: онкоэпидемиолог, маммолог, онкогинеколог, химиотерапевт — выпускники Высшей школы онкологии и врачи из экспертного совета Фонда профилактики рака. По словам Анны Вознюк, директора по стратегическим коммуникациям Фонда, эксперты были выбраны из тех, кто заслужил доверие Фонда и разделяет его ценности: приверженность доказательной медицины, прогрессивные научные взгляды, большой опыт успешной работы.

Также планируется записать несколько выпусков с известными научными журналистами, например, Алексеем Водовозовым.

Как рассказывает Алексей Итин, главный редактор «Мегабайт Медиа», идея создания подкаста на медицинскую тематику была у медиа давно, но пришла со стороны коллег из Фонда по борьбе с раком.

«Мы достаточно давно делаем подкасты на научно-популярную и развлекательную тематику. Мегабайт глубоко погружен в тему популяризации науки: мы встречаемся с учеными, исследователями и инженерами. Про медицину в целом мы ранее не писали, но много говорили о новых средствах доставки лекарственных средств, о телемедицине и применении робототехники в лечении. А тут к нам пришли ребята из Фонда профилактики рака и предложили сделать подкаст про мифы об онкологии», — рассказывает Алексей.

Алексей Итин. Фото: Мегабайт Медиа

Алексей Итин. Фото: Мегабайт Медиа

Анна Вознюк подтверждает, что к команде Мегабайта Фонд обратился целенаправленно.

«Мы знаем, что ИТМО и Мегабайт как его часть — это колыбель научной коммуникации, и казалось, что мы близки по ценностям. Плюс это возможность взглянуть на проблему по-новому: в медиа работают молодые ребята, у них свежий взгляд, есть понимание, как работают технологии сегодня, есть понимание языка, на котором говорит их поколение. Это нас убеждало в том, что совместно мы можем сделать продукт, который станет интересным и полезным», ― говорит она.

Уже запланированы два сезона подкаста: первый будет посвящен вопросам, что такое рак и как его исследуют, распространенным мифам о раке и как с ними бороться, какие существую факторы риска, что такое онкоэпидемиология и так далее. Второй же сезон будет сфокусирован на личных историях пациентов, советах и инструкцияях, что делать, если человек заболел, а также рассказам о работе медицинской системы. То есть можно говорить, что первый будет раскрывать тему со стороны врачей, а второй ― со стороны пациентов.

Главная цель проекта ― борьба с мракобесием. Анна Вознюк рассказывает, что Фонд профилактики рака буквально завален вопросами, как лечить онкологию касторкой или перекисью или другими сомнительными народными средствами:

«Мы знаем, как склонны люди обманываться в ситуации, когда их здоровье или их близких под угрозой, поэтому мы верим, что чем больше будет экспертной доказательной информации в доступе, тем менее уязвимы будут люди», — добавляет она.

Алексей Итин считает, что такое повальное распространение заблуждений и мифов напрямую связано со стигматизированностью темы онкологии и закрытостью информации от широких слоев населения:

«В семьях чаще всего эту тему вообще не поднимают, боясь, что лишь произнесение слова "рак" вызывает ненужные эмоции. Именно поэтому в нашем обществе могут говорить о том, что рак распространяется по воздуху, а лечить его можно припарками. Нам важно еще раз объяснить людям, что нужно не заниматься самолечением, а обращаться к врачам», ― говорит он.

Аудиторию подкаста создатели не ограничивают только пациентами и их близкими. По словам Анны Вознюк, проект в первую очередь предназначен для молодых людей с критическим мышлением, которые настроены получать достоверную информацию и стремятся контролировать свою жизнь и следить за здоровьем. Также она добавляет, что подкасты сейчас крайне популярны — а значит благодаря такому формату можно донести проверенную экспертную информацию до максимально широкой аудитории.