Три отличных детектива

Иллюстрации: Дмитрий Лисовский, ITMO.NEWS

Я люблю детективный жанр с детства, настолько, что лет в двадцать перечитала все истории про Шерлока Холмса в хронологическом порядке. У меня есть простой показатель по-настоящему классного детектива — история должна так захватить меня, что я забуду о том, что мне нужно понять, кто убийца. В этой подборке — три моих любимых детектива последних лет.

1. Семь смертей Эвелины Хардкасл, Стюарт Тёртон

Этот роман — талантливая вариация на тему «Дня сурка». Доктор Себастьян Белл приходит в сознание, вокруг лес, он не помнит своего имени. Как выяснится чуть позже, главный герой и вовсе не доктор, а некто Айден Слоун.

На бале-маскараде в Блэкхит-хаусе, имении Хардкаслов, погибнет Эвелина, но умереть ей предстоит не один раз. Ужасный день будет повторяться, пока Айден не разгадает тайну ее убийства. Единственный способ прекратить этот кошмар — установить личность преступника. Все бы ничего, но после каждой неудачной попытки Айден просыпается в новом теле и не помнит, что было раньше.

Стюарт Тёртон — отличный рассказчик, но отдельного упоминания достойна сама манера повествования. По словам критика Галины Юзефович, этот роман-головоломка скорее напоминает компьютерную игру, чем роман в привычном нам понимании. Говорят, он похож и на «Аббатство Даунтон», и на «Начало», и на упомянутый «День сурка» одновременно. Но лично для меня он не похож ни на что.

2. И повсюду тлеют пожары, Селесте Инг

В классическом смысле этот роман сложно назвать детективом, но читать его от этого не менее увлекательно.

В Шейкер-Хайтс ходят слухи, что младшая дочь Ричардсонов сошла с ума и подожгла собственный дом. Их семья — образцово-показательная, миссис Ричардсон — идеальная мать и жена, ее дети успешны и амбициозны. Все идет своим чередом. Пока в жизни Ричардсонов не появляется художница Мия Уоррен, про прошлое которой никто ничего не знает.

Как можно догадаться, у Селесте Инг китайские корни, и одна из центральных тем романа — интеграция в чужую культуру и недопустимость культурной апроприации. Вторая важная тема книги — классическая проблема отцов и детей, переложенная на современные реалии: завышенные родительские ожидания, тревога, почти перечеркивающая любовь, и последствия таких отношений.

3. Пассажир, Жан-Кристоф Гранже

В процессе работы с пациентом, страдающим странной амнезией, психиатр Матиас Фрер с ужасом обнаруживает, что него тот же синдром «пассажира без багажа».

В науке такое состояние называется диссоциативной фугой. Это редкое психическое расстройство, когда пациент целенаправленно переезжает в незнакомое места, забывает буквально все о себе и создает новую личность из того, «что подвернется под руку». Удивительно, что человек все еще способен запоминать новые факты и не теряет универсальных воспоминаний — об устройстве мира, культуре, истории.

Снова и снова Матиас теряет память и создают новые личности из осколков своего прошлого. Дело осложняется тем, что местная полиция подозревает доктора в кровожадном убийстве. К сожалению, Матиас не уверен в своей невиновности.

Гранже много и усердно критикуют, обвиняя в том, что в его романах мало смысла и глубины. Однако мне кажется, что, во-первых, это не относится к «Пассажиру», а во-вторых, не всякая книга должна быть шедевром, чтобы быть достойной потраченного на нее времени.

Эксперт Центра научной коммуникации ИТМО, специалист в области менеджмента высшего образования, переводчик