Наталия Рось, 2 курс магистратуры, кафедра физики
Летом 2018 – эковолонтер в Приэльбрусье
Я давно мечтала заняться волонтерством в области экологии – очищать территорию, прокладывать туристические маршруты в природном месте, развивать инфраструктуру. Сегодня есть проекты «экодеревни», в рамках которых волонтеры занимаются земледельческими работами, выпасом животных, помогают в хозяйстве, – меня эти идеи привлекают. Я стала отслеживать программы на ресурсе GoodSurfing. Там я нашла большой проект под названием «Экодемия», который инициирован Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках Года добровольца. В проекте участвуют 12 заповедников, в каждый из которых можно приехать во время смены. Программа поездки включает два аспекта. Образовательный аспект подразумевает рассказ про особенности региона, научную, экологическую и охранную деятельность того или иного заповедника. Иногда это может быть в формате лекций, мы же ходили с кураторами в живописные места и непосредственно на месте слушали о его особенностях. Второй аспект – экологический, в моем случае он подразумевал очищение территорий и их мониторинг. В других программах участники занимаются инфраструктурными вопросами, прокладыванием новых маршрутов – все зависит от потребностей парка. В Приэльбрусье инфраструктура налажена, однако есть некоторые проблемы с мусором – каждый день в первой половине мы убирались.
Моя смена длилась неделю – мне нужна была короткая поездка, однако желающие могут оставаться на несколько смен. Мы жили на территории Приэльбрусья – проживание, питание, подъемы на разные высоты нам оплачивали организаторы, мы должны были оплатить только дорогу. В волонтерском лагере предусмотрен очень четкий режим: мы просыпались, я шла заниматься спортом (жили мы на спортивной базе), затем завтракали, отправлялись на уборку и мониторинг территорий. Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать и пресекать запрещенные действия на территории заповедника. Так, мы находили охотничье укрытие, остатки костра, людей, собирающих ягоды и грибы в коммерческих целях, – все это запрещено на территории заповедного парка. Кураторы сообщали ответственным за эти участки людям. После уборки и мониторинга у нас начиналось свободное время – мы шли в отдаленные, нетуристические места, где есть водопады и красивая природа. Кураторы рассказывали нам про климат, воды Приэльбрусья, проблему таяния ледников.
За время поездки я выделила для себя несколько ключевых вещей, ради которых стоит отправиться в такое путешествие. Во-первых, эстетика – потрясающая природа, нереальная красота каждый день вокруг. Во-вторых, понравилось все, что связано с водой. Вообще, в поездке акценты сделаны на двух вещах – вершине Эльбрус, куда стремятся многие туристы, и вода. В Приэльбрусье протекает несколько рек, которые берут начало от реки Эльбрус. Здесь же есть минеральная лечебная вода (нарзан). Это первый российский регион, где я пила воду из-под крана. Красной нитью через всю смену тянулась тема таяния ледников. Эта проблема очень беспокоит местных жителей – за последние 30 лет, по наблюдениям местных, ситуация кардинально изменилась. Ледники тают и доставляют жителям много проблем. Например, один ледник сорвал газовую трубу, и люди отравились насмерть. Сегодня парк пытается предпринимать меры, чтобы предотвратить несчастные случаи.
Так как я научный коммуникатор, меня очень волновала научная деятельность национальных парков России. В этом смысле я выбрала не самое удачное место – в Приэльбрусье работают ученые и исследователи, однако все структуры отличаются замкнутостью. Так, на территории парка функционирует Баксанская нейтринная обсерватория, однако попасть туда невозможно. Есть также лаборатории, которые изучают физиологию человека на высоте, но они тоже не принимают посетителей. Возможно, ситуация несколько иная в Прибайкальском заповеднике, где работает большой штаб ученых. Я бы хотела продолжить изучать тему национальных парков России, которые являются территорией резервации и цель которых сохранять природу. Однако я считаю, что их деятельность должна быть направлена не только на сохранение, но и на изучение среды. Из коммуникационных инструментов и площадок, которые сегодня использует парк, есть сайт, однако он не очень эффективен. К сожалению, нет страницы в Instagram, которая просто необходима этому месту. Я бы расширила программу в сторону коммуникаций – можно брать интервью у ученых, писать про исследования. Это одна из жемчужин России, хочется, чтобы люди не только потребительски подходили к поездкам в это место, но и совмещали туристический отдых с различными инициативами – посещением лабораторий, изучением маршрутов, уборкой мусора. Это место очень красивое, однако люди к нему пока что равнодушны.
Анастасия Клестова, 2 курс магистратуры, кафедра химии и молекулярной биологии
Летом 2018 – стажер в Университете Аалто, Финляндия
О том, что в Университете Аалто есть конкурс на позицию летнего стажера, я узнала из рассылки в ИСУ. Этот университет предлагал работу в более чем 20-ти проектах в разных областях науки, из которых нужно было выбрать два-три наиболее интересных для себя и написать об этом в мотивационном письме. Стажировка длилась три месяца – с июня по август. Я работала на позиции научного ассистента, проводила эксперименты в рамках выбранного проекта. Каждый факультет финского университета предлагал по два-три проекта. Моя специализация – физическая химия, поэтому я выбрала проект по экстракции металлов.
Летом в лаборатории было немного людей, так как это сезон отпусков. У каждого студента или сотрудника был свой проект, над которым он работал самостоятельно. Я работала с профессором, который ставил мне задачи, я выполняла необходимые эксперименты, затем мы встречались, чтобы обсудить результаты. Работать в основном нужно было самостоятельно, хотя в лаборатории в помощи никто не отказывал. Режим отличается тем, что время работы и отдыха строго регламентировано. Если вдруг не успеваешь выполнить эксперимент в положенный срок, остаться поработать вечером или прийти на выходных не получится, так как после 15:30 вход в здание факультета и в основные лаборатории закрыт. На обед и отдых от работы во второй половине дня выделено по 30 минут.
Так как это моя первая стажировка за рубежом, интересно было все. В первую очередь, как организована работа, какие есть отличия от привычного мне режима. В Университете Аалто был достаточно интернациональный коллектив, поэтому было интересно пообщаться со специалистами из разных стран. В целом, это был прекрасный первый опыт, позволивший мне понять, в каком направлении нужно двигаться дальше.
Анна Никитина, 2 курс магистратуры, кафедра химии и молекулярной биологии
Летом 2018 – стажер в Институте коллоидов и межфазных взаимодействий имени Макса Планка, Германия
С середины мая до середины августа я проходила стажировку в Институте коллоидов и
межфазных взаимодействий имени Макса Планка (Max Planck Institute of Colloids and Interfaces). Мне удалось поехать благодаря моему научному руководителю Екатерине Скорб. Она долгое время работала в этом институте, а после переезда в Россию у нашей лаборатории сохранились общие проекты с немецкими коллегами, в рамках одного из которых и проходила моя стажировка.
Мой проект был связан с микробиологией. На данный момент многие бактерии начинают приобретать устойчивость к антибиотикам – резистентность. Поэтому крайне важно сейчас научиться не просто убивать бактерии, а трансформировать их. В мои задачи входил подбор химических композиций, с помощью которых мы модифицировали поверхности, на которой растёт бактериальная плёнка. Для моего проекта три месяца – это крайне малый срок, поэтому практически всё время отводилось занятиям в лаборатории. Плотный график работы оказался продуктивным, я смогла получить интересные предварительные результаты, которые требуют дальнейшего изучения. В конце мая, сразу после моего приезда, у департамента, где я работала, проходила выездная сессия. Мы поехали на пять дней за город, где проходили семинары и лекции, а также была возможность познакомиться с коллективом и отлично провести время на природе. Неформальное общение помогло мне узнать коллектив и преодолеть языковой барьер, который одолевал меня в первые дни в Германии. Мой научный руководитель от института помогла мне адаптироваться в лаборатории, а также была готова ответить на любые мои вопросы. Сам институт находится в городе Потсдам, находящемся в непосредственной близости с Берлином, так что мне удалось познакомиться поближе с прекрасной немецкой столицей. Для меня это была первая долгосрочная поездка за рубеж, и я с уверенностью могу сказать, что она удалась!
Азиза Шаршеева, 2 курс магистратуры, кафедра химии и молекулярной биологии
Летом 2018 – стажер в Университете Лейпцига Германия
Мы с моими коллегами отправились этим летом на стажировку в Университет Лейпцига (г. Лейпциг, Германия). Про стажировку мы узнали от директора по развитию лаборатории SCAMT – Полины Хапаевой. Мы подали заявки и по результатам конкурса прошли три человека – я, Елизавета Гарифуллина и Магомед Газимагомедов. В Германию мы отправились с директором нашего кластера Александром Виноградовым – это очень помогло нам, так как у нас был собственный гид, который был рад показать нам город, познакомить со всеми в университете, да и просто поддержать.
В университете Лейпцига на факультете химии и минералогии нас встретили очень радушно, все были готовы помочь. Стажировка длилась три месяца – в это время мы продолжили заниматься научной работой, которую вели в SCAMT. Я занималась метал-органическими соединениями для нелинейной оптики, а именно подбором условий для синтеза и непосредственно синтезом. Мне удалось поприсутствовать на расшифровке структуры моих соединений, так как на дифрактометре студентам работать не разрешалось, однако теперь я знаю, как прибор выглядит и работает. Кроме того, у нас была возможность слушать лекции.
Несмотря на то, что мы были в немецком вузе, все говорили на английском, что облегчило наше время пребывания. Стажировка была полностью проспонсирована программой Erasmus+. Во время стажировки у меня была возможность съездить на Нannover Messe 2018 в городе Ганновер, где выставлялась промышленная продукция SCAMT, разработанная совместно с Nanoprotech.
Подобная стажировка – мой первый опыт и первое знакомство с Европой. В университете Лейпцига мне понравилось все, начиная от подхода местных к научной и учебной работе и заканчивая мероприятиями, которые устраивались во время стажировки. Что касается города и страны в целом, мне запомнились чистота улиц и пунктуальность людей. Правду говорят, что немцы пунктуальные, этому хорошо бы у них поучиться.
Ксения Мосина, 2 курс магистратуры, кафедра химии и молекулярной биологии
Летом 2018 – стажер в Университете Уотерлу, Канада
Стажировка в Канаде для меня еще не закончилась – здесь мы с коллегой Яной Югай до конца сентября. Мы студентки химико-биологического кластера SCAMT, где выполняем научную работу в лаборатории Ceramic and Natural Nanomaterials под руководством Павла и Елены Кривошапкиных – именно они предложили нам пройти стажировку в Канаде. В течение года мы осваивали особенности синтеза наночастиц и их применения и были рады возможности укрепить наши знания в рамках международной стажировки. Таким образом, на четыре месяца мы устроились в лабораторию нанокатализа канадского университета Уотерлу. Под руководством супервайзера принимающего университета каждая из нас занимается развитием собственного проекта. Я продолжила незаконченный канадский проект по синтезу золотых наночастиц для применения в области биосенсеринга и терагностики. Безусловно, много времени и сил ушло на то, чтобы вникнуть в него и разобраться в деталях, но в этом и состоит уникальность любой темы. Поэтому все лето мы усердно трудились, осваивая новые методы и приборы.
Подобный опыт позволил сравнить рабочий процесс в России и Канаде. Здесь люди максимально приветливы и любезны, готовы помочь разобраться с чем-либо, пренебрегая своим комфортом и временем. Однако любой канадец обладает особым чувством социальной справедливости, и, если он посчитает, что по причине каких-либо действий были задеты права другого человека, он обязательно сообщит ответственному органу, чтобы тот принял соответствующие меры. К примеру, если ты занимаешь прибор, ты должен делать это строго в свое время и отговорки в духе «ой, я только данные снять, можешь пять минуточек подождать, я быстренько» воспринимаются как оскорбление и неуважение, о такой ситуации задетый человек или даже тот, кто является просто свидетелем, немедленно сообщат ответственному за прибор, а тот, в свою очередь, вашему супервайзеру и так далее. Сама в подобную ситуацию я не попадала, но меня несколько раз предупреждали об этом и советовали быть внимательнее.
Канадский университет полон контрастов и проводить здесь свое исследование – значит общаться с людьми с разных континентов, представителями разных конфессий и социальных групп. Здесь ты учишься дипломатии и тактичности, уверенности и четкости формулировок. Это мой первый подобный опыт, и он бесценен в каждом своем аспекте. Пожалуй, самое главное – это понимание того, что ответственность за твои поступки как ученого лежит лишь на тебе. Конечно, научный руководитель всегда подскажет тебе и поможет, но за свои поступки несешь ответственность только ты сам. Стажировка позволяет расширить свои собственные границы: там, где раньше была страшная неизвестность, теперь красуется гордое «я знаю, как сделать это». И я с радостью занимаюсь любимым делом.