Программа Европейского Союза Erasmus+ действует с 2014 года и рассчитана до 2020 года. Ее работа нацелена на воплощение Стратегии Европейского Союза 2020 в области образования: развитие мобильности и культурных связей студентов и преподавателей, создание условий для сотрудничества университетов, а также в целом развитие человеческого и социального капитала в Европе и за ее пределами. При этом программа направлена как на отдельных студентов и молодых исследователей, так и на целые университеты, научные центры и компании, развивающиеся в области высокотехнологичного бизнеса. 

Кто может участвовать?

Принять участие в проектах могут все страны ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Республика Македония и Турция. Они имеют статус стран-участников программы и могут самостоятельно выступать инициаторами проектов. Участие в проектах доступно и странам-партнерам, в числе которых Россия, страны Западных Балкан, Восточного партнерства, Южного Средиземноморья, Центральная Азия, Латинская Америка, Африка, Карибский бассейн (всего 13 регионов).

Основные направления, на которые стоит обратить внимание

Erasmus+ включает множество программ и различных направлений. Но основных блоков в сфере высшего образования, на которые представитель Университета ИТМО в Брюсселе Мария Сигутина советует обратить внимание, два. Первый включает программу поддержки краткосрочной мобильности студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей (International Credit Mobility). Второй же посвящен сотрудничеству для стимулирования инноваций и обмена передовым опытом и делится на два основных направления: программу поддержки инноваций в сфере высшего образования (Strategic Partnership) и программу поддержки развития предпринимательских навыков и выстраивания связей с индустрией и бизнесом (Knowledge Alliance).

Мария Сигутина
Мария Сигутина

Как строится краткосрочная академическая мобильность между ЕС и Россией

Это наиболее простая по реализации и популярная программа сотрудничества с европейскими вузами. Она рассчитана как на студентов и аспирантов, так и на преподавательский состав.

Важный момент: при ее реализации российский вуз может выступать только партнером, но не заявителем — именно поэтому, чтобы стать участником программы краткосрочной академической мобильности, ему необходимо скооперироваться с вузом из страны-участника Erasmus+. Тот или иной европейский университет, в свою очередь, сможет подать заявку в Национальное Агентство Erasmus+ по месту своего пребывания.

Проекты длятся от 16 до 26 месяцев — на такой срок подписывается соглашение с российским университетом в случае одобрения заявки в Национальном Агентстве Erasmus+. Финансирование между проектами распределяется на конкурсной основе. Каждый участник программы мобильности получает стипендию, которая покрывает расходы на транспорт, страховку и проживание.

Что получают студенты и аспиранты?

Например, для студентов и аспирантов сумма стипендии, выплачиваемой европейским университетом, варьируется от 650 до 900 евро в месяц в зависимости от страны, плюс ему обеспечивается единоразовое покрытие транспортных расходов. Продолжительность таких программ — от трех до 12 месяцев. По итогам прохождения программы студентам должны быть начислены зачетные единицы ECTS. Признание зачетных единиц в домашнем университете — обязательное условие участия в программе.

Источник: ec.europa.eu
Источник: ec.europa.eu

Что получают сотрудники и преподаватели университетов?

Сотрудники университета, направляющиеся в вуз-партнер, чтобы повысить квалификацию, проходят стажировку или участвуют во включенном наблюдении. Продолжительность поездки варьируется от 5 дней до 2 месяцев. Участникам стажировки выплачивается стипендия (от 100 до 140 евро в день в зависимости от страны), а также один раз покрываются транспортные расходы. Однако для участия в программе сторонам необходимо предоставить убедительное обоснование необходимости стажировки.

На такую же продолжительность рассчитаны программы, направленные на участие профессоров и преподавателей. Они могут рассчитывать на ежемесячную стипендию в 2000 евро, при этом участники программы академической мобильности могут сочетать преподавание с повышением квалификации. Необходимо учитывать, что количество часов преподавания в неделю в любом случае не должно быть меньше восьми.

Что должно быть в заявке?

Мобильность может быть и не равноценной — к примеру, если в российский вуз приезжают два аспиранта, это не значит, что российский университет может отправить за рубеж только двух человек. Главное условие: продолжительность программы и состав участников — как студентов, аспирантов, так и преподавателей— всегда должны быть четко обоснованы и очень детально прописаны в заявке.

Заявка включает четыре обязательных пункта. Например, российский участник и европейский партнер должны указать, какая стратегия интернационализации существует в их вузах и какую роль в реализации этих стратегий сыграет совместный проект по академической мобильности.

Участники семинара, посвященного программе Erasmus+
Участники семинара, посвященного программе Erasmus+

«Это фактически должна быть очень красивая “история любви” до того момента, как вы решили сделать совместный проект. Необходимо написать и о всех визитах, которые совершали партнеры, и о достигнутых договоренностях, а также прописать, какие результаты в будущем это принесет каждому вузу-партнеру», — приводит пример Мария Сигутина.

Кроме того, необходимо раскрыть в заявке пошаговый план реализации программы академической мобильности, а также указать возможности информационного обеспечения опыта сотрудничества в прессе.

Университет ИТМО уже сотрудничает по программе краткосрочной мобильности Erasmus+ с университетами Германии, Франции, Ирландии, Бельгии, Португалии, Греции, Эстонии и Кипра. Список вузов-партнеров постоянно пополняется.

«Недавно совместно с Университетом Авейро (Португалия) заявку Erasmus+ International Credit Mobility инициировали руководитель международной лаборатории “Растворная химия передовых материалов и технологий” (SCAMT) Университета ИТМО Владимир Виноградов и директор химико-биологического кластера Александр Виноградов. Она была одобрена Национальным Агентством Erasmus+ Португалии, поэтому уже в сентябре этого года студенты Университета ИТМО смогут отправиться туда на обучение, а зарубежные студенты – приехать в Петербург. Кроме того, наши студенты от мегафакультета компьютерных технологий и управления уже ездили по программе мобильности в Университет Льежа. И наконец, в 2016 году мы выиграли заявку вместе с Тринити-колледж (Дублин). Этот проект начинает реализовываться уже с сентября», — отмечает Мария Сигутина.

При сотрудничестве с новым партнером работу лучше начинать заранее — как минимум за полгода. За этот срок необходимо связаться и договориться с представителем вуза-партнера, составить заявку (в этом в Университете ИТМО смогут помочь сотрудники Офиса-представительства Университета ИТМО в Брюсселе), отправить ее в вуз-партнер, который, в свою очередь, направит ее в Национальное Агентство, и дождаться окончательного решения. Срок для подачи заявок по краткосрочным программам мобильности — 1 февраля каждого года.

Александр Виноградов
Александр Виноградов

Strategic Partnership

Это программа поддержки инноваций и обмена передовым опытом в сфере высшего образования между разными странами. Она предполагает создание совместных инновационных курсов (например, MOOC и различных онлайн-курсов), модулей и образовательных программ. Главная цель — обмен опытом между университетами и предприятиями. Этот блок также может включать организацию краткосрочной мобильности преподавателей с целью повышения квалификации.

Важное отличие от программы академической мобильности: количество участников уже не два, а как минимум три из трех разных стран Европейского союза. Это могут быть университеты, исследовательские институты или предприятия, а также органы местного самоуправления или общественные и культурные организации. Координатором такого консорциума может выступать только европейский вуз, который также от своего имени направляет заявку на рассмотрение в Национальное Агентство Erasmus+ по месту пребывания.

Национальное Агентство распределяет финансирование между проектами на конкурсной основе, при этом объем финансирования на один проект длиной три года на весь консорциум не может превышать 450 тысяч евро (если проект короткий, лимит финансирования — 150 тысяч евро в год). В случае одобрения заявки российский участник, как правило, может рассчитывать на грант от 50 000 до 70 000 евро на весь проект (или около 25 тысяч евро в год). Эти средства можно использовать на оплату труда, поездки, проживание, оборудование и субподряды.

Опыт Университета ИТМО: Создание международной виртуальной лаборатории и инновационного образовательного модуля «Интернет вещей» (IOT-OPEN.EU)

Этот международный проект с участием Университета ИТМО уже реализует с декабря 2016 года в рамках программы стратегического партнерства в консорциуме с польским координатором — Силезским техническим университетом, а также Техническим университетом Риги (Латвия), Таллинским техническим университетом (Эстония), Университетом Мессины (Италия) и эстонской IT-компанией ITT Group.

Источник: ec.europa.eu
Источник: ec.europa.eu

Его цель — обеспечить высокий уровень подготовки и учебные материалы для тех, кто только начинает расширять свои знания в области Интернета вещей, владея понятиями на базовом уровне, а также предоставлять актуальную информацию для профессионалов в сфере IoT. Платформа включает классические образовательные курсы, которыми бесплатно могут пользоваться бакалавры, магистранты и аспиранты, модуль MOOC — для тех, кто захочет изучить курс дистанционно, а также возможность пользоваться удаленными лабораториями. В последнем случае пользователи могут взаимодействовать с реальными устройствами и системами IoT на расстоянии. При этом консорциум готовится запустить сеть лабораторий с различными платформами, включая Arduino, Intel, Raspberry и другие. Проект рассчитан на 3 года.

Knowledge Alliance

Проекты, входящие в этот блок программы, прежде всего направлены на стимулирование инноваций, поддержку предпринимательства, развитие творчества, увеличение возможностей трудоустройства, обмен знаниями и междисциплинарное преподавание и обучение. Главным условием этой формы партнерства является участие в консорциуме крупных европейских компаний. В целом же успешные проекты, как правило, реализуются консорциумом из 9-10 участников, уточняет Мария Сигутина. В числе участников могут быть университеты, исследовательские институты, общественные и культурные организации, органы местного самоуправления и предприятия — как минимум три компании из трех разных стран ЕС. Координатором консорциума, как и в предыдущих двух случаях, также может выступать только европейский вуз, который подает заявки напрямую в Европейскую Комиссию. Конкурс очень большой, ведь консорциуму придется соревноваться за право подтверждения с десятками подобных групп из 27 стран Европы.

Европейская Комиссия также выделяет финансирование проектам на конкурсной основе. При этом гранты на весь проект в два раза превышают сумму средств, выделяемых в рамках стратегического партнерства, — на один проект консорциум может получить до миллиона евро. Проекты, как правило, рассчитаны на два-три года. Полученные гранты можно использовать также для оплаты труда, поездок, проживания, оборудования и субподрядов.

При этом, как и при реализации проекта в рамках стратегического партнерства, автор заявки должен предъявить комиссии доказательство, что текущий рынок труда действительно нуждается в создаваемом совместно с европейскими партнерами проекте. Источником для такого подтверждения могут служить как уже проведенные исследования и опросы, так и собственное исследование университета.

Источник: ec.europa.eu
Источник: ec.europa.eu

Как начать работать по Erasmus+: шесть важных пунктов

Как подчеркивает Мария Сигутина, эти три программы являются наиболее интересными для выстраивания долгосрочного сотрудничества с европейскими вузами по программе Erasmus+. Такое партнерство не только повышает уровень интернационализации вуза, качество образовательных программ, но и существенно помогает возместить расходы при реализации проектов. Помимо прочего, при условии уже устоявшихся дружеских отношений в академическом сообществе начать делать собственные проекты довольно просто. Тем, кто только планирует будущее сотрудничество, помогут эти несколько советов:

1. Определите, как именно вы могли бы реализовать свои потребности с помощью программ академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, а в случае с программами Strategic Partnership или Knowledge Alliance подумайте, какие проекты можно реализовать совместно с европейским вузом (помните: подробное и четкое обоснование необходимости проекта должно быть у вас на руках еще на стадии идеи);

2. На основе этой информации определите, с каким из вузов у вас и ваших коллег уже сложились тесные партнерские контакты (лучше, чтобы это был конкретный человек в вузе, которого вы знаете лично) и решите, с кем из них вы хотели бы инициировать проект;

3. Свяжитесь напрямую со своими коллегами в европейских вузах и предложите им вместе подать заявку на ту или иную программу Erasmus+. Не забудьте, что после получения подтверждения ваш коллега из европейского вуза должен уточнить в Erasmus+ Office своего университета, согласен ли их вуз включить ваш университет в свою заявку на 2018-2020 годы;

4. Выйдите на связь с Офисом-представительством Университета ИТМО в Брюсселе и обсудите все детали подготовки заявки. Именно сотрудники Офиса помогут вам сформировать текст заявки на основе полученной от вас информации;

5. Передайте текст заявки в Международный департамент европейского вуза-партнера. Уже оттуда ваш европейский коллега в случае успеха передаст заявку в Национальное Агентство Erasmus+. После этого не забывайте внимательно отслеживать дальнейшую судьбу вашей совместной заявки;

6. Лучше начинать работу как минимум за полгода. Например, при условии подачи заявки по программе академической мобильности в феврале, написать европейскому коллеге лучше уже летом. В Европе не любят, когда все делается в последний момент. Кроме того, запас времени позволит вам по необходимости скорректировать заявку и отследить работу всех участников процесса.