«Дни интеллектуальной собственности» — масштабное мероприятие, ежегодно собирающее специалистов в области интеллектуальной собственности, ученых, предпринимателей, а также талантливых изобретателей со всей России, интересующихся вопросами управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. В этом году мероприятие традиционно проходит в Университете ИТМО, его программа включает международные конференции, молодежные форумы, семинары на тему политики в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций, круглые столы и деловые игры по патентному и авторскому праву, оценке интеллектуальной собственности.
Среди обсуждаемых вопросов — совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности, подготовка кадров, а также проблемы защиты от недобросовестной конкуренции и многие другие актуальные темы.
Основные тренды
По словам директора Российского бюро ВОИС Александра Бавыкина, несмотря на то что сейчас мировая экономика находится не в лучшем положении, институтам охраны интеллектуальной собственности по-прежнему уделяется особое внимание. И в будущем, учитывая стремительное развитие технологий, их значение продолжит расти.
«В 2016 году в мире было подано довольно много заявок, в том числе на патенты в рамках договора о патентной кооперации. Мадридская система (эта международная система предполагает возможность охраны знака на территории 98 государств-членов — прим.ред.) также показала рост на 7,2% по сравнению с предыдущим годом. Возрос интерес и к Гаагской системе (позволяет регистрировать до 100 образцов более чем на 66 территориях посредством подачи одной международной заявки — прим.ред.) Это свидетельствует о том, что они имеют не только глобальный характер, но и продолжают быть востребованными. И мы всячески поддерживаем идею, чтобы российские правообладатели шире пользовались этими системами», — подчеркнул Александр Бавыкин, выступая на открытии «Дней интеллектуальной собственности» в Северо-Западном федеральном округе.
Сейчас Россия участвует в 21 международном многостороннем договоре, административные функции которых выполняет ВОИС, и активно пользуется различными международными патентными системами. Например, PCT, которая помогает заявителям патентовать свои изобретения в более чем 100 странах мира. Кроме того, недавно Россия вышла на завершающую стадию процесса присоединения к Гаагской системе регистрации промышленных образцов — 3 апреля президент России Владимир Путин подписал указ о ратификации этого документа, сообщил Александр Бавыкин. По его словам, уже в скором времени этот шаг должен обеспечить российским правообладателям новые возможности для беспрепятственной регистрации промышленных образцов за рубежом.
Кроме того, в условиях постоянного развития технологий все большее значение приобретают и вопросы правовой охраны программного обеспечения, добавляет вице-президент Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Станислав Александров. По словам эксперта, сегодня стоимость прав на ПО сопоставима со стоимостью всей остальной интеллектуальной собственности, которая участвует в экономическом обороте.
«Сейчас существуют и так называемые софтверные патенты, и основная охрана ПО в качестве объекта авторского права. При этом, что характерно, программа приравнивается к литературному произведению, и предмет спора программистов находится примерно в том же ракурсе, что и предмет спора авторов текстов. В этом есть определенная логика, потому что программа так же, как и литературное произведение, написана на том или ином языке, содержит определенные объекты. Я думаю, что в дальнейшем, в течение ближайшего десятилетия, важность правовой охраны в сфере интеллектуальной собственности программного обеспечения будет возрастать. Это одна из главных последних тенденций», — прогнозирует Станислав Александров.
Любое заимствование кода программы или сайта, даже если автор формально не запретил его копировать, не освобождает от ответственности. Если вы в дальнейшем планируете продвигать продукт, а не просто показать его паре одногруппников, уже на начальном этапе следует позаботиться о так называемой «лицензионной чистоте», добавляет эксперт. Именно это условие является одним из основных при выходе продукта на глобальный рынок. Если заимствование все-таки произошло, нужно дозаключить необходимые соглашения, чтобы сделать продукт полностью легальным.
По словам Станислава Александрова, зачастую, чтобы решить даже порой достаточно простые вопросы, большинство российских разработчиков обращается за помощью к юридическим компаниям. Иногда это объясняется банальным нежеланием вдаваться в юридические тонкости, иногда — отсутствием базовых знаний, которые могли бы пригодиться при учете многих деталей, касающихся интеллектуальной собственности.
«Очень важно, чтобы наши программисты знали базовые вещи на начальном этапе, еще учась в вузе. В этом случае, уже при создании собственного проекта, они смогут действовать более самостоятельно. Вопросы, связанные с оформлением интеллектуальной собственности, вопросы авторского, патентного права очень интересны и, как мне кажется, для человека с техническим образованием каких-то необозримых высот там нет. Можно вполне разобраться, обращаясь к специалистам только в сложных ситуациях. Базу можно и нужно приобретать уже в университете», — говорит Станислав Александров.
Как выстраивать такую систему в вузе?
Исходя из показателей регистрации изобретений и полученных патентов, сегодня одними из мировых лидеров среди вузов являются, например, Массачусетский технологический институт, где ежегодно регистрируется 270 уникальных разработок в год, или китайский Университет Цинхуа, студенты которого ежегодно получают 200-250 патентов, а подают за тот же период 1800 заявок в национальное ведомство интеллектуальной собственности — такую статистику приводит президент Евразийского патентного ведомства Сауле Тлевлесова.
Эти данные говорят о развитой внутренней структуре университета и выстроенной системе обучения основам патентного и авторского права, добавляет она.
«Все зависит от внутренней структуры университета: есть ли там лаборатории, научно-исследовательские центры. В том случае, когда всего этого нет, даже если сам студент что-то захочет изобрести, запатентовать, ему будет негде это апробировать. Поэтому сейчас нужны университеты со своими лабораториями, со своей технической базой. Я считаю, что Университет ИТМО уже все это имеет. Кроме того, здесь выстроена система обучения основам интеллектуальной собственности. Другое дело: кто будет обладать правами на патент — университет, лаборатория, сам студент или спонсор? Сейчас это достаточно сложный вопрос во всем мире. И я считаю, что российским вузам необходимо решить его, чтобы активно включаться в общемировой тренд», — комментирует Сауле Тлевлесова.
Другая сторона медали — смена отношения к изобретательству как к таковому. Далеко не все из 1800 заявок в Цинхуа — это высокотехнологичные проекты. Зачастую разработки достаточно просты в исполнении и продиктованы жизненной необходимостью.
«Не обязательно создавать ядерный реактор, можно начать с малого: например, корейский мальчик, которому 14 лет, запатентовал дверь с двумя ручками. Он сказал, что просто устал постоянно открывать дверь младшему брату — так и родилось это совершенно простое изобретение из жизни. Не нужно сразу думать, что изобретательство — это такой high-level, где надо делать запредельно сложные вещи. Абсолютно все студенты способны включаться в этот процесс», — добавляет Сауле Тлевлесова.
Именно поэтому нередко изобретательские таланты проявляются у детей. Чтобы закрепить и развить способности, например, в Южной Корее и Японии такие навыки прививают еще с детского сада, а детально изучать вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, там начинают в школах, приводит пример президент Евразийского патентного ведомства.
Похожая система постепенно начинает выстраиваться и в России. Например, уже седьмой год подряд Университет ИТМО реализует международный проект «Школьный патент», главная цель которого — помочь талантливым школьникам запатентовать и внедрить свои разработки.
«Кроме того, месяц назад у нас были открыты на платформе дошкольных образовательных учреждений центры поддержки технологий и инноваций. Это проект ВОИС. Они сейчас подключаются к базам данных Роспатента и будут консультировать школьников в рамках их проектной деятельности — учить искать патентную информацию, изобретения, свидетельства и так далее. В рамках этого же проекта открыта программа подготовки для учителей, — говорит директор факультета «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО Елена Богданова. — В целом в вузе мы поэтапно выстраиваем образовательную систему: все начинается со “Школьного патента”, потом ребята приходят в бакалавриат, где у нас реализуется программа “Инноватика”, потом в магистратуру на программу "Управление интеллектуальной собственностью”, а затем и в аспирантуру, где ребята могут продолжить свое образование. Одновременно с этим идет онлайн-программа на платформе открытого образования "Правовые основы интеллектуальной собственности", работают летние и зимние школы».