— С чего началось ваше сотрудничество с ИТМО?
— В 2015 году я заканчивала обучение в бакалавриате Липецкого института управления по направлению «Реклама и связи с общественностью». Тогда осознала, что в Липецке будущее «рекламщика» — это создавать типичные баннеры, которые хочет видеть целевая аудитория. К тому же, отработав год в крупной липецкой компании, поняла, что здесь получаю немного опыта, а большую часть полезных знаний дал мне конкурс Marketorium на базе Университета ИТМО, в котором я участвовала в конце бакалавриата. Потом подруга рассказала мне о магистратуре в этом университете и предложила там поучиться. Я подумала, что это удовлетворит мой запрос и поможет мне заниматься крутыми вещами в новом креативном месте. Так я оказалась на программе «Инновационный маркетинг» ФТМИ.
— Вы стали преподавателем ИТМО в 2018 году. Почему вы решили попробовать себя в этом направлении?
— Еще когда жила я в родном городе, работала методистом отдела молодежных инновационных проектов в городском дворце молодежи «Октябрь», где вела разные мастер-классы и придумывала концепции мероприятий. Мне это безумно нравилось.
Потом во время обучения в магистратуре мои коллеги предложили преподавать. Тогда я сильно волновалась, сомневалась в своих силах. Но решила: раз меня пригласили, значит это кому-нибудь нужно, и осталась.
— Какими проектами в ИТМО вы занимаетесь?
— Я преподаю «Инновационный маркетинг» и все, что с ним связано: исследования новых рынков, визуальные коммуникации, брендинг и создание контента, интегрированный маркетинг. Также я выступаю как спикер в Marketorium School, где на открытых лекциях рассказываю молодым профессионалам, студентам ИТМО и других университетов о маркетинге. Еще последние полгода я веду аккаунт в TikTok, который смотрят в том числе около 500 студентов ИТМО. У меня есть образование в дизайне, поэтому для социальной сети я снимаю видео о создании запоминающихся презентаций. Этот навык важен, потому что иногда действительно хорошие проекты теряются из-за того, что спикер не так о них рассказал, например больше уделил внимание процессу создания проекта, а не его результатам, которые нужны инвесторам. Иногда я смотрю на презентации студентов и вижу, что они использовали приемы из видео.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь в преподавании?
— Студенты бакалавриата обычно доверяют мне, но студенты магистратуры, наоборот, любят проверять: им важно учиться у профессионалов, поэтому от педагога из креативной сферы они просят показать какие-либо кейсы или статистику по ним. Но, к сожалению, не все понимают, что креатив плохо измеряется в цифрах, если мы не говорим о крупных корпорациях вроде Ozon, где специально разрабатываются определенные метрики для анализа.
Еще иногда очень сложно понять, что то, чем ты занимаешься, кому-то нужно. Например, встречаются студенты, которых родители заставили поступить в университет или которые хотят избежать армии, и как бы хорошо я ни преподавала, им все равно это будет не нужно. Даже если у меня есть 20 мотивированных студентов, столкнувшись с отсутствием интереса у другого учащегося из группы, я могу расстроиться. На онлайн-занятии один студент мне сказал, что может посмотреть Youtube вместо моей лекции, и я его понимаю. Поэтому это своеобразная борьба со страхом: если мои занятия нужны и интересны 20 ребятам, значит они еще кому-нибудь нужны, как и мой TikTok.
После того, как я решила для себя, что лекция должна быть интереснее, чем видео на Youtube, в начале каждого курса мы со студентами стали играть в импровизированную игру «Правда или действие?», с помощью которой знакомимся друг с другом и рассказываем о любимых Youtube-каналах, фильмах, книгах и музыке. Затем на занятиях я стараюсь приводить те примеры из поп-культуры, которые в начале курса упоминали ребята. Так студенты чувствуют, что их услышали и поняли, им легче общаться и понимать материал, а я нахожу для себя что-то новое. Например, недавно я начала смотреть Youtube-канал о геймдизайне.
— А какие еще техники вы используете, чтобы заинтересовать студентов?
— Мы много играем. Для нашей общей лекции мы с коллегой сделали историю, похожую на маленькую RPG по брендингу с выбором вариантов дальнейших действий. Каждая группа студентов проходит уникальный путь, потому что в игре есть не только экспертная оценка, но и элемент случайности при подбросе кубиков. Сначала они просто играют, а после того, как освоились с игрой, начинаются задания посложнее, например, нужно рассказать какой-либо кейс или придумать продукту название. В результате очень часто игровые механики помогают настроить на быструю креативность и принятие решений.
Мы с коллегами с программы «Инновационный маркетинг» стараемся, чтобы в конце курса у каждого студента был проект, который они могут положить в портфолио. У нас есть дружественные компании, которые дают конкретные маркетинговые задачи, и студенты решают их, на практике разбирая, что такое цели, задачи, предмет и объект, как проводить исследования, выстраивать маркетинговую стратегию и креативные решения.
В этом семестре на занятиях по интегрированному маркетингу вместе с коллегой я планирую сводить студентов в музей современного искусства «Эрарта», чтобы показать, как метафора из произведений искусства переносится на маркетинговый проект и тем самым создает культурную отсылку, которую мы потом считываем. Здесь очень важно научиться слушать свои внутренние ощущения и понять, какие ассоциации возникают и что нужно сделать, чтобы вызвать их у потребителя продукта.
Например, недавно с коллегами мы обсуждали музыку из фильма «Властелин колец». Когда слышишь композицию из Шира, такое чувство, что это что-то знакомое, как будто тебе пять лет и ты живешь в деревне у бабушки. Что нужно сделать, чтобы передать эту атмосферу своему продукту и чтобы потребитель чувствовал себя хорошо и уютно? Ведь когда люди писали эту музыку, они тоже не знали, как это сделать правильно, и использовали другие композиции как референс. Получается, что маркетинг — это большая лаборатория искусства.
— Что в преподавании приносит вам удовольствие?
— Мне нравится получать обратную связь, например когда кто-то рассказывает, что устроился на работу благодаря знаниям или что после лекций смотрит на рекламу по-другому. Еще мы работаем по принципу прогрессивного JPEG: проект разрабатывается постепенно, но уже в начале пути студент понимает, как будет воплощать его в жизнь. Иногда я смотрю на решение и думаю, что из этого ничего не выйдет, но когда студент презентует итоговые наработки, получается высококачественный результат.
Я испытываю какой-то детский восторг, когда у ребят начинает получаться. Например, они исследовали, как продвинуть блокчейн-технологии в странах Европы. Это было сложно, потому что европейский рынок отличается от российского, но студенты справились с задачей.
— Как вы считаете, именно эти факторы помогли вам стать лауреатом конкурса ITMO.EduStars?
— Я думаю, это как в нашей игре: есть экспертная оценка студентов и преподавателей, а есть элемент случайности. У преподавателей нашей программы высокий уровень компетенций, поэтому повлиять на результат могло что угодно — от вовремя сказанной шутки до положительного отзыва студента, у которого было хорошее настроение.
Когда я выхожу за рамки своей программы и встречаю педагогов с других факультетов, испытываю восхищение. Я подсела на блог о животных Ирины Тимофеевой. В вопросах маркетинга я привыкла двигаться от искусства, культуры и массмедиа, а природу почему-то мало рассматриваю как способ найти вдохновение или ответы на какие-то маркетинговые вопросы. Блог открыл мне новые горизонты. Поэтому я считаю, что каждый заслуживает, чтобы ему сказали, что он классный преподаватель.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Я заядлый геймер. Не вижу разницы между тем, чтобы посмотреть фильм, почитать книгу или поиграть, ведь это такой же продукт человеческого интеллекта — насыщенный, интересный, с возможностью посмотреть, почитать и даже взаимодействовать с персонажами. Недавно я прошла Horizon Zero Dawn, и мне кажется, что это актуальная игра, которую всем стоит попробовать. Она показывает, что может произойти, если мы не начнем вести себя более экологично. Сейчас я начала «Ведьмак 3: Дикая Охота», потому что понравились книги Анджея Сапковского.
Еще я люблю встречаться со своими друзьями, ездить в путешествия и вместе придумывать новые проекты. Сейчас я читаю «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа. Возможно, если я не стала маркетологом, пошла бы в детективы.