В дипломе государственного образца об окончании университета представлена информация об учебных достижениях выпускника: перечень дисциплин, факультативов, оценки за них, название образовательной программы. Но как и где отразить профессиональные успехи и внеучебные достижения студентов? Такие, как социальные проекты, организация и участие в различных мероприятиях, победы в конкурсах, олимпиадах, волонтерская работа?

Чтобы решить эту задачу, в рамках стратегической инициативы «Очень персонифицированное образование, основанное на ценностях» программы «Приоритет-2030» был запущен проект «Диплом ИТМО».

«Часто мы получаем вопросы от студентов, как можно внести дополнительную информацию об их активностях — проектах, стажировках, дополнительных курсах. Ребятам хочется подтвердить документом строчки в своем резюме. К сожалению, в дипломе государственного образца это отразить нельзя, потому что, во-первых, формат диплома жестко задан, а, во-вторых, он отражает достижения в учебной деятельности студента. Огромная часть жизни студента в университете остается за рамками диплома. Но ведь востребованные в современном мире компетенции развиваются не только в аудитории. Поэтому мы задумались над созданием документа — диплома ИТМО, который сможет отразить весь полученный в университете опыт», — пояснила руководитель проекта Елена Сычева.

Елена Сычева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Елена Сычева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

В дипломе ИТМО-2022 содержится информация о:

  • образовании, если оно было получено в Университете ИТМО;
  • опыте, полученном на практиках, стажировках, работе в университете;
  • полученных грантах и стипендиях;
  • участии в мероприятиях за время обучения в ИТМО с указанием роли студента и уровня мероприятия.

Важно отметить, что в дипломе ИТМО отражены ключевые приобретенные компетенции, цифровые и предпринимательские навыки и soft skills, которые отличают выпускников ИТМО от выпускников других вузов. По словам Елены Сычевой, диплом ИТМО резюмирует и фиксирует официально  опыт студента во время обучения и способствует востребованности выпускников ИТМО на рынке труда.

«В дипломах государственного образца вы смотрите только на названия дисциплин и оценки. Через диплом ИТМО прослеживается личность выпускника и путь ее развития. Нет одинаковых дипломов ИТМО. Каждый диплом настолько уникален, насколько уникален каждый наш выпускник», — отметила Елена Сычева.

В этом году в субботу, 2 июля, на выпускном ITMO.Live дипломы ИТМО получат 40 лучших выпускников. Но, как подчеркнули организаторы проекта, к 2027 году университет планирует вручать такой документ всем выпускникам.

Корреспондент ITMO.NEWS поговорил с тремя студентами и узнал, что они думают о нововведении и чем оно может быть им полезно.

Анна Ходырева

выпускница бакалавриата факультета технологического менеджмента и инноваций

Анна Ходырева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Анна Ходырева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— На самом деле, диплом ИТМО — это интригующая инициатива. В целом, как задумка, это очень классно, потому что сейчас я часто встречаюсь со следующей проблемой. Работодатель не очень заинтересован в официальном дипломе. Несмотря на то, что в нем есть красивые слова и числа, ему не совсем понятно, что они означают на самом деле, какие компетенции дают и как влияют на работу.

Диплом ИТМО более понятный и приятный для восприятия, и это его преимущество. Теперь при приеме на работу я могу показать не только официальный диплом государственного образца, но и что-то более вещественное. Поэтому я очень надеюсь, что эта инициатива найдет реализацию при устройстве на работу.

Для меня самый важный раздел в дипломе ИТМО — общественная деятельность. Это то, что отличает этот документ от стандартного официального документа об образовании. За время обучения я участвовала в большом количестве мероприятий разной направленности и масштаба. Например, я была организатором ITMO.Megabattle, конкурса проектов и инициатив ITMO.FUTURE 3.0, главным организатором дня программиста и председателем комиссии на выборах председателя ITMO.STUDENTS. Все это дало мне колоссальный опыт с точки зрения менеджмента и управления командой. Думаю, если работодатель увидит, что я училась на техническом направлении и при этом занималась культурно-творческими мероприятиями, он подумает: «Вау, как классно! Какая ты разносторонняя!».

Но сейчас я хотела бы взять перерыв на год перед поступлением в магистратуру. Возможно, я поменяю направление обучения: в бакалавриате я изучала управление технологическими инновациями, а в будущем хочу попробовать силы в проджект-менеджменте в IT. И как раз для этого я сейчас работаю проджект-менеджером в сфере дополнительного образования.

Кристина Шараева

выпускница магистратуры факультета программной инженерии и компьютерной техники

Кристина Шараева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Кристина Шараева. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Когда я впервые увидела диплом ИТМО, он мне очень сильно понравился, потому что я посмотрела на все то, что сделала за время обучения, и подумала: «Вау, я такая продуктивная!». На самом деле, очень клево, что университет позаботился, собрал все достижения и компетенции выпускника в одном документе. Это поможет увидеть, что человек умеет и знает. Ведь за все время, пока он делал проекты или организовывал мероприятия, он мог не понимать, что эти активности дают ему. Возможно, с помощью диплома выпускник переосмыслит, чем он хочет заниматься в будущем и посмотрит на свою карьеру под другим углом.

Я думаю, что диплом ИТМО будет очень важным при формировании резюме. При трудоустройстве обычно смотрят не только на hard skills, но и на soft skills: насколько активно вы изучили свою и смежные области?  Осознанно ли вы делаете свой выбор? Портфолио может показать, какие попытки вы предпринимали в каждой из областей и насколько удачными они были.

Например, я очень активно проявила себя в организации и проведении мероприятий — у меня их около 167 за шесть лет обучения. Школа волонтеров и их координаторов, а также нетворкинг добровольческих клубов — это то, чем я занималась в основном. Я организовывала мероприятия для обучения волонтеров и координаторов, а также экологические уроки для школьников. Также я подготовила проект автоматизации деятельности добровольческих клубов — весь бумажный документооборот я перенесла в информационную базу. Поэтому мне как программисту и преподавателю ИТМО важно показать, что я умею не только писать код или создавать проекты, но и несу свои ценности в этот мир.

После выпуска из магистратуры я окончу школу курсы компании Quantori по Data Engineering и хочу углубиться в эту область. Также я продолжу преподавать на факультете информационных технологий и программирования и попробую создать систему для автоматизации приема лабораторных работ.

Елизавета Хорошилова

выпускница бакалавриата факультета программной инженерии и компьютерной техники

Елизавета Хорошилова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Елизавета Хорошилова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Новая инициатива определенно будет полезной. До нее я не осознавала, насколько разной деятельностью успела позаниматься в университете. Я думала, что у меня было довольно четкое направление развития, а оказалось, что я успела попробовать себя и в других сферах. Диплом ИТМО это подтверждает.

Кристина и Аня говорили о том, что новый документ поможет в поиске работы, но для меня это больше поддержка при поступлении в магистратуру в рамках конкурса портфолио. Ведь помимо мотивационных писем или эссе, я могу приложить документы, подтверждающие мою активную внеучебную деятельность. И диплом ИТМО точно окажется в этом списке. Также в будущем при приеме на работу я смогу перенести много классных формулировок про компетенции из документа в резюме, да и в целом показать работодателю, как много со мной случилось за время обучения.

Например, вместе с Кристиной мы участвуем в ITMO.Mentors и работаем помощниками преподавателей. Этот проект помогает не только повышать квалификацию, но и получить практический педагогический опыт. Также я больше двух лет руководила клубом «Адаптер Университета ИТМО». Это была очень большая деятельность с точки зрения менеджмента, управления командой и проектирования образовательного опыта, потому что каждый год старшекурсники проводят занятия для новичков в школе клуба. Благодаря опыту руководства, меня взяли на работу в офис поддержки сотрудников нашего университета, где я и продолжу трудиться после выпуска.