— Вы окончили бакалавриат и магистратуру факультета информационных технологий и программирования (ФИТиП) ИТМО. Почему вы выбрали именно это направление?

— Я из Кандалакши — это провинциальный городок в Мурманской области. В нашем городе все знают хороших учителей, и, если ты попал к ним в класс, значит поступишь в хороший вуз. Преподаватели заранее знают набор университетов, в которые ты можешь поступить: если специализируешься на физике и математике, тебе подойдут, например, СПбПУ, СПбГУ, ИТМО, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» или МФТИ. Поэтому школьники заранее знают факультеты, проходные баллы на них и готовятся к поступлению.

Я учился в классе с информационно-технологическим уклоном и не замахивался на ФИТиП в ИТМО, а больше думал про СПбГУ. До поступления я практически не умел программировать, но мне хватило баллов на ФИТиП. Я выбрал его в том числе благодаря тому, что корпус университета находится в центре города. Может быть, если бы я поступил по-другому, всё сложилось бы иначе. Но я ни о чем не жалею, мне было очень приятно здесь учиться.

— А чем вы занимались после выпуска? Как начинали развивать карьеру?

— Практически у всех, кто учится на ФИТиПе, карьера начинается прямо во время бакалавриата, а у особо выдающихся ребят — уже с первого или второго курса. Для нас нормально одновременно учиться и работать. И когда ты видишь, что все одногруппники пытаются куда-то устроиться, везде подают резюме, а ты еще ничего не начал делать, это давит. Поэтому я тоже начал работать еще во время обучения, хотя мог бы и повременить с этим и больше времени посвятить занятиям. В конце третьего года обучения я устроился в компанию Dell EMC, и около четырех лет занимался там разными проектами, пройдя путь от стажера до старшего инженера. А два с половиной года назад я перешел в компанию Infobip на ту же позицию.

— Но при этом, помимо работы в разных компаниях, вы занимаетесь преподаванием. С чего начался ваш интерес к педагогике?

— Наверно, с момента поступления в вуз. Я сравнивал учителей в школе и преподавателей в университете, и, к сожалению, последние не всегда выигрывали в этой схватке. Конечно, иногда встречались замечательные профессионалы, но часто я задумывался, как можно было бы поменять процесс обучения, чтобы сделать его максимально эффективным и при этом способным увлечь предметом нас, студентов. Мне казалось, я знаю, чего не хватает некоторым преподавателям и как можно сделать лучше. К тому же, я учился в Computer Science Center — это образовательный проект, созданный при участии JetBrains, Школы анализа данных и CS клуба. Там я видел людей, которые выкладываются, для них преподавание было чем-то личным. Они были такими же, как я, но с более высоким уровнем профессионализма. Я брал лучшее от них и пытался понять, как сам смог бы это применить.

После магистратуры я сказал доценту ФИТиПа Александру Маятину, что при необходимости он может на меня рассчитывать. И однажды он позвонил мне и предложил преподавать. Я тогда очень удивился, но не стал упускать возможность. В итоге с 2019 года работаю в ИТМО как педагог.

А когда я начал преподавать, мы разработали для студентов сайт Quipy. На нем мы вместе обсуждаем детали образовательных проектов, ставим задачи и следим за их выполнением, но сайт также можно использовать для ведения списка личных дел.

Андрей Суховицкий. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Андрей Суховицкий. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Что кажется вам самым важным в преподавании?

— Для меня преподавание — это инструмент самосовершенствования. В моей работе важна отдача студентов, это помогает понять, что я работаю не зря. Поэтому я регулярно собираю обратную связь. Да и ребята сами пишут мне ― например, рассказывают о том, что прошли собеседование, а мои занятия им в этом помогли. Это важно и приятно, но негативные отзывы тоже нужны: так я могу корректировать направление движения и сделать что-то иначе.

Когда я сам был студентом, иногда, конечно, не понимал материал, но старался подходить к преподавателям и задавать им вопросы. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы у студентов был человек, с которым можно вести диалог и обсуждать трудности в обучении, — своего рода наставник или старший коллега. И я стараюсь им быть.

— На конкурсе ITMO.EduLeaders вы победили с проектом «Моделирование реальных производственных процессов разработки ПО в рамках учебного курса по разработке и проектированию микросервисных систем». В чем суть проекта, как вы к нему пришли?

— Я провел уже пять семестров по дисциплине «Проектирование программного обеспечения», и всё это время я постоянно пытался что-то поменять. В итоге я сменил консервативный подход на максимально практический. Дело в том, что на занятиях в университете студентов в основном учат программировать, проектировать и писать документацию, но когда они приходят на работу, то понимают, что процесс разработки может сильно отличаться. Люди постоянно общаются друг с другом, организационная структура варьируется от компании к компании, случается, что нет четких ролей, а список обязанностей размыт.

Поэтому мне хотелось взять структуру предприятия, на котором работаю я и мои коллеги, и смоделировать ее в университете для потока — это 160 студентов. Мы разделили их на команды по 4–6 человек, чтобы каждый занимался тем, что ему интересно, поскольку многие уже выбрали себе специализацию. В итоге получилось несколько коллективов в разных направлениях: мобильной разработке для iOS- и Android-приложений, бизнес-аналитике, веб-разработке и так далее. А чтобы студенты развивали кругозор и получали представление о смежных областях, они общались друг с другом в рамках команд. При этом у них не было возможности сдать что-то потом — работа шла в режиме реального времени. Это была настоящая командная игра, поэтому если кто-то не успел что-то сделать, он подводил остальных, и это влияло не только на индивидуальную, но и на коллективную оценку.

Как я уже говорил, на факультете рано начинают работать, и в проекте участвовали студенты четвертого курса, которые уже нашли себя в индустрии. Но нам было важно, чтобы и те ребята, кто еще не имеет опыта на производстве, погрузились в рабочую атмосферу. В итоге отзывы по курсу были довольно полярными: части студентов, которые уже были погружены в деятельность компаний, было не очень интересно. Однако другая часть, особенно люди без опыта или те, кто трудоустроен в маленьких компаниях, были в восторге, что меня удивило. Каждую неделю я собирал обратную связь и получал много хороших отзывов: студентам нравилось выходить из своей команды и общаться с кем-то еще, участвовать в глобальной деятельности, принимать решения и видеть результат работы. Кому-то из них курс помог пройти собеседование и устроиться на работу.

 

Презентация Андрея Суховицкого на защите проектов ITMO.EduLeaders. Источник: Университет ИТМО

Презентация Андрея Суховицкого на защите проектов ITMO.EduLeaders. Источник: Университет ИТМО

— Ваш проект понравился не только участвовавшим в нем студентам, но и преподавателям ИТМО. Как считаете, что именно они оценили?

— Сейчас нам нужны IT-специалисты, которые не только умеют писать код, но и могут по щелчку пальцев встроиться в производство. Они должны сразу приносить бизнесу прибыль, а не учиться еще год, чтобы понять, как он устроен. На это и был направлен проект. Его цель — сократить порог вхождения в реальные бизнес-задачи, показать, что разработка программных продуктов ― это не только про hard skills, сколько про soft skills и коммуникацию. Чаще всего коммуникация гораздо важнее, чем умение программировать. Обычно в проектах требуется либо писать код, либо общаться с заказчиками и коллегами, но нам было важно создать среду, в которой человек смог совместить навыки из разных областей. Мне кажется, преимущество проекта, которое оценили эксперты, в том, что нам удалось объединить soft и hard skills и создать комплексный подход для обучения IT-специалистов. Я знаю, что опыт участия помог очень многим людям пройти собеседование или лучше работать на текущем месте.

— В этом году вы не стали повторять моделирование процессов компаний в университетской среде. Почему?

— Этот эксперимент много что показал. Мне действительно важно, что думают студенты, и кажется, что такой формат занятий оказался для них довольно сложным. Честно говоря, он оказался очень трудозатратным и для моей команды преподавателей, которые вели этот предмет. Наверно, на уровне университета работать в группах в режиме реального времени, без возможности пересдач ― как на серьезном производстве, и нести при этом ответственность за результат всей большой команды оказалось непросто. Кроме того, у каждого своя мотивация к обучению.

Поэтому в этом году формат видоизменился. Студенты всё так же работают в группах в режиме реального времени, но технические задания теперь более формализованы. Обучающиеся выполняют групповой проект с реальными производственными задачами, которые могут возникнуть в жизни (многие задания взяты из моей личной практики или практики моих коллег). Но сейчас это делает не весь поток, а группы по пять студентов.

Но в перспективе мне также хотелось бы добавить задачи с инфраструктурой ― например с распределенными сторонними системами, чтобы студенты понимали, что необходимо уметь работать также и с внешними обстоятельствами, которые могут возникать внезапно и блокировать их работу. На них никак нельзя повлиять, но нужно уметь с ними справляться.  

 

Студенты ФИТиПа. Источник: ИТМО ФИТиП

Студенты ФИТиПа. Источник: ИТМО ФИТиП

— Вы учились на IT-специалиста в университете. Вместе с тем, сейчас появляется все больше коротких курсов по программированию, часто можно услышать мнение о том, что высшее образование для тех, кто хочет работать в сфере информационных технологий, и не нужно. Как вы сами к этому относитесь?

— Я не могу до конца сформировать свою позицию по этому вопросу. Я часто видел, как IT-специалистами становились люди с другой специализацией, ― например математики, физики или электротехники. Да, в некоторых отраслях действительно нужно высшее образование, особенно если человек работает с очень сложными программными продуктами, моделированием, конструированием в медицинской или авиационной области. Но сейчас рынку зачастую требуются ремесленники — люди, которые знают язык программирования и конкретные фреймворки, достаточные для решения задач конкретного бизнеса. Бывает, что у таких людей нет желания подняться на следующий уровень в менеджменте или огромных амбиций в техническом развитии. Поэтому я думаю, что высшее образование необходимо не всем. Но те, кто планирует его получать, должны уметь больше, чем просто ремесленники. Им предстоит много общаться с людьми, знать бизнес-процессы и иметь навыки управления.

— Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— Мне нравится проводить время в парке или просто гулять по городу. Люблю собираться со своими друзьями, болтать и пить вино. Также мне нравится проводить время с книгой, и я часто смотрю фильмы: анализирую их и формирую список любимых картин, режиссеров и актеров.