Ты провел около пяти недель в Университете Ольборг. Чем занимался во время стажировки в вузе-партнере?

Я посещал лекции и занимался экспериментальной частью магистерской диссертации. Также интересно было более объективно сравнить освещение двух городов — Копенгагена и Петербурга. До этого у меня уже был небольшой опыт знакомства с особенностями освещения столиц двух Скандинавских стран — Норвегии и Швеции.

В чем идея твоей диссертации?

Я работаю над темой «Разработка инструмента оценки восприятия пользователями световых решений на примере архитектурного освещения». Сегодня многие компании при проектировании объектов освещения в городах уделяют большее внимание экономическим и техническим вопросам. Редко учитывается мнение конечных пользователей световой среды — жителей, экспатов, туристов.

Своей работой я обращаю внимание на необходимость использования более комплексного подхода в проектировании световых решений с учетом данных о пользователе среды, его предпочтениях, потребностях. Это общемировой тренд и, можно сказать, один из первых шагов в отношении объективизации комплекса данных о световой среде города. Надеюсь, что в будущем появится, условно, открытая единая база данных, которая поможет объективно отвечать на вопрос: нужно ли и почему жителям тратить бюджетные средства на определенное освещение?

Например, светодизайнер считает, что такое-то историческое здание должно быть равномерно освещено в контексте окружающих его объектов. Заказчик просит аргументировать данную позицию. В дополнение к профессиональному обоснованию светодизайнер сможет привести данные результатов исследований, социологических опросов, полученных от конечных пользователей световой среды и зафиксированных в открытой базе данных. Моя экспериментальная работа в Копенгагене показала, что между профессиональной позицией светодизайнера и мнением пользователя среды есть очень много общих точек соприкосновения. Например, что не всегда уместно цветное освещение, которое интересно заказчику только из-за того, что кто-то где-то когда-то уже его использовал.

Что представляла собой экспериментальная часть?

Анкетирование пользователей, в моем случае жителей двух городов: из порядка 200 респондентов 40% составили жители Копенгагена, 60% — Петербурга. В основном это сотрудники и студенты Ольборгского университета. Я разработал пять одинаковых вопросов к семи фотографиям объектов архитектурного освещения Петербурга и Копенгагена. В число петербургских объектов вошли здания Академии наук, Конституционного суда, Особняка Громова (Ратькова-Рожнова) и Ново-Михайловского дворца. Копенгаген в исследовании представили три здания: компании Flensby & Partners, отеля Copenhagen Admiral Hotel и датского парламента (Кристиансборг). Характерными особенностями всех объектов являются линейность фасадов и расположение вблизи рек и каналов.

К каким выводам ты в итоге пришел?

Главные выводы меня еще ждут — в частности, на защите диссертации в июне. По итогам анкетирования я определил четыре фактора привлекательности световых решений для пользователей среды: яркость, цвет, контекстуальная связь объекта со средой и художественность световых решений. Интересны отличительные особенности культуры восприятия световых решений жителями двух городов.

Мог бы ты привести пример?

Если для нас свет часто ассоциируется с безопасностью человека в темное время суток, то в Скандинавии свет, в первую очередь, это экология и здоровье человека. Так, один из главных лозунгов муниципалитета столицы Дании — дать возможность каждому человеку любоваться звездами в центре Копенгагена. Такая возможность, судя по фотографиям архитектурного освещения столицы Дании, действительно есть. Здесь, в отличие от ночного Петербурга, практически полностью отсутствует какое-либо архитектурное освещение.

Помимо борьбы со световым загрязнением, большое внимание уделяется развитию естественного и интерьерного освещения: в городе очень много стеклянных фасадов. Активно разрабатываются системы адаптивного освещения для поддержки циркадных ритмов. К 2025 году муниципалитет Копенгагена планирует получить титул первой CO2 нейтральной столицей мира и уже реализовал ряд крупных проектов, значительно повлиявших на туризм, экологию и экономику города.