О школе-конференции в «Сириусе»
Научно-образовательная школа-конференция — это совместный проект Фонда «Талант и успех» (Университет «Сириус») и Университета ИТМО для студентов российских вузов – получателей грантов Президента РФ, победителей и призеров мероприятий, обучающихся по программам в области физики, прикладной математики и физики, химии, инженерии, электроники, оптики, радиофизики, новых материалов. Научным руководителем школы-конференции выступил Павел Белов, декан физико-технического факультета Университета ИТМО.
Основные цели проекта — погружение участников в область фотоники, нанофотоники, метаматериалов, нанотехнологий, биофотоники, новых оптических материалов, топологии, междисциплинарных направлений исследований; знакомство с трендами, инновациями, перспективами развития, а также с потенциальными работодателями. Кроме того, школа ориентирована на практику, так что одна из базовых задач — это получение участниками опыта работы с реальными запросами индустрии.
Помогали им в этом научные сотрудники Нового физтеха Университета ИТМО, а также ведущие научные сотрудники Университета Jean Lamour во Франции.
Как проходили занятия
В этом году заявки подали 127 человек, из них 53 студента из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Томска и других регионов. Программа была построена таким образом, что теория тесно переплеталась с практикой: участники обсуждали тренды и вызовы научной сферы в рамках круглых столов, а затем решали кейсы на хакатоне.
«В течение четырех дней студенты посещали лекции ведущих ученых физико-технического факультета, среди них руководители лабораторий, магистерских программ, самый цитируемый молодой ученый России по версии Scopus и ученые из Франции. В том числе была представлена лекция Тьерри Белмонта, директора Института, пионера в области плазменного синтеза материалов на наномасштабе. Также в конференции приняли участие еще два французских ученых: Стефани Бруе, эксперт в области электронной микроскопии со сверхразрешением, и Жан-Франсуа Пирсон, глава Департамента "Химия и физика твердых тел и поверхностей", мировой эксперт в области синтеза тонких пленок, создатель более пяти новых видов материалов», — рассказала Юлия Толстых, организатор мероприятия.
Круглые столы прошли по темам «Успех в науке в России и за рубежом» и «Междисциплинарные исследования». Их преимущество было в том, что участники могли задавать любые интересующие их вопросы, а также вступать в дискуссии со спикерами.
«Большую часть времени мы слушали лекции по нанотехнологиям и фотонике. Но отдельно я хочу отметить круглые столы — это был интересный формат, на котором обсуждались актуальные для каждого ученого проблемы. И, конечно, мне понравился хакатон, на котором мы решали кейсы. Суть была в том, что правильного ответа ни у кого не было, а вместе с тем, было важно рассмотреть все варианты, выделить преимущества и недостатки каждой идеи и, уложившись в заданный промежуток времени, мы должны были представить проект и выступить перед публикой. По сравнению с другими конференциями, на которых мне довелось побывать, я отметил, что все спикеры школы-конференции были открыты для общения с участниками, активно отвечали на вопросы и давали советы. Также мне понравилась концепция объединения активных студентов с различных направлений и городов страны — это создавало особую, очень продуктивную атмосферу мероприятия», — поделился впечатлениями участник Второй научно-образовательной школы-конференции по фотонике, радиофизике и нанотехнологиям Алмаз Гильмуллин.
Третий день школы-конференции был посвящен хакатону на тему «Современные научные проблемы». Участники разбились на 11 команд и в течение всего дня решали актуальные научные задачи по таким направлениям, как «Создание дизайна устройства для хранения информации», «Защитные метки нового поколения», «Создание инновационных антибактериальных покрытий» и «Повышение качества МРТ». В каждой номинации была выбрана одна команда, которая, по мнению жюри, предложила наиболее удачное решение задачи.
«Важной составляющей школы был хакатон, где команды студентов работали над нестандартными научными проблемами, при этом одной из задач была проработка шагов для коммерциализации своих разработок. Особенностями нашей школы являются её междисциплинарная направленность, возможность для студентов не только послушать лекции и поработать в рамках хакатонов, но и просто пообщаться с учеными и задать вопросы на разные темы, что особенно важно на раннем этапе научной карьеры. Отдельно поднимались такие вопросы, как финансирование в науке в России и за рубежом, успех в науке, выбор научного руководителя и тематики исследований, как эффективно работать и при этом не выгореть», — отметил доцент Нового физтеха, кандидат физико-математических наук и один из спикеров школы-конференции Дмитрий Зуев.
Организаторы отметили, что идея команды-победителя хакатона оказалась по-настоящему удачной, настолько, что участники продолжат работать над ней под руководством научного сотрудника физико-технического факультета. Если всё пройдет хорошо, то по окончании исследования проект может быть запатентован.
«Для себя я лучше понял, кто такой ученый и с какими проблемами он сталкивается в своей работе.Также отметил, что в науке очень много бизнес-элементов, что делает ее актуальной для развития сферой, а не прерогативой консерваторов прошлых лет. Но самое главное, я понял для себя, чем хочу заниматься. В целом, я очень рад, что поехал на эту школу!» — рассказал участник Второй научно-образовательной школы-конференции по фотонике, радиофизике и нанотехнологиям Искандер Сибгатуллин.
Кроме этого достижения, несколько наиболее активных участников школы-конференции получили приглашения на стажировку на физико-техническом факультете ИТМО.
«По моему мнению, особенность и ценность данной школы в том, что студенты могут в рамках одного мероприятия получить представление сразу о нескольких направлениях в современной физике. При этом они получают как важнейшие знания по данным направлениям в форме обзорных лекций, так и узнают о существующих возможностях заниматься ими профессионально. Речь идет о различных образовательных программах, стипендиях и других формах поддержки в науке и образовании, необходимых для начала карьеры молодого исследователя», — поделился своим мнением доцент Нового физтеха, кандидат физико-математических наук и один из спикеров школы-конференции Станислав Глыбовский.