Программа FIRST+ – это российско-финская программа студенческих и преподавательских обменов. Проект основан на сетевом сотрудничестве между финскими и российскими высшими учебными заведениями и поддерживает мобильность студентов и преподавателей вузов обеих стран, а также организацию совместных интенсивных курсов в России.

Сеть FIRST+ включает в себя как минимум одно высшее учебное заведение в Финляндии и одно в России. Сеть всегда координируется финским партнером, который подает заявку на финансирование в Национальное агентство Финляндии по образованию (EDUFI) от имени всей сети и берет на себя ответственность за использование грантов и отчетность.

В сотрудничестве с Университетом прикладных наук Тампере (ТАМК, Финляндия) грант программы FIRST+ выиграли две кафедры Университета ИТМО — кафедра финансового менеджмента и аудита ФТМИ и кафедра промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности ФПБиИ. Как отмечает Ирина Сергеева, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита, победа в конкурсе стала результатом успешного сотрудничества Университета ИТМО с финским партнером, которое началось порядка четырех лет назад.

«Финская система образования является одной из лучших в мире. Это признается зарубежными партнерами и подтверждается моим личным опытом: в Финляндии обучаются студенты со всего мира, там работает много приглашенных преподавателей. При этом система выстроена очень хорошо: образование является практикоориентированным. Поэтому, безусловно, организация совместных образовательных проектов было нашей давней целью и мечтой», — комментирует Ирина Сергеева.

Ирина Сергеева
Ирина Сергеева

В рамках гранта в Петербурге было организовано проведение интенсивной научно-практической образовательной программы «Проектный подход в использовании Business Canvas Model». Участниками программы стали Университет ИТМО, РАНХиГС, а также два финских университета — Университет прикладных наук Тампере (ТАМК) и Хельсинский университет.

Business Canvas Model — это инструмент стратегического управления, который позволяет буквально на одном листе бумаги сделать описание проекта, проанализировать его и найти сильные и слабые стороны. Модель состоит из девяти блоков, которые могут быть объединены в четыре группы. Каждый из блоков описывает свою часть бизнес-модели организации, в частности ключевых партнеров и ключевые активности, достоинства и предложения, отношения с заказчиком, пользовательские сегменты, ключевые ресурсы, каналы поставки, а также структуру затрат и источники доходов. Business model canvas в первую очередь предназначена для действующих компаний и применяется для разбора существующей бизнес-модели с целью нахождения слабых мест или новых точек роста.

Business Canvas Model. Источник: jasonfurnell.wordpress.com
Business Canvas Model. Источник: jasonfurnell.wordpress.com

Автором проекта стала преподаватель ТАМК Тиина Викман-Виитала (Tiina Wickman-Viitala). Она подчеркивает, что программа имеет ярко выраженную практическую направленность: на протяжении недели студенты не только получат теоретическое представление об инструментах Business Canvas Model, но и смогут применить свои знания, выполняя реальные кейсы компаний. Индустриальными партнерами программы выступают крупные компании Северной Европы: Valio, концерн SOK (Suomen Osuuskauppojen Keskuskunta — Центральное объединение потребительского кооператива Финляндии, которое в том числе развивает финскую розничную сеть гипер- и супермаркетов PRISMA) и компания Bonava, специализирующаяся на строительном бизнесе.

«Идея этого проекта родилась два года назад, после того как Ирина Сергеева посетила ТАМК. Тогда же мы обсудили возможности нашего сотрудничества и приступили к подготовке интенсивной образовательной недели по Business Canvas Model, которая известна и изучается по всему миру, — рассказывает Тиина Викман-Виитала. — Если говорить о формате, необходимо отметить, что программа недели ориентирована на практику. Она включает серию воркшопов, а также непосредственно проектную деятельность, которая проходит на территории наших индустриальных партнеров. Именно здесь студенты получат возможность применить инструменты модели Canvas для решения прикладных бизнес-задач».

Как проходит программа

Участниками программы стали 30 студентов, по 15 представителей вузов Финляндии и России. В самом начале участники разбиваются на пять групп по шесть человек. На протяжении пяти дней участники проходят образовательную подготовку на воркшопах в Университете ИТМО и РАНХиГС. Кроме того, они получили возможность побывать на встрече с экспертами в области технологического предпринимательства, которые расскажут об особенностях ведения совместных российско-финских проектов и выстраивании отношений с зарубежными партнерами.

А непосредственно на предприятиях командам предоставили реальные кейсы компаний, в решении которых они должны будут применить инструменты модели Canvas. Результаты команды представят в заключительный день во время питч-сессии в компаниях. Группа, которая справится с кейсом наилучшим образом, получит возможность пройти стажировку в компании.

Как отмечают участницы проекта, студентки третьего курса кафедры финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО Анастасия Иванова и Юлия Шик, участие в такой программе позволяет не только получить новые знания, но и поработать над реальными задачами.

«До этого мы учились по обмену в Финляндии и, безусловно, заинтересованы в дальнейшем обучении и продолжении общения с финскими студентами и преподавателями, — рассказывают они. — Международный характер проекта дает возможность обменяться опытом, улучшить свои коммуникативные навыки, получить языковую практику. Кроме того, сегодня везде в мире распространен проектный подход, поэтому очень важно уже сейчас, обучаясь вузе, наработать опыт решения кейсов, командной работы. И наконец, если мы сможем успешно решить задачу, то получим возможность отправиться на стажировку в компанию и познакомиться с реальными бизнес-процессами, что тоже очень важно»

Основной задачей проекта является не только получение практических навыков, но и — на более глобальном уровне — обмен опытом и выстраивание успешной работы междисциплинарных команд, добавляет Майя Карна (Maija Kärnä), координатор проекта, представитель ТАМК.

Тиина Викман-Виитала, Тапани Кааккуриниеми и Майя Карна
Тиина Викман-Виитала, Тапани Кааккуриниеми и Майя Карна

«Безусловно, одна из главных целей программы — это объяснить студентам, как работать и применять имеющиеся инструменты. Но в то же время, одна из важнейших задач, которые мы также хотим решить в ходе проекта, — это выстраивание эффективной работы в смешанных командах, участники которых являются носителями разных культур, — говорит Майя Карна. — Еще одна важная деталь, которую необходимо учитывать, состоит в том, что мы объединяем студентов, которые изучают очень широкий спектр дисциплин. Кто-то специализируется на маркетинге, кто-то на финансовой сфере, кто-то на инженерных задачах. Таким образом, мы объединяем студентов не только из разных культур, но и областей и даем им возможность поработать вместе, поделиться своим видением ситуации и взглядом на решение проблемы, установить необходимые контакты. И такая коммуникация, необходимость находить общий язык и работать вместе — это еще один вызов, который в то же время является еще одним краеугольным камнем программы».

Перспективы

Помимо программы FIRST+, Университет ИТМО сотрудничает с финскими коллегами и в рамках Erasmus+, крупнейшей образовательной программы Европейского союза по обмену студентами и преподавателями (подробнее о том, как устроена программа и как налаживать сотрудничество с европейскими партнерами, мы писали здесь). Партнеры уже написали заявку на грант, который предполагает возможность организации семестровых обменов студентов, а также кратковременные стажировки преподавателей в вузах-партнерах. Результаты будут известны в июне. Такой опыт Университет ИТМО уже имеет совместно с Пирейским университетом в Греции (University of Piraeus), куда в этом году в рамках гранта Erasmus+ уже отправились на обучение двое магистрантов кафедры финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО, рассказывает Ирина Сергеева.

Тапани Кааккуриниеми
Тапани Кааккуриниеми

Сегодня высшие учебные заведения страны, а также бизнес заинтересованы в расширении контактов с российской стороной, а также обмене лучшими практиками подчеркивает Тапани Кааккуриниеми (Tapani Kaakkuriniemi), преподаватель Хельсинского университета.

«Я очень надеюсь, что нашу заявку, которую мы подали в рамках Erasmus+, одобрят, и мы сможем дальше работать в направлении совместных образовательных программ. Также надеюсь, что мы продолжим совместную работу в рамках программы FIRST+ и других программ Erasmus, — добавляет Майя Карна, представитель ТАМК. — Безусловно, Россия — наш сосед. При этом это огромный рынок и очевидно, что финские компании заинтересованы в том, чтобы вести бизнес здесь и развивать проекты совместно с российскими партнерами. Поэтому наша задача — заинтересовать студентов в работе в этом направлении, рассказать им о возможностях, дать понять, как работать здесь, и узнать, какая среда для развития бизнеса здесь существует, обзавестись необходимыми контактами. Нашим студентам важно работать вместе с их российскими сверстниками, ведь в будущем это, опять же, поможет им найти общий язые, когда они будут уже частью бизнес-среды».