Сотрудники Центра вошли в организационный комитет конференции: Г.П. Жиркова, директор Центра социальных и гуманитарных знаний и Д.О. Мартынова, ассистент. Главным организатором конференции является Санкт-Петербургская академия художеств, другими вузами-участниками выступят СПбГУ, РГГУ и ЛЭТИ.

Конференция «выросла» из Ежегодной научной конференции памяти М. В. Доброклонского, ученого-искусствоведа, профессора и заведующего кафедры зарубежного искусства Факультета теории и истории искусств в Академии художеств, одним из основателей которого он также являлся. Проводится конференция уже много лет, с 2008 года на регулярной, ежегодной основе. А с 2019 она стала частью Международного культурного форума, объединяя специалистов ведущих научных и художественных учреждений России и давая им площадку для научных дискуссий и международного обмена опытом.

Михаил Доброклонский. Источник: waralbum.ru

Михаил Доброклонский. Источник: waralbum.ru

В этом году темой конференции было выбрано направление «Искусство и наука» — как подчеркивают организаторы, в современных реалиях художественные практики и искусствоведческие исследования не могут существовать в отрыве от последних достижений науки и стремительно развивающихся технологий:

«В основу концепции мероприятия легло стремление к развитию междисциплинарных подходов к искусству, переосмыслению новыми средствами классических тем и сюжетов, исследованию вопросов сохранения культурного наследия, изучению современных цифровых технологических инструментов и способов их применения и т.д. Нам очень приятно, что ведущие российские вузы (ИТМО, РГГУ, СПбГУ, ЛЭТИ) заинтересовались и решили провести с нами совместное мероприятие. Это свидетельствует об актуальности и правильности выбранной темы и стратегии», — комментирует Елена Калимова, доцент кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской академии художеств, кандидат наук, организатор конференции.

Секции конференции охватывают все современные аспекты области искусства и науки: «Взаимодействие искусства и науки», «Влияние научных открытий на визуальные искусства», «Визуальные медиа в междисциплинарных исследованиях», «Нет-Арт: средства и технологии», «Биоарт: между этикой и эстетикой» и другие.

Биоарт в Университете ИТМО

Биоарт в Университете ИТМО

Например, в секции «Влияние научных открытий на визуальные искусства» расскажут об истории проникновения технологических и математических прорывов на художественные практики — от эпохи Возрождения и Великих географических открытий до наших дней.

«На факультете искусств РГГУ у нас есть дисциплина “Описание и анализ” для искусствоведов, и в ней детально рассматривается тема точных наук и связи искусства и математики. В частности, как с помощью математического инструментария исполнялись и исполняются произведения искусства, и как в междисциплинарном поле работают эти связи. В частности, как с помощью геометрии и точных приборов создается иллюзия трехмерной плоскости.

Вообще, связь науки и искусства неразделима. Основы реалистического искусства, созданные еще в эпоху Возрождения, и разработанный в то же время инструментарий актуальны до сих пор. И в художественных учебных заведениях математику изучают обязательно. Сюда же можно отнести и химию красящих материалов, физику процессов — все это очень важно для художников. Без всего этого само произведение искусства не может состояться», — объясняет Элина Швец, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ, одна из участниц конференции.

Музей Академии художеств. Источник: artsacademymuseum.org

Музей Академии художеств. Источник: artsacademymuseum.org

Свои доклады представят ведущие специалисты не только из вузов-участников, но также из музейных учреждений, культурных институций и научно-исследовательских групп. Например, среди выступающих: А.Л. Антипина (СПбГУ), «Разрыв реальностей в пост-цифровой культуре:зависимость субъекта от видимого»; Ю. И. Арутюнян (Санкт-Петербургская академия художеств) «Научная иллюстрация в искусстве 18 века: аспекты типологии и изучения»; И. А. Балахина (МГУ) «Исследование фрагментов фресок церкви Благовещения на Городище в Великом Новгороде при помощи КР микроспектроскопии»; О. А. Исаева (институт Культуры) «CG технологии в современной книжной графике»; И. А. Сухарева ( ГМЗ “Петергоф”) «Био-арт: между этикой и эстетикой».

При этом для молодых ученых — аспирантов и магистрантов — планируется организовать ряд специальных дискуссий и круглые столы по отдельным секторам.

«Наши студенты, аспиранты всегда с большим энтузиазмом принимают участие в подготовке конференции, специально для них мы организовываем круглые столы/панельные дискуссии по отдельным темам. Стараемся привлечь как можно больше участников с оригинальными темами. Но, конечно, мы стремимся еще к большей интеграции в современное художественное пространство. Поэтому нам так важно провести эту конференцию и привлечь к ней внимание общественности», — заключает Елена Калимова. 

Заявки на участие принимаются до 15 августа— форма доступна по ссылке.