— В этом году в ИТМО запустились первые факультативы для студентов от студентов. Почему вы решили участвовать в конкурсе на создание собственного курса? Не страшно было попробовать?

— У меня есть цель — я хочу преподавать в университете. Когда в прошлом году объявили конкурс на создание факультатива, я подумала, что это очень классная возможность попробовать свои силы в этом направлении, потренироваться на более коротких курсах и представить какой-то результат.

К тому же я уже работаю ментором — помогаю преподавателю готовиться к занятиям и проводить их. Но на своем факультативе я могу передать студентам собственные знания и использовать свой подход в обучении.

— А почему выбрали тему с nocode-технологиями?

—  Меня интересует гражданская наука и экология, в частности сокращение количества отходов (zero waste) и плоггинг. Это общественное движение, которое зародилось в скандинавских странах. Его участники совершают забег по какой-либо дистанции и по пути собирают мусор. В прошлом году я участвовала в хакатоне, организованном ИТМО и Лаппеэнрантским технологическим университетом, где одной из тематик для разработки мобильных приложений как раз было вовлечение людей в сортировку мусора. Я подумала, что было бы здорово объединить две идеи и создать приложение, с помощью которого люди сами смогут организовать мероприятия по сбору мусора. Но у меня не было практического опыта написания кода, поэтому nocode-технологии стали для меня открытием и выходом из ситуации. Я решила, что будет очень здорово рассказать об этой теме и поделиться опытом с другими студентами на своем факультативе.

Вдобавок, разработка приложений, не требующая специальных знаний и навыков, — очень актуальная тема. Во-первых, рынок мобильных приложений — это быстроразвивающаяся индустрия, а во-вторых, многие студенты хотят попробовать себя в IT-предпринимательстве. По своему опыту могу сказать, что нечасто получается найти программистов под проект, особенно когда нет финансирования. Поэтому nocode-технологии — это отличная возможность самому проверить гипотезу и протестировать приложение.

Процесс разработки приложения EcoQ с помощью nocode-технологий. Изображения предоставлены Екатериной Макаровой

Процесс разработки приложения EcoQ с помощью nocode-технологий. Изображения предоставлены Екатериной Макаровой

— Как вы выстраивали обучение на курсе?

— Сначала мы выбрали наиболее релевантные идеи для приложений, чтобы студенты работали над ними в течение всего курса. Другими словами, мы отсеяли нежизненноспособные варианты или те, у которых уже есть аналоги на рынке. Дальше мы рассмотрели возможности существующих nocode-платформ, например, на какие инструменты нужно обратить внимание. В итоге мы остановились на конструкторе Adalo, в котором ребята тренировались разрабатывать дизайн, работать с базами данных и настраивать связи между экранами приложений. Затем мы обсудили каждый проект по отдельности в формате питчей. Благодаря этому мы посмотрели на разных примерах, какие функции нужно включить, чтобы сделать MVP (минимально жизнеспособный продукт — прим. ред.), и как адаптировать их для nocode-технологий. В конце курса студенты выступили с презентацией проектов и приложениями, которые они могут предложить первым потребителям уже после курса.

— С какими трудностями столкнулись во время создания курса?

— Несмотря на то, что я проходила обучение для менторов, мне было сложно структурировать свои знания и составить рабочую программу дисциплины. Всё-таки когда я делала это в тестовом режиме, было проще, чем в режиме реального времени. Это добавило стресса, но справиться с проблемами мне помогал наставник. Вместе мы обсудили, как правильно написать факультатив и какие методы оценивания можно применить к студенческим проектам.

Екатерина Макарова. Фото из личного архива собеседницы

Екатерина Макарова. Фото из личного архива собеседницы

— Какие впечатления остались у вас после участия в конкурсе факультативов?

— Иногда я смотрю на студентов и думаю, как здорово, что у них есть знания в неизвестной мне области. Причем они не всегда связаны с конкретной специальностью. Например, кто-то может хорошо петь, а кто-то наблюдает за птицами и разбирается в них. Это уникальные знания, о которых я могу не знать и которые могу не догадаться погуглить. А когда узнаешь, что человек занимается чем-то таким и готов научить других, это отличная возможность. Поэтому я бы рекомендовала другим студентам участвовать в конкурсе.

Еще создание своего факультатива — это шанс побыть в роли не только преподавателя, который проводит лекции и практики, но и проджект-менеджера, который делает так, чтобы все образовательные процессы работали бесперебойно. Так что такой опыт будет полезен ребятам, которые рассматривают для себя это направление.

— Как бы вы посоветовали подготовиться студентам перед написанием своего факультатива?

— Лучше заранее подумать, какую тему вы хотите осветить. Может быть очень много разных направлений, в которых вы специализируетесь, но не все из них можно подать в рамках факультатива. С этой проблемой вам поможет разобраться офис поддержки сотрудников ИТМО и обучение на курсах менторов.

Но, кроме того, я бы советовала обратить внимание на не очень очевидные вещи. Например, я работала над постановкой речи, чтобы красиво формулировать мысли и говорить более четко. А чтобы побороть стеснение перед аудиторией или камерой, можно заняться сценическим мастерством.