Чему посвящена работа?
В магистерской диссертации «Представление научного знания в визуальной культуре» я ответил на три вопроса: как исторически менялся образ ученого в комиксах Marvel, какие социальные изменения на него влияли и что мы имеем сейчас. Практическую часть я поделил на две: условно статистический анализ базы данных персонажей и дискурс-анализ, для которого я предложил молодым художникам нарисовать короткие комиксы про ученых.
По моей гипотезе, которая идет красной нитью через повествование, комиксы всегда реагировали на социальные изменения и запросы. Например, ученый в период холодной войны ─ в первую очередь не личность, а средство борьбы с «Советами». Он строго аффилирован к работе против этой ужасной «красной» машины, которая собирается уничтожить мир. Можно вспомнить Халка, которого придумали в 1962 году. Именно тогда количество зарядов ядерных боеголовок достигло максимума. То есть Халк, неуправляемое яростное существо, появляется как символ страха перед возможным ядерном конфликтом.
Если погружаться в социальный контекст того времени, то находишь много подобных отсылок. Например, в образе того же Халка. Брюс Баннер – это человек-ученый, который работает на военных и возникает как ответ на кризис маскулинности. Он главный персонаж, но не соответствует образу классического мачо. Когда он превращается в Халка, по сути, им начинает управлять женщина. Бетти Росс – единственная, кто может его успокоить и привести в норму, следовательно – она здесь главная.
Есть неожиданные находки. Например, число гуманитарных исследователей: на 2 500 тысячи ученых всего 24 героя-филолога. Для сравнения, археологов – 35 человек.
После небольшого визуального анализа и погружения в контекст показалось справедливым исследование конца 80х-начала 90-х годов о стереотипическом значении образа ученого. Тогда группа исследователей набрала больше двух тысяч корреспондентов и предложила им нарисовать ученого. После эти картинки проанализировали. Получилось, что в большинстве работ ученый был изображен так: очки, халат, борода, наукоемкая обстановка вокруг вроде пробирок и результат работы рядом, микстура или технический аппарат. Оказалось, что в комиксах отталкиваются от того же образа – исследователь почти всегда в халате и в очках.
Вопрос, отражают комиксы нашу объективную реальность или влияют на конструирование этой реальности, очень коварный. Можно утверждать, что люди-респонденты просто видели комиксы и, таким образом, были немного запрограммированы, но мне хочется верить, что комиксы не конструируют нашу реальность, а просто предвосхищают ее или быстро реагируют на ее изменения. Такая история была с ЛГБТ-движениями и инвалидами. Супергерой-гомосексуалист появился в комиксах тогда, когда в Америке во многих штатах еще действовали законы против содомии.
Чем было заниматься интереснее всего?
Делать выгрузку. У Marvel отсутствует как таковая база данных с коротким досье на каждого героя. Поэтому пришлось брать фанатские базы и соединять их между собой. То есть удалять пересечения с откровенным трэшем и оставлять только уникальную информацию. Я бы сам умер это делать, поэтому мне помогал друг-программист, тоже из ИТМО.
Сначала я хотел проанализировать в работе и комиксы издательства DC. Но с их базами данных произошла заминка: непонятно, откуда выгружать информацию.
Почему комиксы?
Комиксами я увлекался с детства. Любимый персонаж – Человек-паук, его я полюбил лет с пяти, когда начал смотреть мультсериал 1994 года.
Кстати, он замечательно иллюстрирует путь современного научного коммуникатора. Мы знакомимся с ним как с одаренным школьником, затем он вырастает в студента, который занимается наукой, подрабатывая при этом фотографом в газете. Какое-то время он работает учителем, но это оставим, не такой важный для нас период. После он возвращается в науку и основывает со своими технологиями Parker Industries. А сейчас до перезапуска серии в октябре он был редактором научного отдела в газете Daily Bugle. В этой вымышленной американской газете работают, наверно, человек 15 научных журналистов, и один материал они готовят раз в полторы недели. В наших реалиях ты скорее один будешь готовить 15 новостей в день, но неважно.
Я рад, что в магистратуре так поддержали мою любовь к комиксам, помогли ее связать с актуальной исследовательской проблематикой. Отдельное спасибо заместителю директора Центра научной коммуникации Дарье Денисовой за то, что подсказала идею взять комиксы за основу работы, и старшему преподавателю ИМРиП, эксперту магистерской программы Надежде Казариновой, которая была моим научным руководителем. Она достаточно далека от комиксов, но согласилась помочь, во всем разобралась и указала на несоответствия в работе. Для нее это тоже был новый опыт.
Какие были вопросы на защите?
Большинство вопросов было к практической части моего исследования, где я попросил молодых художников нарисовать несколько комиксов. Мне поставили в претензию, что большинство из них комедийные – такие сюжеты, утверждали некоторые члены комиссии, проще изобразить. На это я парировал, что нет данных, утверждающих, что драму изображать сложнее комедии. Не знаю, получилось ли у меня убедить оппонента.
Безусловно, я сам знал о некоторых слабых сторонах моего исследования. Было непросто найти художников, согласных рисовать для моей диссертации. Будь у меня было больше сил, времени, денег, я бы постарался найти больше художников – тогда бы практическая часть выглядела бы убедительнее.
Еще можно было углубиться в статистику, сделать более глубокий анализ, показать больше интересные выкладок. Во многом это из-за того, что я «потратился» также на дискурс-анализ, а лучше было сконцентрироваться на чем-то одном, глубже погрузиться в работу. Не распыляйтесь в своем исследовании – это такой бесплатный совет всем тем, кто пишет магистерскую.
Как ты выиграл конкурс от правительства Петербурга?
Ну, представьте, вы получаете 40 работ о том, как важно учить детей с помощью интерактивной доски, проводить занятия в одно и то же время, и тут внезапно такое – визуальная культура, комиксы. Человек как минимум прочитает абстракт, подумает: «Опа, давай, развлеки меня на 20 секунд». Конечно, там прочитали не только абстракт, я уверен, но победил я, как мне кажется, во многом из-за эффекта неожиданности.
Что сейчас?
Сейчас я веду занятия в рамках блока Soft Skills – дисциплина «Научная этика». У меня замечательная группа ЭНИ62 – очень нравится. Всегда хотелось учить, делиться знаниями (преподавать – слишком громкое слово).
Я бы с удовольствием вернулся к теме комиксов, но сначала хочу придумать классную проблематику. Может, на лекции мне зададут какой-нибудь странный и интересный вопрос, я задумаюсь и начну исследовать.