Зачем нужны данные в проектировании обучения

Во многих образовательных учреждениях учебные программы дисциплин не меняются по несколько лет, а учебные планы нередко составляют исходя из субъективных представлений руководителя о том, что необходимо будущему специалисту. Такой подход не учитывает интересы и потребности студента, а также то, насколько на самом деле необходимы те или иные знания и навыки и насколько эффективно они были преподнесены.

Решением этой проблемы может стать data-driven подход в образовании — использование информации о студентах, чтобы принимать обоснованные решения при конструировании или изменении учебных программ. В ИТМО это делают уже достаточно давно: в университете проводится анкетирование первокурсников, семестровые опросы по дисциплинам, интервью при выпуске. Так у преподавателя появляется возможность лучше узнать свою аудиторию, чтобы понимать, как интересно преподнести информацию. А систематический сбор обратной связи во время и после обучения позволяет оценить эффективность программы и сохранить ее актуальность и востребованность у абитуриентов.

«Образование сегодня достаточно тесно связано с маркетингом и с центричностью на учащемся. То есть сейчас перед запуском курса нужно применять продуктовый подход: проанализировать спрос, бэкграунд аудитории и ее потребности. Ведь курс как продукт должен удовлетворять потребности предполагаемого студента. При этом еще одним трендом в образовании стало сближение с IT: онлайн-обучение, применение IT-инструментов в создании и реализации программ», — рассказывает один из авторов школы, доцент практики научно-образовательного центра математики ИТМО Максим Скрябин.

Летняя школа «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

Летняя школа «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

Как в ИТМО способствуют развитию такого подхода

Накопленный преподавателями и сотрудниками ИТМО опыт и востребованность вузов в дата-грамотных преподавателях и методистах привели к тому, что летом 2022 года в ИТМО в гибридном формате прошла первая в России летняя школа «Проектирование обучения на основе данных». С 21 по 28 июня программа строилась в онлайн-формате, а в следующие два дня в главном корпусе ИТМО в Петербурге прошли очные занятия. Вводные вебинар и лекции могли посетить все желающие (пакет «Наблюдатель»), а за отдельную плату открывались доступы к дополнительным материалам и мастерским (пакет «Активный участник») — и сертификату о пройденном курсе ИТМО. Те же, кто посетил также очные занятия (пакет «Гуру данных»), получили удостоверения о повышении квалификации.

«В современном мире цифровая грамотность уже становится не дополнительной, а профессиональной компетенцией. Поэтому мне кажется, что знания и навыки в анализе и сборе данных будут полезны не только для кадров высшей школы, но и для методистов и специалистов, связанных с разработкой образовательных программ и их реализацией. Так, наши очные сессии посетили преподаватели и разработчики образовательных программ из Высшей школы экономики и Томского политехнического университета. Также, несмотря на то что мы ориентировались больше на сотрудников вузов, среди участников были и школьные учителя», — рассказывает один из авторов школы, специалист по учебно-методической работе офиса поддержки сотрудников ИТМО Екатерина Безызвестных.

Екатерина Безызвестных на летней школе «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

Екатерина Безызвестных на летней школе «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

Участники летней школы получили набор методик, проверенных на практике — в том числе в ИТМО: например, план интервью для изучения целевой аудитории, чек-лист для экспертной оценки курса, метрики в образовательных программах и прочее. Особенность этих методик в том, что для их использования не понадобятся углубленные знания в информатике или математике.

«Зачастую в образовательных учреждениях собирается действительно очень много данных и преподаватели теряются в настолько большом количестве информации. Я часто говорю, что в такой ситуации данные накапливаются, а не собираются. Потому что при сборе данных понятна цель, инструменты, которые будут использованы, и предполагаемые выводы, которые нам необходимы в конце», — объясняет Максим Скрябин.

Что будет дальше

Data-driven подход только входит в систему российского образования, преподаватели только начали знакомство с этой темой. Поэтому одна из целей проекта специалистов ИТМО — сформировать ценность образовательных методик, основанных на данных. И одного, пускай и успешного, мероприятия для этого недостаточно.

«В ноябре мы запускаем одноименный онлайн-курс для преподавателей ИТМО и внешних экспертов, а в январе следующего года интенсив. Летнюю же школу хотим сделать ежегодной, но с разными уклонами. Например, в следующем году темой будет редизайн образовательных программ, а сам курс пройдет в гибридном формате, потому что, с одной стороны, очные мастерские лучше и ценнее, но, с другой, хочется расширить географию участников и рассказать о data-driven подходе как можно большему количеству специалистов», — заключает Екатерина Безызвестных.

Все эти проекты будут реализованы с недавно запущенной площадкой онлайн-образования от Первого неклассического — «ИТМО.Онлайн». Сотрудники центра помогут авторам курса с финансовыми вопросами, коммерческим продвижением курса и модерацией участников во время онлайн-этапа. Кстати, обратиться за помощью к «ИТМО.Онлайн» могут не только преподаватели, но и эксперты в профессиональных областях — и не только из ИТМО.

Летняя школа «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

Летняя школа «Проектирование обучения на основе данных» в ИТМО. Фото предоставлено организаторами школы

А что можно сделать уже сейчас, чтобы ваш курс был актуальнее

Представим, что у преподавателя есть давно разработанная дисциплина, которая потеряла актуальность для новых абитуриентов: им скучно, они не хотят ходить на занятия и считают знания нерелевантными рынку. Какие шаги стоит предпринять для начала, чтобы сделать курс интереснее для аудитории?

  1. Соберите и проанализируйте обратную связь от выпускников. Что было полезно на крусе? Что можно улучшить? Какие вопросы по теме остались после курса? Какие темы показались особенно интересными?
  2. Проведите интервью с представителями целевой аудитории, чтобы узнать об их образовательных потребностях, запросах и актуальном опыте.
  3. Изучите открытые источники по теме: сайты по трудоустройству, аналитические отчеты, статистические данные.
  4. Пообщайтесь с работодателями и представителями индустрии, чтобы побольше узнать о трендах и актуальной повестке.
  5. Проанализируйте аналоги вашего образовательного продукта.
  6. Обратитесь за экспертным мнением к коллегам.
  7. А если вы из ИТМО, запишитесь на методическую консультацию в Офисе поддержки сотрудников.