На прошлой неделе Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки РФ, объявил, что в ближайшие годы перечень предметных олимпиад для школьников может пополниться соревнованиями по инженерным наукам, в том числе по робототехнике. В образовательные программы средней школы подобные предметы не входят, поэтому, как сказал министр, он очень надеется на помощь вузов. Одним из таких вузов бесспорно является Университет ИТМО. Здесь основам робототехники учат не только студентов, но и школьников, в том числе в формате  онлайн-курсов.

Все началось с того, что 17 февраля 2014 года Университет ИТМО одним из первых в России организовал собственную площадку для онлайн-курсов на базе Центра дистанционного обучения (ЦДО). Разработчиками первых программ стали преподаватели кафедры систем управления и информатики и сотрудники ЦДО в соавторстве с коллегами из Президентского физико-математического лицея №239 (ФМЛ №239).

На данный момент курсов уже больше десятка, два из них посвящены робототехнике. Первый, «Практическая робототехника», был подготовлен еще весной Александром Капитоновым, аспирантом кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО. Курс «Основы робототехники» – новый, в его разработке, кроме Александра Капитонова, принимал участие Сергей Филиппов, педагог ФМЛ №239.

Как рассказывает Дмитрий Копылов, руководитель лаборатории технологий мультимедиа ЦДО, оба курса нацелены на развитие практических навыков у обучающихся. Основное отличие – возраст аудитории. Так, «Основы робототехники» способен освоить даже пятиклассник, для этого достаточно обладать элементарными знаниями математики. В программу входят видеоуроки, которые записываются и монтируются в лаборатории технологий мультимедиа ЦДО. Преподаватель рассказывает о принципах работы роботов, используя конструктор Lego Mindstorms NXT и графическую среду Robolab. Постепенно, шаг за шагом слушатели узнают об основных этапах создания роботов, начиная с проектирования и конструирования и заканчивая их программированием.

Курс «Практическая робототехника» требует более серьезного уровня подготовки и рассчитан на учащихся старших классов и студентов технических вузов. Освоив его, каждый обучающийся сможет реализовать собственную робототехническую систему и собрать робота, способного самостоятельно передвигаться, удерживая равновесие.

При успешном освоении любого из онлайн-курсов Университета ИТМО, что подразумевает выполнение не менее 80% заданий, участник получает сертификат. Однако не это является главной причиной популярности курсов, считает Дмитрий Копылов.

«Большинство современных школьников и студентов заинтересованы в самообразовании и развитии, – рассказывает он. – Они готовы получать новые знания, которые можно применить на практике, и не хотят ждать, когда тот или иной предмет появится в учебных программах. По некоторым онлайн-курсам Университет ИТМО берет на себя обязательство зачесть результаты работы и в рамках очного обучения, если речь идет о схожей дисциплине. Таким образом, и студенты, и школьники не только совершенствуют свои профессиональные навыки, но и экономят время».

Кроме курсов по робототехнике, Университет ИТМО предлагает онлайн-курсы «Теория графов», «Введение в технологии веб-программирования», «Линейные электрические цепи», «Основы электромеханических систем», «Создание веб-интерфейсов». С подробными программами можно познакомиться на сайте ITMOcourses.

В ближайших планах сотрудников ЦДО разработка онлайн-курсов по мехатронике, электрическим машинам, программированию и их активное продвижение в учреждениях как высшего, так и среднего образования. «В будущем площадка ITMOcourses может стать международной – появятся курсы на иностранном языке. Наши программы пользуются большим спросом, так что у нас есть все предпосылки для дальнейшего успешного развития», – подводит итог Дмитрий Копылов.

Пресс-служба Университета ИТМО