Лекция Полины Кривых состоялась на площадке Библиотеки им. Некрасова. Публикуем краткие тезисы.

Память и ее функции

Память — одна из первых когнитивных функций, которую ученые начали изучать просто потому, что к ней проще всего подступиться. Придумать эксперимент, который бы позволил изучить внимание или мышление, было довольно сложно, а МРТ и ЭЭГ в распоряжении ученых тогда еще не было. А вот исследовать память было довольно просто — например, можно было давать людям заучивать наборы слов, последовательность чисел, стихи и т.д.

Сейчас память определяют через функции, которые она выполняет. Их всего четыре: хранение, консолидация — то есть процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную, — а также воспроизведение и забывание. Да, забывание тоже является полноценной функцией памяти, причем, довольно важной.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Чаще всего память представляют как метафорический склад или библиотеку, где каждая книга отвечает за отдельное воспоминание. Вот только проблема в том, что в этой библиотеке нет каталога, большинство книг стоят в случайном порядке, абсолютно бессистемно и как попало.

Жалобы людей на память могут быть связаны либо с процессом сохранения информации, либо с процессом ее извлечения. Если продолжать аналогию с библиотекой, то проблема может быть либо в том, что вы узнали какую-то информацию, но не положили ее на полку в своей библиотеке, либо вы ее положили, но не знаете, куда.

Есть еще такой любопытный феномен, как реминисценция — внезапное воспоминание из нашей жизни или кусок случайной информации. Это как если бы вы ходили по своей внутренней библиотеке, и внезапно вам на голову упала книга. Теперь вы точно знаете, где она стояла, и сможете возвращаться к ней снова и снова.

Гипермнезия

Главный вопрос, который волновал ученых — насколько ограничен объем памяти и ограничен ли. Сейчас мы уже знаем, что наша внутренняя библиотека бесконечна. И знаем мы это благодаря такому человеку, как Соломон Шерешевский, случай которого подробнейше исследовал и описал знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия.

На протяжении 20 лет Лурия пытался нащупать пределы памяти Шерешевского, но оказалось, что тот помнит абсолютно все, что с ним произошло. Например, даже спустя 17 лет он смог точно воспроизвести список из ста слов, которые ученый давал ему в самом начале своего исследования.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Способность Шерешевского называется гипермнезией, и конечно же, он далеко не единственный известный науке случай. Именно благодаря людям с гипермнезией мы точно знаем, что ресурс памяти безграничен. Но не спешите сильно вдохновляться этим примером — у него есть множество побочных эффектов (помимо того, что в жизни каждого человека есть эпизоды, которые он предпочел бы забыть навсегда).

Шерешевский страдал от прозопагнозии — он не различал и не запоминал лица людей. А еще у него отсутствовала способность к логическим построениям, он не мог обобщать информацию и делать из нее выводы. Память людей с гипермнезией напоминает статьи из Википедии — они переполнены информацией и фактами, но собрать из них полноценную книгу невозможно.

Где хранятся воспоминания

К сожалению, в годы жизни Шерешевского еще не существовало таких технологий, как МРТ и ЭЭГ, поэтому его мозг не был изучен досконально. Где именно хранятся воспоминания, науке пока неизвестно. Но зато мы точно знаем, какой участок мозга отвечает за формирование у нас воспоминаний, их перенос в долговременную память, а также за процесс их извлечения. Это гиппокамп — часть структуры глубинного мозга, названная так за свое сходство с морским коньком (именно так переводится его название с греческого).

Узнали мы это благодаря пациенту Г.М. — именно так его называли в научной литературе, хотя сейчас его имя рассекречено. С самого детства Генри Молисон страдал от сильных приступов эпилепсии. С годами его болезнь прогрессировала, припадки случались уже по несколько раз в день, а медикаментозных способов лечения тогда еще не существовало. Поэтому Молисону предложили провести хирургическую операцию по удалению очага возбуждения в мозге — в его случае это был гиппокамп. 

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Сразу после операции стало понятно, что у пациента необратимо нарушилась память. Он сохранил воспоминания из детства и юношества, узнавал своих родных и друзей, но вот никакую новую информацию он запомнить не мог. Каждое утро он просыпался в полной уверенности, что только что очнулся после операции, и по несколько раз на дню заново знакомился со своим лечащим врачом и медперсоналом.

Дальнейшие тесты выявили, что у Г.М. сохранилась способность осваивать моторные навыки. Так, его учили рисовать сложную фигуру в зеркальном отражении, и каждый раз у него получалось все лучше и лучше. Что безмерно его удивляло, ведь он был уверен, что делает это упражнение впервые. Позже выяснилось, что за моторную и мышечную память отвечает другая мозговая структура — мозжечок.

После Г. М. было не так много исследований людей с поврежденным гиппокампом — ведь подобных операций больше никому не проводили. Однако изучение мозга пациентов с болезнью Альцгеймера показало, что характерные для этого недуга проблемы с памятью объясняются именно разрушением клеток гиппокампа.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Несовершенство памяти

Американский психолог, профессор Гарвардского университета Дэниел Шактер многие годы изучал человеческую память и в итоге сформулировал «семь грехов», которым подвержены все люди.

Первый «грех» — угасание. Воспоминания, к которым редко обращаются, имеют свойство тускнеть со временем и терять важные детали. Когда вы выучили новую информацию, поставили книжку на полку во внутренней библиотеке, какое-то время вы достаточно хорошо помните, где эта книжка стоит, и легко можете снова к ней обратиться. Но чем больше времени проходит, тем воспоминание слабее, и требуется все больше и больше усилий, чтобы снова его достать. А потом воспоминание может и вовсе исчезнуть.

При этом вещи, которые мы бы хотели забыть, мы наоборот помним слишком отчетливо — этот грех Шактер назвал устойчивостью памяти. Проблема в том, что чем сильнее наше желание что-то забыть, тем больше внимания мы уделяем этому воспоминанию, каждый раз проигрывая его снова и снова, и тем самым не давая ему потускнеть.

Третий грех — это внушаемость: мы легко можем поверить в то, чего на самом деле не было. Например, если мы добавляем какую-то красочную деталь к своему рассказу о событии, то позже оно запомнится нам именно в таком, измененном виде. После нескольких итераций — многократных пересказов истории разным людям — воспоминание о событии может измениться до неузнаваемости.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Другой способ «подтасовать» факты, который часто использует наша память, ученый назвал «ретроспективным эффектом». Дело в том, что нашему мозгу настолько важно поддерживать целостную картину мира, что он легко может подкорректировать наши старые воспоминания в соответствии с новыми взглядами. Например, мы можем поменять свое мнение о каком-то человеке и сразу же забудем, что думали о нем раньше.

Память тесно связана с другой когнитивной функцией — вниманием. Грех рассеянности частенько подводит нас во время разговоров: стоит нам немного отвлечься, и мы уже не помним, что человек нам только что сказал.

Известный почти всем неприятный эффект «верчения на кончике языка» Шактер назвал грехом «блокировки» — на самом деле это напрямую связано с несовершенством процесса извлечения информации из памяти. Это как если бы мы судорожно шарили по полкам в поисках нужной книги, точно зная, что где-то здесь она и должна быть, но никак не можем ту самую книгу найти.

Последний «грех» — это приписывание, то есть наша склонность не запоминать, откуда мы взяли ту или иную информацию. Это выглядит логичным, ведь так мозг экономит свои ресурсы, но также это часто может приводить к довольно неприятным последствиям.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Можно ли натренировать память

Да, наша память неидеальна — с этим нужно смириться. Но мы можем ее натренировать. В качестве примера можно привести американского журналиста Джошуа Фойера, который всего лишь за год натренировал свой мозг настолько, что смог победить в американском чемпионате по запоминанию и побить рекорд по запоминанию карт. В своей книге «Эйнштейн шагает по луне» он подробно описывает весь процесс подготовки к соревнованиям, освоения мнемонических техник, и своим примером показывает, что с точки зрения памяти вообще нет ничего невозможного — главное, освоить навык структурирования информации и, конечно, много тренироваться.

Мнемонические техники известны буквально с античных времен — самая древняя из них описана еще знаменитым римским оратором Цицероном. Она называется «метод ключевых мест» — суть в том, чтобы представить в своей голове некое место, при этом достаточно хорошо известное, например, собственную квартиру, двор или участок маршрута до работы. Далее в этом пространстве нужно «расставить» ту информацию, которую требуется запомнить. При этом у каждого воспоминания должно быть свое, четко отведенное место — чтобы его можно было легко и быстро найти в нужный момент.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Второй известный метод запоминания основан на принципе реструктуризации информации в более удобный или интересный вид. Например, последовательность случайных чисел можно представить как даты памятных или исторических событий, а списки слов — в виде связанных визуальных образов. Переструктурированную таким образом информацию гораздо проще воспроизвести.

Важно помнить, что ни одна мнемотехника не гарантирует мгновенных результатов — это инструмент, на освоение которого нужно потратить какое-то продолжительное время.

Сейчас большой популярностью пользуются различные приложения, которые якобы помогают развить память и другие когнитивные функции. На данный момент у ученого сообщества нет четкого понимания, работают такие развивающие игры или нет. Пока что все исследования показывают, что каждый день выполняя упражнения, вы лишь развиваете навык выполнения конкретно данного типа заданий. Например, если человек научился хорошо запоминать последовательности цифр, то и в жизни он сможет помнить номера телефонов или пинкоды от карт. Но в целом его память не улучшится.

Полную версию лекции можно посмотреть по ссылке.