Почему Феодоровский городок – это музей русского стиля

Комплекс сооружений рядом с Феодоровским храмом в Царском селе начали строить в 1913 году по указу Николая II. Император сам согласовал эскизы проекта, основная идея которого заключалась в визуальном представлении истории русской архитектуры с 12 по 17 века.

«Акцент делался именно на национальной самобытности, что было очень необычно после 200-летнего развития Санкт-Петербурга как европейского города с европейской архитектурой. Изначально сама эта идея была немного виртуальной: нужно было переработать историю архитектуры и воспроизвести архитектурные элементы согласно тогдашним требованиям и технологиям. Кроме того, комплекс задумывался как настоящий учебник русского зодчества: здесь же были ворота в стиле Владимиро-Суздальской архитектуры 12 века и Трапезная палата в стиле Теремного дворца и Грановитой палаты Московского кремля», – прокомментировала старший преподаватель кафедры графических технологий Лариса Сопроненко, отвечающая за идеологическое развитие проекта.

В целом, по выбору Николая II весь комплекс должен был напоминать Ростовский кремль. Трапезная палата была центральным зданием комплекса. Она предназначалась для деятельности «Общества возрождения художественной Руси», одним из основателей которого был Николай Рерих. Оно занималось восстановлением исконно русского художественного языка, сохранением предметов русского народного искусства. В Трапезной должны были проходить выставки предметов дизайна в исконно русском стиле.

План Феодоровского городка. Источник: а-парк.рф
План Феодоровского городка. Источник: а-парк.рф

Архитектор Трапезной палаты Степан Кричинский по-особому видел развитие Русского стиля. По его замыслу стиль должен был копировать элементы древнерусского зодчества, но также включать в себя современные конструкторские решения. Поэтому в работе над объектами Феодоровского городка архитектор использовал актуальные на тот момент технологии и материалы. Например, характерные для русского зодчества каменные своды были заменены бетонными навесными сводами, которые «держались» на плоских перекрытиях. О Русском стиле в Трапезной палате говорят и росписи на стенах и потолке. В них новозаветные образы сочетаются не с ветхозаветными библейскими, а с русскими мифологическими элементами. Например, присутствуют изображения Жар-птицы, грифонов, тотемных животных, а также изображения двуглавых орлов, символов царской власти.

Сложности восстановления интерьеров

К сожалению, об интерьерах Феодоровского городка осталось совсем немного информации. Во время Великой Отечественной войны ее геометрически сложные своды были разрушены ударной волной от взрыва, и сейчас даже не ко всем частям палаты можно пройти, чтобы сделать архитектурные замеры, подчеркнула Лариса Сопроненко. Кроме того, практически не осталось документальных источников информации о том, как выглядел интерьер трапезной, кроме единственной черно-белой фотографии. В архивах музеев в Санкт-Петербурге данных не осталось.

Интерьер Трапезной палаты в 1917 году
Интерьер Трапезной палаты в 1917 году

«Причины тому во многом чисто идеологические. Дело в том, что комплекс строился в годы 300-летия дома Романовых, сам стиль был создан, условно говоря, по заказу царской семьи, поэтому в Советское время он не выделялся отдельно, а рассматривался в составе стиля эклектика. Очень сложно найти какую-либо достоверную информацию по поводу этого стиля, но появляются люди, которым это интересно, причем это не только студенты художественных академий и факультетов истории искусств. Поэтому наш виртуальный музей действительно станет вехой в истории сохранения русского архитектурного наследия и будет служить в том числе образовательным целям», – сказала Лариса Сопроненко.

Несмотря на небольшое количество сохранившихся данных, в 2015 году выпускница кафедры графических технологий Елена Акулаева по крупицам собрала имеющуюся информацию о Трапезной палате и сделала виртуальную реконструкцию сводов помещения с точным воспроизведением их архитектурной геометрии. Затем, в 2016 году студенты Санкт-Петербургской академии художеств под руководством профессора Александра Крылова выполнили эскизы росписей сводов в различных цветовых вариантах, ориентируясь на черно-белую фотографию.

Эскизы студентов в двухмерной развертке были наложены на трехмерную модель сводов, переведены в черно-белый цвет, а затем визуально сравнивались с фотографией. Кроме того, необходимо было учитывать тени и полутона, создаваемые светом, падающим из окон трапезной, а также сложную геометрию потолка. В итоге из представленных цветовых решений наиболее близкой оказалась яркая красно-зеленая гамма. Но в виртуальной реконструкции зрители смогут увидеть и два других решения: в голубых и темно-бежевых тонах.

Трехмерная виртуальная реконструкция интерьера Трапезной палаты
Трехмерная виртуальная реконструкция интерьера Трапезной палаты

Интерактивное приложение «Трапезная палата Феодоровского городка»

Помимо виртуальной реконструкции Трапезной палаты было создано интерактивное приложение, используемое в гарнитурах виртуальной реальности. Пользователь надевает VR-гарнитуру и оказывается в интерьере трапезной, где он может рассмотреть росписи потолка и его своды. Чтобы переключиться на другую цветовую гамму росписей, необходимо посмотреть на стоящие на подоконнике пасхальные яйца, раскрашенные в разные варианты текстур, и сконцентрировать на них взгляд в виртуальной реальности. Эти элементы декора также были традиционны для Русского стиля. А чтобы перемещаться по трапезной, пользователю достаточно фокусировать взгляд на дверях или окнах. Таким образом, интерфейс взаимодействия в приложении является полностью бесконтактным.

«Когда мы начали работать над этим проектом, устройства виртуальной реальности стали только появляться – у нас тогда была первая версия Oculus Rift для разработчиков, подключаемая к компьютеру. Вскоре появилась бюджетная гарнитура виртуальной реальности Google Cardboard и подобные ей аналоги, в которые можно вставлять смартфон. Мы решили ориентироваться на этот вариант, однако возникла проблема: мы не могли перемещаться по помещению и переключаться на разные текстуры потолка по причине отсутствия кнопок на бюджетных гарнитурах. В аналогичных приложениях используются виртуальные кнопки, рисуемые поверх изображения, но нам хотелось сделать интерфейс реалистичным. Поэтому с помощью программных средств мы сделали интерактивными элементы самой 3D-модели: двери, окна и пасхальные яйца, управляемые взглядом. В будущем мы также планируем использовать новые появляющиеся технологии в области VR: например, у нас на кафедре теперь есть шлем HTC Vive, позволяющий перемещаться более естественным образом», – пояснил один из технических разработчиков проекта, старший преподаватель кафедры графических технологий, инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО Алексей Лавров.

Алексей Лавров
Алексей Лавров

В 2017 году Университет ИТМО получил целевой грант Российского фонда фундаментальных исследований на создание мультимедийной информационной системы «Архитектурно-художественный комплекс Феодоровский городок в Царском селе как пример Русского стиля». В рамках гранта планируется создание виртуальной экскурсии, которая будет проходить по маршруту посещения Николаем II комплекса Трапезной палаты в феврале 1917 года. Сначала посетитель поднимется по крыльцу в Башенную палату, затем повернет налево в парадные сени, войдет в Предтрапезную палату, после осмотрит саму Трапезную, а через дверь в торце помещения попадет в Притрапезную церковь. Виртуальный тур будет сопровождаться аудиоэкскурсией. 

Помимо размещения в интернет-ресурсах Университета ИТМО, виртуальный тур планируется демонстрировать в Государственном музее-институте семьи Рерихов. Данный проект уже был представлен на таких конференциях, как EVA Saint Petersburg (Electronic Imaging & the Visual Arts), SGEM Vienna (Conference on Social Sciences & Arts), АИК (XV Международная конференция ассоциации «История и компьютер»), «Рериховское наследие». На мероприятиях любой желающий мог погулять по интерьеру Трапезной палаты в гарнитуре виртуальной реальности.

Интерактивные элементы в интерьере Трапезной палаты
Интерактивные элементы в интерьере Трапезной палаты

«Каждый человек, которому небезразлична история России, вне зависимости от возраста и профессии, найдет для себя что-то интересное в этом проекте, ведь это не просто чтение книжек, а визуальная история. Тем более можно будет сравнивать различные цветовые решения, наблюдать необычную архитектуру Русского стиля», – подчеркнула Лариса Сопроненко.

В работе над проектом активно участвуют студенты Университета ИТМО. Кроме того, что В 2015 году интерьер помещения трапезной был смоделирован студенткой выпускного курса кафедры графических технологий Еленой Акулаевой, бакалавр кафедры высшей математики Дмитрий Завадский защитил диплом на тему «Внутреннее позиционирование в системах виртуальной и дополненной реальности для виртуальных реконструкций», в которой поместил модель Трапезной палаты в приложение дополненной реальности на планшете. Осенью 2017 года базовую 3D-модель всего Феодоровского городка выполнил студент-третьекурсник кафедры графических технологий Павел Воробьев, а в 2018 году планируется защита еще двух выпускных работ, связанных с проектом. Все студенты, заинтересовавшиеся темой Русского стиля, приглашаются к участию!