Изначально работа должна была демонстрироваться в рамках Всероссийской Ночи музеев, но из-за пандемии мероприятие ушло в онлайн, а показ так и не состоялся. За это время Дарья Плотникова успела получить диплом бакалавра (образовательная программа «Компьютерные технологии в дизайне»), стать лауреатом третьей степени в конкурсе на лучшую выпускную квалификационную работу и поступить в магистратуру. И вот теперь проект, принесший Дарье победу в университетском конкурсе, все-таки дождался своего звездного часа.
Выставка застывшего времени
Выставка «Когда дерево станет камнем» в Мастерской Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) открылась в декабре прошлого года и с самого начала предполагала быть длительной.
Кураторы Мастерской Людмила Титова и Юлия Мачевская представили размышления современных скульпторов о времени. По словам Юлии Мачевской, идея заключалась в создании пространства, в котором время будто застыло и где зрители могут поразмышлять о собственных отношениях с этим абстрактным, но таким осязаемым понятием.
«Выставка получилась достаточно медитативной, со множеством размышлений о трансформациях, которые происходят в жизни каждого человека, о разных эпохах, историческом процессе. Большинство скульптур и инсталляций так или иначе задействуют природные элементы, будь то трава, живые растения, песок или дерево — как и в натуральных условиях, эти объекты имеют свойство разрушаться с течением времени. Трава желтеет, песок рассыпается, глина трескается, а плющ расползается все выше и выше по шестиметровой скульптуре Ленина. Эти экспонаты осмысляют взаимодействие человека и природы, рукотворных и естественных материалов, в целом синтез природного и человеческого», ― говорит она.
Видеомэппинг как часть экспозиции
Зимой 2020 года Дарья Плотникова начала работу над своим дипломным проектом, который должен был стать одним из элементов предстоящей «Ночи музеев», традиционно проходящей в мае. Но из-за пандемии офлайн-мероприятия на выставочных площадках были отменены, а демонстрация проекта была отложена. Подходящим случаем стала «Ночь искусств», в которой Мастерская Аникушина приняла участие впервые.
Главной задачей работы было не только передать основное настроение, атмосферу и медитативный ритм экспозиции, но и как-то обыграть ключевые экспонаты выставки.
«Было важно передать не только природную тематику выставки, но и проблемы, которые она поднимала: скоротечность времени, отношения человека и природы, — рассказывает Дарья Плотникова. — Работа должна была помочь зрителям глубже погрузиться в атмосферу, осмыслить тему, прочувствовать ее. Поэтому я решила создать сцены, которые имеют отношение к каждому из экспонатов. Например, дерево — это отсылка к работе Лукаса Аронса “Спустя время”, а портал — к одноименному объекту Виктора Грачёва».
Работа над проектом заняла полгода: ролик был разбит на семь сцен, каждая из которых создавалась по отдельности в различных графических и 3D-редакторах — в основном After Effects и Maya — с использованием дополнительных плагинов и пакетов (в том числе Newton 3, имитирующий физику реальных объектов).
При этом, как и в любом мэппинге, важно было правильно вписать анимацию в плоскость для проецирования — систему окон в мастерской. Задача осложнялась тем, что музей все это время был закрыт на карантин, и физического доступа в него не было. Но помогло то, что в распоряжении Дарьи были наработки предыдущих лет — от студентов с той же образовательной программы, которые уже делали мэппинги в этом пространстве.
Цифровое искусство на смену монументальному
Как рассказывает руководитель Дарьи, старший преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники Анна Спиридонова, Мастерская Аникушина сотрудничает с Университетом ИТМО уже более четырех лет, предоставляя студентам площадку для воплощения своих идей и проектов.
«Мир идет вперед, и если поколение М.К. Аникушина создавало монументальные проекты — масштабные произведения из долговечных материалов — то сейчас знамением времени является именно цифровое искусство, которое одновременно анализирует и трансформирует нашу реальность с помощью информационных технологий. Студенты-бакалавры нашей программы уже создавали световые видеопроекции и 3D-иллюзии как для “Ночи музеев”, так и для регулярного показа на выставках. В 2017 году получилось сделать полноценный мини-спектакль, в котором актеры взаимодействовали с графическими элементами — это был результат сотрудничества студентов с режиссером Александром Хромовым. Мы очень благодарны кураторам и всем сотрудникам мастерской за помощь в работе со студентами и за саму возможность представлять дипломные проекты ребят на такой прославленной площадке», ― говорит она.