Какими качествами необходимо обладать ребенку, чтобы стать изобретателем?
Изобретателем может стать любой. Все зависит от мотивации: кого-то мотивирует лень, и он изобретает полезные устройства-помощники, других — сама идея делать что-либо, такие люди проактивные, им все интересно и все хочется попробовать, третьих — желание упростить жизнь людям и альтруизм.
Однако на мой взгляд, самыми важными качествами являются любознательность и усидчивость, а особенно — умение концентрироваться. Легко придумать идею, но это только первая ступень, далее следует реализация. На этом этапе многие бросают начатое дело, так как сталкиваются с первыми трудностями, тут важно научить ребенка эти сложности преодолевать. Нужно показать ребенку, как важно дисциплинировать себя, доводить дело до финала, несмотря на все трудности. Необходимые качества во многом зависят от воспитания, поэтому их можно и нужно развивать.
С чего начать свой путь ребенку, который хочет запатентовать изобретение или создать свой проект?
Если у ребенка уже есть идея проекта, и он знает, какие шаги нужно проделать, чтобы эту идею воплотить в жизнь, можно попробовать курсы по технологическому предпринимательству. Например, в ITMO.KIDS как раз готовится такой курс. Там мы будем рассказывать обо всех тонкостях работы над проектами, создания продуктов, генерации идей и о многом другом. Если у ребенка технический или IT-проект, но он пока не знает как его реализовать, то ценным будет развитие hard-skills по теме его работы. Например, если он хочет написать бота или обрабатывать цифровые данные, то ценным будет программирование на Python, написать свой сайт — навыки web-разработки, создать робота — навыки инженера робототехника. Курсы по этим направлениям также есть у нас в Детском технопарке. Полезно будет посмотреть с ребенком видео на Youtube с опытом разработки схожих проектов у других людей. Вариантов так много, что все их просто не перечислить.
Как правильно выбрать сферу для развития талантов школьника?
В юном возрасте не всегда понятно, чем заниматься, это распространенная проблема. Стоит прислушаться к своему ребенку, поспрашивать его о том, чем он увлекается, что ему нравится. Лучше всего попробовать разные вещи, профессии, посмотреть, к чему лежит душа, а к чему нет. Именно поэтому мы создали ITMO.KIDS. Цель проекта — позволить детям погрузиться в профессии будущего или найти интересную для себя сферу. Это может быть хорошим подспорьем в генерации новых проектов в разных направлениях.
А какие направления существуют в Детском технопарке?
В ITMO.KIDS есть много разных направлений: электроника, робототехника, программирование, дизайн и бизнес. По каждому из направлений у нас существуют разные форматы занятий: курсы (от 3 до 15 занятий), мастер-классы, лекции и летние школы. У нас регулярно проходят бесплатные вводные занятия, где детям рассказывают о курсах и направлениях обучения, чтобы они поняли, насколько им это интересно.
Мы все же отдаем приоритет цифровым профессиям, так как Университет ИТМО обладает наибольшими компетенциями именно в этой сфере.
Допустим, у ребенка есть перспективная идея изобретения или проекта. Как он может ее реализовать?
Тут все просто. Надо сесть и сделать. Главное — начать, а потом все идет легче. Когда появляются проблемы, ты ищешь пути решения, новые идеи для проекта, к тебе приходят мысли о том, как их интегрировать в то, что уже сделано. Если возникают сложности, то всегда можно поискать совета у наставника или специалиста в соответствующей области. В нашей команде много экспертов, которые будут рады помочь. Даже если вы не являетесь членом сообщества ITMO.KIDS, мы всегда открыты к взаимодействию и рады поддержать юные таланты. Однако важно, чтобы ребенок и сам проявлял инициативу, был заинтересован в проекте.
В устроена работа в Детском технопарке?
К изобретательству у нас больше располагает формат летних и проектных школ, на которые ребята попадают на основании конкурсного отбора. На школах дети разделятся на команды, генерируют идею какого-нибудь изобретения, после мы даем им базовые навыки в течение пары дней (робототехника, схемотехника, программирование, навыки презентаций), а дальше следует работа над проектами под руководством менторов.
Дети пользуются высокоточным оборудованием, программируют, и на финальном дне школы презентуют жюри свое работающее изобретение или его прототип. При этом после школы некоторые ребята продолжают работать над проектами, участвуют в различных конкурсах, развивают их, но тут все сугубо индивидуально. После школы мы даем детям свободу в их проекте, если они хотят продолжать — всячески помогаем.
Можно ли запатентовать готовое изобретение ребенка?
На сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности можно найти полный перечень документов для патентования, но нужно ли это — уже другой вопрос. Если идею захотят скопировать — скопируют, а может даже улучшат. Для гигантов вроде Apple или Samsung патенты действительно играют роль, но для начинающих компаний и стартапов часто полезнее будет вложить силы и время в развитие продукта.
В Университете ИТМО есть специальные подразделения, которые помогают с патентованием. В одиночку школьнику может быть сложно справиться, а обилие документальной и бюрократической работы, которую нужно проделать для патента, может его отпугнуть. Если у ребенка есть уникальный проект — он может прийти к нам.
Какие самые крутые проекты создали школьники в технопарке в прошлом году?
На третьей ступени наших курсов по программированию на Python дети делают выпускные проекты — простые компьютерные игры. Фантазии у них очень много, поэтому игры получаются классные. Также, например, они создавали роботов на радиоуправлении, собирали и паяли электрические схемы. Карантин перевел наши курсы в онлайн, что сказалось на количестве проектов, но ребята создают много интересного, в основном, в цифровом виде: парсеры, простые программы, боты и так далее.
Что нужно сделать, чтобы присоединиться к технопарку?
Все просто! Для начала — подписаться на наши социальные сети, изучить направления и выбрать, какое больше нравится. Потом — посмотреть расписание ближайших занятий и открытых мастер-классов, и прийти.