EdCrunch – один из самых масштабных форумов в Европе в области новых образовательных технологий, организованный Сообществом проактивного образования «ЭдуПро», «Рыбаков Фондом», Университетом ИТМО при поддержке Агентства Стратегических Инициатив и НИТУ «МИСиС». Миссия форума – рассказать родителям, чем должен заниматься ребенок сейчас, чтобы стать успешным через 20 лет. В рамках форума каждый из 52 спикеров выступил с презентацией емкой идеи-рекомендации, которая призвана облегчить процесс профессиональной ориентации ребенка. По итогу форума на руках у родителей оказались в буквальном смысле инструкции от ведущих специалистов в вопросе воспитания и обучения ребенка.  Ведущей церемонии открытия стала известная телеведущая Тутта Ларсен, которая также поучаствовала в мероприятии в качестве спикера.

В рамках форума прошло 27 выступлений российских и международных экспертов, были задействованы 12 дискуссионных площадок, проведены 9 сессий открытого микрофона об актуальных проблемах. Также была организована детская зона, где юные участники форума могли поучаствовать в мастер-классах и поиграть в интеллектуальные игры.

«Нам не все равно, каким будет человечество и мир в будущем, и мы хотим сделать максимум для того, чтобы дети в нашей стране жили в лучшем мире, в том мире, который позволит им развиваться и создавать новое. Университет делает со своей стороны максимум для этого. Мы занимаемся обучением, как делали университеты испокон веков, но сейчас это происходит с помощью высоких технологий, с привлечением большого количества международных партнеров, с международными дипломами, двойными программами и так далее. Мы вовлекаем наших студентов в научные исследования, позволяем прикоснуться к новым высотам знаний, к поиску неизведанного. Мы создаем условия для того, чтобы студенты могли открывать стартапы и внедрять свои разработки, выходя с ними на рынок в качестве состоявшихся предпринимателей. Но самое главное для нас в работе с детьми – формирование ценностей. Именно поэтому сейчас здесь мы обсуждаем не только студенчество, но и школьное образование, дополнительное образование, потому что мы хотим понимать, какие дети придут к нам в университеты через несколько лет и хотим быть полностью готовы к этому», – поделилась начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина.

Нина Яныкина
Нина Яныкина

Не надо соглашаться с установленным порядком – мир гораздо более разнообразен

Профессор практики МШУ Сколково Павел Лукша рассказал о необходимости овладения навыком игры на опережение. Прежние признаки успеха, по словам профессора, в виде золотой медали и красного диплома уже не гарантируют светлого будущего и даже настоящего. То, что работает сегодня, престанет работать завтра, поэтому мы постоянно должны держать руку на пульсе.

«Мир начал меняться, и в какой-то момент мы начали понимать, что гарантированное будущее больше не гарантировано», – говорит Павел Лукша.

Новая цифровая революция приводит нас к необходимости формировать иные навыки и умения. В условиях новых вызовов, по словам профессора, мы должны формировать «заказ на будущее», планировать на перспективу 15-20 лет. То есть мы уже сейчас должны  следить за трендами, которые меняют мир.

Отношения человека со сферой автоматизации, цифровым и робототехническим решением

Игра Го многие годы считалась недостижимой вершиной для машины, которую компьютер просто не в силах просчитать. Однако уже в прошлом году компьютер, разработанный Google, выиграл у чемпиона мира по этой игре со значительным отрывом. Роботы выходят на передний край достижения человека не только в сфере сверхдостижений, но и в массовой среде. Новые алгоритмы всюду проникают и сворачивают целые отрасли человеческой деятельности. Например, два года назад многие турагентства стали «прогорать», так как выяснилось, что алгоритмы подбора билетов и гостиниц стали дешевыми и доступными, и большинство людей стало переходить на них. Похожая история происходит и с call-центрами, где операторы отвечают на звонки людей. Выяснилось, что алгоритм, обрабатывающий человеческую речь, и прописанная в этом алгоритме разветвленная сеть ведения диалогов может обрабатывать количество звонков, соответствующее 10 тысячам операторов, поэтому исчезает потребность в содержании большого call-центра.  

На очереди, по словам профессора, массовые профессии. Секретари в скором будущем могут быть заменены технологией персональных помощников, встроенной в телефон. Это решение сейчас находится в разработке и выходит на рынок, поэтому со следующего года эта технология станет массовой. Даже бухгалтеры, которые, казалось бы, всегда будут востребованы рынком труда, попали в зону риска. Уже сегодня в малом и среднем бизнесе многих развитых стран бухгалтеров массово заменяют алгоритмы. Подобное замещение грозит не только представителям интеллектуальных профессий, но и тем, кто занимается физическим трудом: дальнобойщики в скором будущем будут заменены на грузовики с управляемыми ими роботами.

Одно из последних оксфордских исследований говорит о том, что в масштабах планеты в зоне риска находятся около двух миллиардов людей, чья сфера занятости начнет сворачиваться в ближайшие годы. В России активные разработки новых решений тоже ведутся. Например, банки (в частности «Сбербанк») планируют сокращение сотрудников в связи с автоматизацией рабочих процессов приблизительно в 10 раз. Вопрос в том, насколько мы воспринимаем эту ситуацию как катастрофу? Ведь если мы окажемся готовыми к такому переходу, изменения будут происходить безболезненно.

Кто он, успешный человек XXI века и в каких областях трудится?

Должен ли успешный человек в XXI веке подтверждать свои знания дипломом? Остин Рассел, производящий в свои 22 года революцию на рынке беспилотных авто, ушел из Стенфордского университета, так как получил грант именно для того, чтобы продолжить заниматься своей разработкой вне процесса обучения в стенах известного вуза. У Остина на сегодняшний день самая передовая технология в области управления сенсором беспилотного автомобиля, поэтому инвестиции в его проект превышают полмиллиарда долларов.

На что ориентируется успешный человек в XXI веке? На то, что мир будет постоянно меняться. Технологии дополненной и виртуальной реальностей придут массово в нашу жизнь, и игры типа Pokemon Go – лишь первые ласточки. По прогнозам Павла Лукши, данных станет гораздо больше, чем сейчас, а компьютеры все больше будут нас понимать: мы сможем общаться с ними естественным образом – жестами и человеческим языком. Искусственный интеллект уже распознает естественный язык человека и обыгрывает людей в интеллектуальные игры, где нужно хорошо понимать человеческую речь. Через 10 лет, по прогнозам компании Microsoft, роботов будет столько же, сколько и людей.

Еще одна сфера, которая изменит мир – биотехнологии, которые тоже покроют некоторые существующие области. Уже сегодня научились производить дизельное топливо, конкурирующее по цене с тем, которое производится из нефти в арабских странах. То есть под угрозой вновь, казалось бы, базовая отрасль – нефтяная. В скором времени биотехнологи планируют научиться выращивать мебель и элементы одежды.

Значит ли, что профессии будут лишь сокращаться, а целые отрасли исчезать? Вовсе нет. Мир будет еще и открывать новые направления, о которых мы можем пока не догадываться. Пока разработан Атлас профессий будущего, создатели которого выявили 25 отраслей, в которых прогнозируются кадровые и профессиональные изменения.

Что надо уметь тем, кто хочет быть успешным в новом будущем?

  1. Нужно уметь быть творческими, так как именно творческие подходы отличают человека от машины. Места, где происходит автоматизация, – это в основном рутинная работа. Однако подразумевается не банальное творчество, а именно способность придумывать новое. В эпоху, когда у «Яндекса» и Google можно спросить все, что угодно, возникает вопрос другого толка: что именно спрашивать.
  2. Умение сотрудничать и, работая в команде, достигать успеха. Один в этом новом поле, увы, не воин. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект.
  3. Самый главный скилл в мире сверхнасыщенности – умение управлять своим вниманием и сосредотачиваться.
  4. Учиться, развиваться, переучиваться. То есть брать ответственность за свою жизнь. Хорошие родители, по словам Павла Лукши, не выбирают за своих детей и именно так они учат их этому навыку.

Школы и вузы не всегда могут поспевать за меняющимся миром – такова реальность. Поэтому важно находить новые возможности для своего развития самостоятельно. Все чаще мы говорим об образовательной экосистеме – возможности человека включиться в новые проекты. Сейчас есть множество образовательных платформ, которые мы можем настроить под себя. Но многие навыки все же нужно получать лицом к лицу, а не on-line, поэтому стоит посещать разные типы школ мышления – все, что позволяет учиться думать в разных плоскостях.

Бессмысленно ориентироваться на определенную профессию через 15-20 лет

За панельной дискуссией, посвященной профессиям будущего, тенденциям и рынку труда, Юлия Сахарова, представитель компании HeadHunter, посоветовала ориентироваться не на конкретные профессии, а думать о направлениях, которые будут востребованы:

  1. Все, что связано с человеком, его развитием и старением. То есть биотехнологии, медицина, фармацевтика, генетика.
  2. Инжиниринг: все большее количество устройств находится на границе живого с техническим.
  3.  Информационные технологии, которые уже сейчас пронизывают все сферы жизни человека.
  4. Все науки, находящиеся на стыке дисциплин: нейропсихология, нейромаркетинг нейроэкономика, нейробиология и т.д.

Кроме того, в числе фундаментальных навыков, которые понадобятся практически в любой профессии будущего – умение критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение, уметь работать в команде.

Базовое образование в идеале, по словам Юлии, должно включать математику, биологию, шахматы, решение нестандартных задач. Чем больше математики, тем легче освоить практически любую профессию, считает эксперт.

Метапредметные подходы

Юлия Селюкова, директор проекта «Лифт в будущее», рассказала о необходимости развивать метанавыки. Учащиеся должны как можно раньше начать состыковывать практику со своими представлениями о предмете и уже в процессе работы дополнительно развиваться.

Деление на технарей и гуманитариев – многолетний обман или реальность?

Гуманитарии будут не менее востребованы, чем технари, просто пока непонятно, как именно. Если технические специальности предсказать можно, то гуманитарные гораздо сложнее, так как уже сейчас технологии серьезно опережают гуманитарные практики развития.

Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», предложил и вовсе отказаться от наследия индустриальной школы – деления на технарей и гуманитариев.

«У детей в голове нет такого разделения, это искусственно насажденное суждение, которое больше неактуально. Чем больше мы собираем в себе разного, тем лучше мы приспособлены к будущему», – поделился Дмитрий Судаков.

То же самое происходит с термином «профориентация», который становится нелегитимным в условиях нового времени. Профориентация сегодня – процесс, длящийся всю жизнь, поэтому и детей, и взрослых надо все время сопровождать в нем.

Гуманитарные и технические компетенции начинают смешиваться: гуманитарии должны овладевать цифровой грамотностью, а технари – гуманитарными практиками (собирать команду, управлять ей, делать презентации и т.д). Именно поэтому жесткое деление утрачивает смысл. Сегодня также появились «гигиенические» требования для обоих направлений, например, та же цифровая грамотность.

От слова «профессия», по словам Дмитрия, тоже можно отказаться, потому что будущее непонятно, а профессия – некая закрепленная точка. Многие люди уже сейчас не знают, какая у них профессия, так как профессия сводится к набору самых разных компетенций, не всегда объединенных одним направлением.