В глазах многих людей музей — это старый доходный дом, в котором стоят витрины с разложенными в них предметами и бумажными этикетками. Однако это уже давно не так. Современные музеи вводят в свои экспозиции VR-технологии, видеоинсталляции, датчики движения и системы дополненной реальности. Спрос на такие способы рассказа об истории и искусстве растет с каждым днем.

Сложность состоит в том, что для реализации такого рода проектов необходимы специалисты сразу двух профилей: музейщики и инженеры. Чтобы еще раз продемонстрировать важность этой совместной работы, факультет программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО и центр «Арт-паркИНГ» организовали студенческий фестиваль цифрового искусства «AR+T».

Центр современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ». Источник: artparking.org

Центр современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ». Источник: artparking.org

Его участники должны были создать проекты новых цифровых элементов экспозиции Музея-квартиры композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (филиала Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства).

«Обсуждая наше взаимодействие, мы поняли, что мысли у нас сходятся, есть взаимодополняющие идеи о том, как инженеры и люди от искусства могут работать вместе, — рассказал доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники Дмитрий Муромцев. — Потом от музея поступил запрос — подумать над двумя интерактивными экспонатами. Так родилась идея фестиваля, в котором студенты могли бы предложить свои идеи для удовлетворения нужд музея».

Работа над проектами

Принять участие в фестивале мог любой желающий студент бакалавриата — для этого необходимо было только подать заявку и мотивационное письмо. На приглашение принять участие в фестивале откликнулись более 30 человек, а до конца дошли восемь.

Участие в фестивале предполагало курс лекций: о программировании, комплексном мультимедиа, музыке, музейном дизайне. Параллельно студенты разделились на две команды и занимались проектированием будущих экспонатов для музея-квартиры композитора.

«Работа над проектами велась первые три недели апреля, — отметила директор Центра «Арт-паркИНГ» Лидия Адэр. — Это невероятно сжатые сроки даже для профессионалов в деле музейного дизайна. Однако ребята, прошедшие программу фестиваля, показали отличную мотивацию и предложили интересные идеи».

Исторический киоск и музыкальная лестница

Первый объект, который студентам предложили превратить в мультимедийный объект, — лестница перед входом в квартиру композитора. Сотрудники музея хотят сделать ее «музыкальной». Участники фестиваля развили эту идею, предложив с помощью студента Санкт-Петербургской консерватории Степана Николаева несколько форм взаимодействия с объектом.   

«По задумке студентов, можно просто пройтись по лестнице и услышать отдельные ноты, а можно перейти на более глубокий режим, — объяснила Лидия Адэр. — Так как мы в музее великого композитора, то ребята взяли несколько его шедевров: тему Шахерезады, Полет шмеля и другие фрагменты. Они будут интегрированы в систему, и человек, прикасаясь к ступеням, будет создавать мелодию, связанную с этими произведениями. При этом с лестницей можно будет взаимодействовать компанией, когда разные люди «нажимают» на разные клавиши-ступени, создавая свои мелодии».     

Проект музыкальной лестницы. Иллюстрация из презентации

Проект музыкальной лестницы. Иллюстрация из презентации

Второй объект, над которым работают студенты, — интерактивный киоск, который встречает посетителей в фойе. В нем, по проекту участников, можно будет найти не только информацию о музее, но и игры, квизы, возможность «примерить» на себя исторические наряды и другие активности.

«В команде, занимавшейся этим проектом, была лишь одна программистка. Все остальные учатся на направлениях, связанных с искусством, и только хотят заняться IT, — объясняет куратор проекта Дмитрий Золотов. — Поэтому мы построили обучение и работу так, чтобы не отпугнуть их и показать, как достигать результата относительно простыми способами. Так, на вебинарах мы рассмотрели основы технологий Processing, Flutter, OpenFrameworks. В результате участники предложили идею, как использовать вибрации смартфона, считавшего QR-код, для передачи мелодии людям с нарушениями слуха. Также родилась идея приложения для создания картин, вдохновленных музыкой. То есть можно слушать мелодию и рисовать на экране образы, которые у вас возникают. Эти образы можно отправить себе на почту, а также просматривать картины, которые нарисовали на эту мелодию другие пользователи». 

Проект интерактивного киоска. Иллюстрация из презентации

Проект интерактивного киоска. Иллюстрация из презентации

Результаты фестиваля

Как предполагается, проекты, придуманные участникам фестиваля, будут реализованы уже этой осенью, когда Музей-квартира Римского-Корсакова будет отмечать свой пятидесятилетний юбилей. 

Также фестиваль «AR+T» является частью приемной кампании в магистратуру факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО. Участники команд смогут не только увидеть реализацию своих проектов, но и поступить на программы «Технологии интернета вещей», «Компьютерные системы и технологии», «Веб-технологии», «Мультимедиа-технологии», «Дизайн и юзабилити», «Нейротехнологии и программная инженерия» и «Системное и прикладное программное обеспечение» на особых условиях.

Более того, как отметил Дмитрий Муромцев, организация фестиваля «AR+T» показала, что у факультета есть новые потенциальные направления подготовки. 

«Музеи, галереи, театры могут оказаться для нас новыми партнерами, вместе с которыми наши студенты смогут реализовывать свои проекты. Сейчас мы ориентируемся, скорее, на технологичные компании, но в действительности, как мы убедились, среди учреждений культуры есть большой спрос на IT-специалистов», — объяснил он.

Кроме того, предполагается, что фестиваль «AR+T» станет постоянной площадкой для взаимодействия специалистов в области культуры, музейного дела и программирования.