Каждый год благотворительный фонд Владимира Потанина проводит конкурс грантов для преподавателей, которые создают новые и развивают уже существующие магистерские программы в университетах страны. В нем участвуют представители 75 лучших вузов России.

«Грантовый конкурс для преподавателей магистратуры является одним из компонентов нашей Стипендиальной программы, — рассказала директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Шульгина. — ИТМО — давнишний и достаточно успешный участник нашей программы. Практически ежегодно несколько преподавателей из вашего вуза побеждают, получают поддержку от фонда как на новые магистерские программы, так и на отдельные курсы, онлайн-курсы, актуальные педагогические разработки. Мы поддерживаем интересные проекты по разным направлениям магистратуры».

Наталья Шульгина

Наталья Шульгина

В этом году преподаватели факультета биотехнологий Университета ИТМО смогли получить сразу два гранта. Один — на разработку нового англоязычного курса по спортивному питанию, другой — на полную переработку уже существующего онлайн-курса по энергосберегающим технологиям в условиях циркулярной экономики. Эти заявки прошли отбор и получили высокую оценку независимых экспертов, сотрудничающих с фондом.     

«Эксперты увидели в обоих проектах очень хорошие перспективы, и мы решили поддержать их право на эксперимент, — объясняет Наталья Шульгина. — Мы желаем успеха коллегам и надеемся, что результаты проектов будут достигнуты и созданные образовательные проекты окажутся востребованными у студентов».  

Новый подход к еде чемпионов

Первая победительница этого года — доцент БиоТеха, к.т.н. Людмила Надточий. Она представила на конкурс  междисциплинарный образовательный продукт — новый курс магистратуры «Спортивное питание», основная концепция которого построена на применении лучших практик в области науки о питании, физической культуре и спорта. 

«Предлагаемый нами курс уникален в рамках образовательной программы магистратуры, — объясняет Людмила. — Чаще всего подобные знания слушатели могут получить на курсах повышения квалификации для фитнес тренеров . Мы предполагаем, что курс будет интересен не только студентам Университета ИТМО, но и широкой целевой аудитории, поэтому видеолекции будут транслироваться через социальные сети. Данный курс предполагает смешанный формат обучения, на занятиях мы будем изучать теорию: как создается спортивное питание, как оно влияет на тренировки, что нужно учитывать при подборе питания, как это связано с возрастом и гендерной принадлежностью. Мы уже затрагивали подобные вопросы на занятиях других курсов магистратуры и бакалавриата, и студенты Университета ИТМО оспаривали  существующую нормативную базу РФ. Так, в России к пятой группе физической активности относятся только мужчины (профессиональные спортсмены в период интенсивной подготовки к соревнованиям). У студентов возникает вопрос, какие факторы влияют на норму калорий, баланс белков, жиров и углеводов и прочее. Студенты считают, что такое гендерное разделение не оправдано, в ходе курса они будут стараться доказать свою правоту».

Людмила Надточий

Людмила Надточий

Помимо лекционной части, курс предполагает лабораторные работы, которые будут реализованы на базе международного научного центра «Биотехнологии третьего тысячелетия». В ходе лабораторных работ учащиеся будут разрабатывать рационы спортивного питания, далее на практических занятиях курса студенты будут оценивать эффективность этих рационов, их влияние на те или иные категории спортсменов и так далее. Для этого планируется взаимодействие со студенческим спортивным клубом «Кронверкские барсы» Университета ИТМО. Причем пробовать разработки студентов будут участники разных спортивных секций и уровней подготовки. Так как курс реализуется в рамках образовательной программы факультета БиоТех по специализации «Продукты для активного долголетия и спортивное питание», то планируется охватить широкую целевую аудиторию, включая людей пожилого возраста. В связи с этим планируется найти корпоративного партнера из фитнес-индустрии и заключить соглашение с фитнес-клубом премиум-уровня.    

Грантовая поддержка Фонда Потанина будет направлена  на продвижение курса «Спортивное питание», в частности, на запись онлайн-курса, его масштабирование через социальные сети, а также на закупку оборудования,  необходимого для создания и апробации студентами нового образовательного продукта .   

Как отходы могут  стать ресурсами

Второй лауреат гранта этого года от Биотеха ИТМО — к.т.н., доцент Ольга Сергиенко. Она представила на конкурс онлайн-курс «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в экономике замкнутого цикла», который будет  преподаваться на английском и русском языках. Курс имеет давнюю историю в университете, но в этом году было решено коренным образом переработать его программу. Теперь главной тематикой его станет получение энергии и других ценных ресурсов  из отходов.

«Эта тема становится все более и более актуальной по мере накопления отходов, особенно в городах, а также по мере ужесточения требований к размещению бытовых отходов на полигонах, — рассказывает Ольга. — Существует иерархия отходов: сначала желательно их предотвратить, при невозможности предотвращения необходимо минимизировать их количество, затем максимизировать их переработку, но в конце все равно останется некоторая часть отходов, переработать которые мы не можем на существующем уровне технологий, однако мы можем получить из них энергию».

Ольга Сергиенко

Ольга Сергиенко

В ходе курса студенты узнают о том, как это сделать. На лекциях будет рассказано о получении так называемого RDF-топлива из неперерабатываемых отходов пластика и дерева, спрессованных топливных брикетов из отходов древесины. Их сжигание может быть значительно менее вредным для окружающей среды, чем использование мазута или угля, но только при условии правильных температурных режимов и систем очистки выбросов.  Остатки органики можно перерабатывать с помощью специальных  биохимических процессов таких, как аэробное и анаэробное сбраживание. Наконец методы  пиролиза позволяют получить из отходов эквиваленты жидкого топлива и угля без дополнительных выбросов в ходе переработки.     

«В ходе курса мы планируем давать студентам расчетные кейсы, — объясняет Ольга Сергиенко, — в которых учащиеся будут выбирать наиболее эффективные  технологии переработки отходов. При этом планируется привязывать эти кейсы к условиям конкретных регионов страны с точки зрения образования отходов».

Полученные по гранту средства планируется потратить на запись онлайн-курса на двух языках, его апробацию и продвижение, а также на публикацию научных статей по результатам кейсов.

Перспективы сотрудничества

Представители Фонда Потанина посетили БиоТех Университета ИТМО, чтобы лично познакомиться с победителями и обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества.

«Это часть нашей программы мониторинговых  визитов, в рамках  которых мы знакомимся с грантополучателями и ходом реализации их проектов, узнаем, нужна ли им поддержка со стороны фонда, какие есть сложности и  достижения, — рассказывает Наталья Шульгина. — Мы хотим лучше понять контекст и условия, в которых реализуются поддержанные фондом проекты. Такие поездки дают нам возможность получить информацию “из первых рук”. В результате неформального общения мы можем увидеть, где наша поддержка наиболее востребована».

Визит представителей Фонда Потанина на БиоТех Университета ИТМО

Визит представителей Фонда Потанина на БиоТех Университета ИТМО

Так, в ходе визита обсуждалась предстоящая конференция FoodBioTech-2021 на площадке БиоТеха ИТМО, которая пройдет в конце августа. 

«На конференции будут представлены три проекта, поддержанные фондом в этом году, — рассказала Наталья Шульгина. — Было бы интересно принять участие в круглом столе по вопросам образования с фокусом на магистратуру. Такие мероприятия дают прекрасную возможность обменяться мнениями и лучшими практикам. Мы создаем такие площадки сами, а также с удовольствием принимаем участие в мероприятиях вузов. Еще одной ближайшей возможностью для сотрудничества является открытый недавно конкурс “Академический десант”. Его цель — поддержка профессиональной мобильности преподавателей для развития института магистратуры в российских университетах. Подробнее о новом конкурсе можно узнать на сайте фонда».