Тактично вписать виртуальные технологии в музейное пространство, сделать так, чтобы очки дополненной реальности позволили взглянуть на произведения искусства с новой, неожиданной стороны – такая непростая задача стояла перед участниками конкурса «AR-CRAFT». За полгода, с апреля по октябрь 2019 года, им предстояло придумать приложение для гарнитуры дополненной реальности Epson, которое бы сделало более интерактивной экспозицию в Главном штабе Государственного Эрмитажа, где представлено искусство XIX – XXI веков.  

Всего на конкурс было подано 14 заявок от студенческих команд из разных вузов Петербурга. Самыми сильными по мнению жюри оказались три проекта – два от команд Университета ИТМО и один от студентов Университета путей сообщения (ПГУПС). В итоге первое место получила команда выпускников высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, второе место досталось представителям ПГУПС, третье – студентам и магистрантам факультета пограммной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО.

«Очень интересная история – абсолютно три разных проекта, с разными подходами, которые очень интересно было оценивать, — рассказывает один из организаторов и член жюри конкурса, директор Центра юзабилити и смешанной реальности, доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО Артем Смолин. — Техническое исполнение проекта-победителя, как мне кажется, чуть уступало остальным, но они взяли своей идеей. Второе место, с моей точки зрения, технически получилось лучше всех, но стилистически получилось не совсем корректно, поэтому при хорошем решении они немного проиграли по идеологии. Если говорить про бронзовых призеров, ребята рвались к победе, у них появилась интересная идея, наиболее продуманная из всех, но они немного не рассчитали свои силы, плюс ко всему им пришлось решить ряд сложных технологических проблем».

Артем Смолин
Артем Смолин

О проектах

Авторы проекта, занявшего третье место, предложили «дополнить» зал итальянской скульптуры XX века в Главном штабе Эрмитажа маленьким мультяшным экскурсоводом по имени Тим. При входе пользователя в зал он сообщает информацию об экспозиции. Затем Тим (он, кстати, по словам команды, похож на помесь котенка и лисы-фенек) предлагает посетителю найти одну из статуй в зале. После того, как пользователь нажмет кнопку «нашел», рассказ продолжается.

«Мы подумали, что будет намного интереснее, чтобы в тот момент, когда мы рассматриваем скульптуру, маленький мультяшный экскурсовод рассказывал информацию о ее авторе, — рассказывает участница команды, студентка Университета ИТМО Валерия Могутова. — Мы довольно долго рисовали наброски – решали, как он будет выглядеть, подбирали цвета, потом начали работу над 3D-моделью, много времени ушло на ретопологию, чтобы оптимизировать модель под движок. Наверное, самой сложной была сборка под очки. Вначале мы собрали приложение под телефон, и все работало. В тот момент, когда мы пытались запустить приложение на очках, оно уже не запускалось. Мы долго искали маленькие ошибки, чтобы исправить ситуацию».

Команда Университета ИТМО, занявшая третье место
Команда Университета ИТМО, занявшая третье место

Приложение предлагает не только узнать новые факты о современных итальянских скульпторах, но и позволяет закрепить материал. Для этого в приложении предусмотрена специальная игра, где посетитель должен определить, какие из предложенных работ также были сделаны тем же скульптором, работы которого он только что осмотрел.

Конкурсанты, занявшие второе место, также предложили сделать виртуального экскурсовода, который бы рассказывал пользователям об интерьерных залах, которые ранее занимали императорские министерства.

По мысли создателей, озвученной ими в ходе презентации, при более масштабной реализации их задумки виртуальный экскурсовод мог бы «трансформироваться» в зависимости от зала, в котором он вел бы свой рассказ – в бывших кабинетах императорских чиновников он бы присутствовал в соответствующем аутентичном историческом костюме.

Наконец, команда-победитель решила полностью отказаться от идеи цифрового гида. Они предлагали вписывать представленные в Главном штабе статуи в анимированные итальянские пейзажи, чтобы зрители могли на их фоне наслаждаться произведениями искусства.

Екатерина Святлович
Екатерина Святлович

«Наш проект получил название “Сад скульптур”, — рассказывает участница команды, выпускница магистратуры Университета ИТМО по направлению «Световой дизайн» Екатерина Святлович. — Потому что изначально концепция реставраторов Главного штаба заключалась в том, чтобы в том пространстве, где сейчас расположен зал итальянской скульптуры XX века, сделать самый настоящий, живой сад. Это стало одним из тех узелков, за которые мы ухватились. Кроме того, мы обратили внимание, что скульптуры находятся там в хаотичном порядке, как живые деревья. Мы хотели поместить зрителя в непривычную для него немузейную среду – легкую, природную, органическую, которая при этом располагала бы к созерцанию скульптур. Нам хотелось стереть грань между музеем и окружающей средой, сделать некий новый мир внутри Эрмитажа».

В результате для пользователей очков дополненной реальности скульптуры как бы возвращаются в те места, которые, быть может, вдохновили их создателей на творчество.

«Самым большим челоенджем для нас стала техническая реализация, — рассказывает еще одна участница команды-победительницы Лейсян Мустаева. — Мы ходили в Эрмитаж и делали фотограмметрию, то есть делали модели скульптур, чтобы потом вписывать их в наш динамический контент. При этом было крайне важно, чтобы скульптуры вписывались в контент так, чтобы они всегда находились на первом плане».

Команда проекта «Сад скульптур»
Команда проекта «Сад скульптур»

О конкурсе

Конкурс «AR-craft» стартовал 15 апреля 2019 года и собрал студентов из шести высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Студенты должны были создать приложение для посетителей Государственного Эрмитажа, которое можно было бы использовать с очками Epson Moverio BT-350. Тематику задания определяли экспозиции залов Эрмитажа — разработчики могли создавать квесты для посетителей, интерактивные карты музея, презентации экспонатов и т.д.

По замыслу организаторов, это должно привлечь внимание к вопросу применения новых технологий в музейных пространствах. Также победители получили подарки от компаний Epson и Ascreen.

«У ребят появится личный опыт и портфолио, — подвел итоги конкурса Артем Смолин. — Эрмитаж увидел перспективы использования гарнитур дополненной реальности. Не ставших уже привычными в музеях смартфонов, а именно очков. В дальнейшем хочется увидеть посетителей музея, созерцающих экспонаты в гарнитурах дополненной реальности с различным интересным и интерактивным контентом».