Содержание

  1. Что такое дополненная реальность
  2. Устройства дополненной реальности: от камеры-люсида до очков Spectacles
  3. Как работают устройства дополненной реальности
  4. Из чего состоят AR-устройства
  5. Где сейчас используют устройства дополненной реальности
  6. Вызовы, которые ученым еще предстоит решить

Что такое дополненная реальность

Термин подвижен: до сих пор эксперты вкладывают в него разные значения. Чтобы понять, что именно подразумевает под собой дополненная реальность, ее прежде всего стоит отличать от других технологий с похожими названиями.

Например, в отличие от виртуальной реальности (VR — Virtual Reality), задача дополненной (AR — Augmented Reality) ― не погружать человека в цифровой мир, а наоборот ― помочь ему «перенести» объекты цифрового мира в реальный. Еще есть смешанная реальность (VR — Mixed Reality). Это подвид или следующий этап развития дополненной реальности. С помощью этих технологий можно не только «переносить» объекты в реальной мир, но и взаимодействовать с ними.

Можно выделить три основных критерия, которые характеризуют дополненную реальность:

  • Перенос цифровых объектов в реальный мир без ограничений. Проектор тоже переносит цифровой объект (например, презентацию) в реальный мир. Но у него есть ограничения: презентация будет видна только на гладкой плоской поверхности. Технологии дополненной реальности позволяют видеть цифровой объект целиком в любых условиях.
  • Привязка к расположению объектов в реальном мире. Если тот же проектор сдвинуть в сторону от экрана, изображение сдвинется вслед за ним. А с помощью устройства дополненной реальности мы можем поместить изображение в определенную точку пространства, и оно останется там, даже когда мы будем двигаться вокруг этой точки.
  • Возможность взаимодействия с цифровыми объектами. Например, цифровой объект можно потрогать руками или взять в руки и переместить.

Устройства дополненной реальности: от камеры-люсида до очков Spectacles

История AR началась гораздо раньше, чем мы привыкли думать. Первое подобное устройство, которое выполняло функцию переноса объекта из «виртуального» мира в реальный, еще в 1601 году сконструировал немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер. Но до сих пор нет подтверждений, что ученому удалось создать физический прототип. Лишь в 1807 году английский физик Уильям Волластон запатентовал изобретение, которое отдаленно можно считать физическим воплощением идеи дополненной реальности. Камера-люсида — это оптический прибор для переноса изображения на бумагу наподобие камеры-обскура. Чаще всего его использовали при обучении художников.

Устройства, чуть более похожие на современные, появились в середине 50-х годов XX века. Тогда было разработано лобовое стекло самолета с индикаторами различных показателей для пилотов. Но использовать такие разработки активно не получилось из-за целого ряда ограничений: большого размера и сложного интерфейса. Кроме того, пилоты на могли одновременно фокусироваться на данных на экране и взлетной полосе, что было не только неудобно, но и опасно.

Эра современных устройств дополненной реальности началась в 2012 году. Тогда индустрию захлестнула первая волна миниатюризации: конструкторы стремились разработать не только понятный интерфейс, но и сделать компактные приборы, по размерам схожие с обычными солнечными очками. Самым известным устройствами того времени стали очки Google glass и R-7 от компании ODG. Но пользоваться ими было неудобно: разработчикам приходилось выбирать между большой картинкой на линзах очков и их компактным размером. Этот этап развития завершился в 2023 году, когда в индустрии окончательно смирились с тем, что классические подходы инжиниринга при создании AR-устройств не эффективны — нужные инновационные оптические технологии.

Параллельно с первой волной миниатюризации в 2015-м стартовала вторая, которая продолжается и сейчас. Именно в этот момент были сделаны прорывные открытия в области фотоники и электроники — появились волноводы изображений и специальные наноструктуры, с помощью которых можно было «ловить» свет. Иными словами, возникли те самые оптические технологии, в которых нуждались конструкты прошлого. Среди последних продуктов, развивавшихся в этом направлении, можно выделить очки Orion и Spectacles. Они плоские, миниатюрные, оснащены большим экраном с хорошим разрешением.

HoloLens 2. Источник: microsoft.com

HoloLens 2. Источник: microsoft.com

Как работают устройства дополненной реальности

Поднесите телефон очень близко к глазам ― буквально на расстояние пары сантиметров ― и попробуйте прочитать текст на экране. Ничего не получается, верно? Глаза просто не могут сфокусироваться на изображении. В этом и состоит основная сложность в разработке AR-устройств. Мы не видим объекты, которые находятся настолько близко. Поэтому конструкторам необходимо создать оптический трюк, из-за которого бы наши глаза воспринимали цифровые объекты, находящиеся в нескольких сантиметрах, так, будто они расположены на расстоянии вытянутой руки или дальше. При этом из поля зрения не должны «стираться» и объекты нашей действительности. Для нас цифровые и реальные объекты должны находиться словно в одной плоскости, иначе мы не сможем сфокусироваться одновременно на реальном и виртуальном мире.

Как решить проблему с точки зрения науки. Для глаза любое изображение — это набор лучей света, отраженных или излученных каким-то объектом. И цифровые объекты ― не исключение. Человеческий глаз определяет, на каком расстоянии от него находится объект, в том числе за счет величины градуса расходимости светового пучка. Чем угол больше, тем глазу ближе кажется объект. От дальних же объектов исходят почти параллельные друг другу лучи.

Поэтому чтобы сделать цифровые объекты видимыми и как бы обмануть наше зрение, нужно поступающие от них лучи света также превратить в параллельные. Сделать это (то есть преобразовать расходящийся набор лучей в параллельный) позволяет линза. Процесс называется коллимация, а дисплеи, которые позволяют провернуть этот «трюк» на устройствах AR, — коллиматорными.

Как это воплотили в AR-устройствах. В первых очках дополненной реальности линзу совмещали с полупрозрачным зеркалом и располагали прямо перед глазом. Изображение с небольшого цифрового экрана поступало сверху, попадало на коллиматор, где лучи становились параллельными, а затем доходило до глаза. Однако устройства с таким дизайном получаются громоздкими и сложными в использовании.

После, в эпоху первой волны миниатюризации, разработчики стали использовать более сложную схему. Изображение в ней также поступает сверху (например, от экрана смартфона), затем отражается в лежащем параллельно ему изогнутом зеркале и попадает на стоящее под углом 45 градусов перед глазом полупрозрачное зеркало, а затем, наконец, от него отражается непосредственно в глаз. То есть лучи несколько раз отражаются от разных поверхностей. За счет этого удается уменьшить размер зеркала и линзы, а значит и самого устройства.

Однако настоящим прорывом в разработке коллиматорных дисплеев стало изобретение волноводов изображений. Это оптические компоненты, которые позволяют собирать, удерживать и доставлять лучи изображения «в глаз пользователю», при этом оставаясь прозрачными для окружающего мира. Внешне они похожи на линзу обычных очков. Изображение от миниатюрного проектора «падает» на стекло-волновод и «застревает» там. Параллельно сквозь это же стекло поступает изображение реального мира. Оно объединяется с уже «запечатанным» там цифровым изображением, и затем объединенная картинка попадает в глаз пользователя. Эта технология позволяет создавать AR-дисплеи, практически неотличимые от линз обычных очков. Поэтому сейчас в AR-очках лидеров рынка умных устройств используют только такие технологии.

Из чего состоят AR-устройства

Помимо оптических элементов, современные AR-устройства «начинены» сложной электроникой. Например, правильно обрабатывать информацию из окружающего мира им помогают различные датчики, которые уже умеют определять:

  • Где вы? За это отвечают гироскоп, акселерометр, компас, GPS и микрофоны;
  • Что вы делаете? Эта информация поступает с биометрических сенсоров, микрофонов и датчиков распознавания жестов;
  • Куда вы смотрите? За этим следят датчики движения глаза и освещенности;
  • Что вы видите? Это считывают стерео-датчики, ToF и SL-камеры, LIDAR, инфракрасные датчик и датчик близости.

Также очки дополненной реальности оснащены системой распознавания пространства вокруг. Задача решается через два подхода:

  • Маркеры объектов. Для этого строят 3D-модель пространства и на часть объектов «наносят» специальный маркер, напоминающий QR-код. Устройство считывает информацию с этих маркеров и понимает, как именно в данный момент выглядит мир вокруг него. Главный минус этой системы — необходимость создания 3D-модели пространства заранее. Поэтому такой подход используют в основном на производстве.
  • Структурированный свет. Здесь устройство само в реальном времени создает 3D-модель пространства. Прибор проецирует сетку инфракрасных точек на окружающее пространство и анализирует изменения их размера и взаимного расположения. Такой способ распознавания действительности больше подходит для индивидуальных пользовательских устройств. Однако этот подход требует большей вычислительной мощности, что усложняет, утяжеляет и повышает цену конечного продукта.

Очки дополненной реальности. Изображение предоставлено учеными

Очки дополненной реальности. Изображение предоставлено учеными

Где сейчас используют устройства дополненной реальности

Промышленное производство. С помощью AR-шлема специалист из любой точки планеты может помочь устранить поломку на конкретной установке. В режиме реального времени он отправляет инструкцию рабочему, который находится на месте. А еще может отследить действия рабочего и скорректировать план.

Строительство. Благодаря очкам дополненной реальности конструкторы могут увидеть будущий объект в реальную величину прямо на месте. И сразу отметить расхождение с реально возводимым объектом и оперативно устранить любые ошибки.

Медицина. Одно из популярных направлений — создание для врачей очков с функцией «рентгеновского» зрения. Используя такие разработки, медики могут видеть данные томографии во время операции, наложенные прямо на тело пациента.

Образование. Один из возможных сценариев использования таких очков — экскурсии в музее с личным виртуальным гидом. Причем гидом может стать кто угодно: от Эйнштейна до Аристотеля.

Персональные устройства. В AR-очках можно играть в виртуальные шахматы прямо в воздухе или забрасывать в корзину цифровой волейбольный мяч. Очки также помогают показывать построенный навигатором маршрут, спроецированный на реальные городские постройки. Они будут полезны и людям с ограниченными возможностями. Например, такие устройства смогут предупреждать об окружающих объектах (светофорах, людях, машинах) человека с нарушениями зрения и описывать пространство с помощью голосового ИИ-помощника.

Источник: tinx / Фотобанк Фотодженика

Источник: tinx / Фотобанк Фотодженика

Вызовы, которые ученым еще предстоит решить

Но есть у устройств дополненной реальности и немало нерешенных проблем:

  • Короткое время жизни устройства. Сейчас компактное устройство без дополнительной подзарядки работает всего пару часов, поэтому для постоянного использования, как смартфон, не подходит.
  • Близорукость пользователей. Людям с плохим зрением требуется установка дополнительных линз, так как совмещать AR-очки с очками от близорукости не получится.
  • Окклюзия. Добавить цифровой объект в дополнение к объектам реального мира довольно легко. А что делать, если нужно убрать объект из реального мира? Или хотя бы изменить его ― например, раскрасить в цвета здания. Решений, как это сделать для прозрачных AR-очков, пока нет.
  • Конфиденциальность. AR-очки могут постоянно записывать и сохранять все действия пользователя. И к этим данным смогут получить доступ третьи лица, в том числе мошенники. Поэтому еще предстоит разработать надежные способы защиты данных в этой области.

Материал создан на основе лекции сотрудников Научно-образовательного центра фотоники и оптоинформатики ИТМО Арсения и Евгений Алексеевых «Стирая границы: как дополненная реальность меняет мир», которая прошла в рамках проекта «Большая аудитория» центрального выставочного зала «Манеж».