Hard Skills: удаленный доступ

Первокурсники факультета инфокоммуникационных технологий, нетривиально решающие дополнительные учебные задачи, получают также нетривиальный бонус: токен доступа к Boston Dynamics Spot education. Это децентрализованное приложение, особенность которого в том, что его бэкенд находится не на одном сервере, а на множестве компьютеров участников определенной сети. С помощью Boston Dynamics Spot education можно напрямую арендовать робота Spot, даже если он находится в Кремниевой долине, а пользователь — в Санкт-Петербурге, и за счет фреймворка — набора языков программирования, API (Application programming interface)  и программного обеспечения — работать с ним.

Удаленно взаимодействуя со Spot, студенты ИТМО осваивают принципы Spot SDK. Они узнают, как управлять роботом-собакой, например менять его скорость, заставлять принимать определенное положение и взаимодействовать с предметами или создавать маршрут, по которому будет ходить робот. Также с помощью Boston Dynamics Spot education можно разрабатывать и проверять на роботе собственный программный код. В приложении есть уроки и необходимая документация, а команда экспертов, которая присутствует на онлайн-встрече, может объяснить, если что-то непонятно студенту, и следит за работоспособностью робота.

Главное о Boston Dynamics Spot education: блиц с Александром Капитоновым

Процесс работы с Boston Dynamics Spot education. Скриншот предоставлен создателями приложения

Процесс работы с Boston Dynamics Spot education. Скриншот предоставлен создателями приложения

Почему именно децентрализованное приложение?
Такой вариант сервиса, предоставляющий доступ к сложным робототехническим устройствам напрямую (например, к беспилотным летательным аппаратам), давно используется и хорошо себя зарекомендовал.

Зачем платить за Boston Dynamics Spot education?
Я считаю, будущее новых технологий — за форматом подписки, и они должны быть легкодоступны, чтобы использоваться эффективно. Университет должен не владеть, а арендовать такое, как Spot, оборудование. Проходит очень много времени, чтобы купить и установить его, научиться с ним работать, написать методические рекомендации и учебный курс. А технология быстро становится неактуальной и никому неинтересной.

Как приложение может быть полезно именно студентам?
Сейчас запущен курс повышения квалификации по программированию на основе Boston Dynamics Spot education. Таким образом, студенты после прохождения курса в зависимости от количества часов работы с оборудованием получат один или несколько ECTS — образовательных кредитов (их определенная сумма — необходимое условие при освоении образовательной программы или курса).

Soft Skills: геймификация

В модуле Soft Skills бакалавриата ИТМО студенты знакомятся с дисциплиной «Личная эффективность» ― на этих занятиях они учатся взаимодействовать с людьми, достигать целей в жизни и при этом всё успевать. Помимо интерактивных лекций, преподаватели проводят очные игры, в которых воспроизводят ситуации из реальной жизни, и устраивают марафоны в мессенджере. На них студенты каждое утро получают немного теории и небольшое задание. Они могут делать его в течение дня. В итоге на протяжении трех недель студенты постоянно обращаются к своим целям и успевают сделать за время марафона гораздо больше.

В прошлом учебном году Анастасия Причисленко и Марина Казанцева, преподаватели дисциплины «Личная эффективность», задумались, существует ли приложение-игра, что сможет помочь студентам развить навыки в этой сфере. Так преподаватели и вышли на Timeflow. Это мобильная игра, в начале которой можно выбрать мечту и характеристики персонажа, например образование или семейное положение. Также у игрока есть четыре ресурса, которые влияют друг на друга и жизнь персонажа в целом: время, деньги, настроение и уровень стресса. К примеру, высокий уровень стресса сокращает свободное время, а депрессия мешает совершать покупки. Игра заканчивается, если до 65 лет персонаж не успел исполнить мечту, завести пассивный доход, оставить сумму на счету и организовать свободное время. Приложение помогает реализовать один из жизненных сценариев и посмотреть, например, как сложатся обстоятельства, если жить только на зарплату и не инвестировать, или что будет, если не успеть накопить денег до выхода на пенсию.

У Анастасии Причисленко и Марины Казанцевой появилась идея провести образовательный эксперимент: они предложили мотивированным студентам пройти игру, написать выводы о своем опыте и получить зачет по дисциплине.

Марина Казанцева. Источник: ITMO.NEWS

Марина Казанцева. Источник: ITMO.NEWS

«У меня было две мысли по поводу нашей идеи. Во-первых, это быстрый и очень интересный способ сделать правильные, применимые в жизни выводы и получше познакомиться с теми темами, о которых мы говорим на курсе по личной эффективности. Во-вторых, все студенты разные, поэтому им подходят и разные форматы обучения. Таким образом мы дали студентам возможность выбрать, как получить дополнительные баллы: сдать зачет или пройти игру», — отмечает Марина Казанцева.

Для 50 студентов разработчик приложения предоставил бесплатные лицензии, еще четыре участника решили купить игру сами. В итоге более двух третей студентов прошли какой-либо уровень (легкий, средний или сложный), а десять человек смогли пройти все.

«Мы попросили студентов написать минимум пять выводов. Половина перевыполнила задачу, поделившись рассуждениями о том, сколько они всего теперь знают и как применяют или будут применять это в жизни. Экспериментом и его результатом я довольна», — рассказывает Марина Казанцева. А вот самые интересные выводы студентов (сохранен стиль авторов):

• Скупать всю недвижку с любыми кредитами, лишь бы плата за кредит была меньше, чем инкам с недвижимости.
• Недвижимость нужно сдавать.
• Кризис — весьма выгодная штука для покупки недвижимости.
• Никогда. Не штрафуйся. По времени. Это даже хуже, чем кредит!
• Настроение и правда влияет. И в реальной жизни так же, когда у тебя нет настроения, все катится в одну очень плохую сторону. Потому что тебе перестает чего-то хотеться и ты просто лежишь тюленчиком. Теряешь из-за этого друзей, деньги, работу и время.
• Качать все софты максимально быстро, пока нехватка времени не душит.
• С работы уходить сразу, как уволили, — забирает много времени, а денег к этому моменту уже достаточно.
• Дети — это ужас вообще.
• В долг денег лучше не давать.
• И самый ГЛАВНЫЙ [вывод]! Семья — очень важный и главный орган формирования счастья и спокойствия в жизни!

Главное о Timeflow: блиц с разработчиком приложения Романом Махмутовым

Скриншот игрового процесса в Timeflow. Источник: timeflow.ru

Скриншот игрового процесса в Timeflow. Источник: timeflow.ru

Почему именно игра?
Есть настольная и компьютерная игра Cash Flow, которая простым языком рассказывает, что такое пассивы, активы и как они устроены. Мне она понравилась, и мы с командой перевели ее на русский язык. Игра собрала вокруг себя коммьюнити, и я увидел запрос на то, чтобы создать что-то похожее, но в российских реалиях. Потом я понял, что в нее можно добавить таймер, нетворкинг и образование. Это был момент зарождения игры, еще тогда безымянной.

Как улучшается приложение?
Хотя внешне проект оставался более-менее таким же, за 6 лет мы выпустили больше двадцати мелких и крупных обновлений. Timeflow развивается согласно желаниям игроков, и всё время добавляется то, что им необходимо. Это интересный процесс, потому что, с одной стороны, я нахожусь в потоке и постоянно возникают новые мысли, как разнообразить игру. С другой ― технической ― стороны, игра похожа на шар, к которому прикрепляют заплатки. Но вещь, сделанная из заплаток, перестает быть вещью: у нее нет основы. Я думаю, что мы либо остановимся и начнем вторую часть, либо сохраним такой же внешний вид, но перепишем код, потому что «заплатки» уже невозможно ни с чем синхронизировать. Это ошибки разработки, но мы их учтем в следующем проекте.

Зачем платить за Timeflow?
У нас раньше была бесплатная демоверсия. Над другими схемами, например рекламой или донатами, будем думать. Мы периодически делаем распродажи, и я заметил, что люди, покупающие приложение за те деньги, которые они не ценят, не могут получить результат от продукта. Если человек заплатил достаточно для себя, то он тратит время, чтобы разобраться в игре, и видит в этом пользу. Возможно, такой проект обречен быть платным.

Как приложение может быть полезно именно студентам?
Студент — это молодой человек, который оторвался от школы и начал самостоятельную жизнь. В приложении можно моделировать различные ситуации, применять к ним разные стратегии и смотреть, к чему это приводит. Главное: в игре время наглядно превращается в валюту. Это повод посмотреть на то, чем ты занимаешься и что от этого получаешь.

 

Редакция новостного портала