Учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» был анонсирован в марте-апреле 2017 года в МГУ им. М.В. Ломоносова и на Московском международном салоне образования. Основная задача проекта — развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений в российских вузах.
Повышение квалификации проводят ведущие сотрудники АО «РВК», преподаватели Университета ИТМО и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также успешные технологические предприниматели. В течение пяти дней представителям столичных и региональных вузов предстоит не только освоить методики преподавания новой дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», поучиться лучшим практикам у ведущих вузов России и технологичных компаний, но и поработать с реальными бизнес-разработками и по итогам обучения подготовить собственный проект. В дальнейшем полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых студентам в каждом конкретном университете.
На открытии программы, прошедшем на базе факультета технологического менеджмента и инноваций во вторник, 13 июня, выступили директор департамента коммуникаций АО «РВК» Георгий Гоголев и руководитель направления развития инновационных сообществ АО «РВК» Денис Матвиенко. Об особенностях программы, ключевых задачах проекта и о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы выстроить эффективную систему предпринимательского образования в вузах, эксперты рассказали в интервью ITMO.NEWS.
В ходе своего выступления вы отметили, что работаете с вузами уже на протяжении четырех лет. Примерно в этот период в университетах России, главным образом, в столичных вузах, и начали появляться отдельные проекты по развитию предпринимательских компетенций, бизнес-инкубаторы. Что изменилось за четыре года? Как развивается эта работа сейчас?
Георгий Гоголев, директор департамента коммуникаций АО «РВК»: Четыре года назад, когда мы начали заниматься вузами, картина была достаточно грустная. Все университеты России, в которых реализовывались программы и учебные курсы, ориентированные на развитие предпринимательских компетенций (бизнес-инкубаторы, акселераторы, учебные курсы и образовательные программы), можно было пересчитать по пальцам. Четыре года назад практически не было университетов, где существовали эффективные программы по работе с промышленностью. А ведь это очень важно, чтобы университетские образовательные и исследовательские программы были привязаны к реальности, профессора и исследователи знали, что происходит в промышленности, у студентов формировались предпринимательские компетенции.
Сейчас картина поменялась: университеты начали системно привлекать индустриальные заказы, в некоторых вузах уже есть команды, которые способны доводить проекты до стадии коммерциализации, есть центры предпринимательства, где преподают соответствующие дисциплины, развивается коучинг, менторство. Однако есть и слабые места, к примеру, эффективность центров трансфера технологий все еще оставляет желать лучшего.
Ключевая преграда — отсутствие команд, которые могли бы это делать. А они, по опыту удачных западных центров трансфера технологий, должны состоять из людей, не один год проработавших в промышленных компаниях, людей, которые очень хорошо знают рынок, имеют связи. Для России проблема создания команд с серьезными компетенциями в области коммерциализации университетских разработок пока остается актуальной.
Кто сегодня преподает предпринимательство в вузах России? Достаточно ли компетенций у таких специалистов? Каким набором знаний и навыков они должны обладать?
Денис Матвиенко, руководитель направления развития инновационных сообществ АО «РВК»: В зарубежных университетах предпринимательство обычно выступает объектом специализации профессорско-преподавательских кадров. Это выражается в том, что в университетах введены должности профессор предпринимательства и предприниматель-резидент. У такого специалиста есть опыт в предпринимательстве — это раз, во-вторых, у него есть опыт методической работы, опыт преподавания. Это тоже важно, потому что далеко не любой предприниматель может быть хорошим преподавателем.
Воплощение этой концепции может быть разным. Чаще всего это предприниматель, который в определенный момент вышел из бизнеса или отошел от дел. Он приходит в университет, начинает преподавать предпринимательство, заниматься научной работой. Немало примеров, когда успешные предприниматели в зрелом или даже пожилом возрасте поступают в аспирантуру по предпринимательству (за рубежом это одно из популярных направлений научных исследований, сформированы научные школы по предпринимательству). Многие из них являются долларовыми миллионерами, увлекающимися преподавательской деятельностью, потому что хотят делиться своими знаниями.
Известны случаи, когда на каждый колледж/факультет университета назначается предприниматель-резидент соответствующего профиля. Для обучения студентов медицинских специальностей — предпринимателя в сфере медицины, для инженеров — технологический предприниматель. Его основная задача — сделать так, чтобы предпринимательская составляющая была включена в образовательный процесс в рамках факультета, во внеаудиторную работу, чтобы были выстроены связи с индустрией.
В России предпринимательству, как правило, обучают либо преподаватели менеджмента и экономики, либо бывшие выпускники, которые начинают строить академическую карьеру сразу после окончания вуза, соответственно не обладают в должной мере ни опытом работы в бизнесе, ни предпринимательским опытом.
Насколько такая практика, которая уже работает в зарубежных вузах, применима в России?
Георгий Гоголев: Как мне кажется, у нас она вполне возможна. В России есть предприниматели, которые пока что не готовы отходить от дел, но они вполне могут по совместительству работать в каком-нибудь университете, консультировать студентов и преподавательский состав.
Денис Матвиенко: В отличие от ситуации, которая наблюдалась несколько лет назад, сегодня многие предприниматели демонстрируют интерес к взаимодействию с университетами. Это выражается в открытии бызовых кафедр и заведовании ими, есть редкие пока случаи финансирования этих кафедр, предприниматели выступают с мастер-классами перед студентами, становятся приглашенными спикерами в рамках курсов по предпринимательству, выступают менторами в университетских бизнес-инкубаторах и акселераторах, инвестируют в студенческие стартапы в роли бизнес-ангелов.
Какие цели они преследуют?
Денис Матвиенко: Для кого-то это поиск и привлечение талантов в свой бизнес, для кого-то это желание делиться своим опытом. И такие случаи становятся все более распространенными. Уже сформировалась определенная масса предпринимателей, которые заработали достаточно денег, вырастили бизнес, реализовались в своей сфере и теперь хотят делиться опытом, заниматься благотворительностью. Хороший пример — Игорь Рыбаков и создание «Рыбаков фонда», но есть и другие. На мой взгляд, критическая масса предпринимателей — self-made, компетентных, квалифицированных — уже сформирована, и, думаю, этот процесс включения предпринимателей в образование, в поддержку студенческого предпринимательства будет набирать обороты.
Преподаватели, которые накануне начали осваивать образовательную программу «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», в большинстве своем предпринимателями не являются. Какие задачи в таком случае ставятся перед ними?
Георгий Гоголев: Их задача — обучить студентов основам процессов и базовым навыкам, которые студентам понадобятся в будущем, заинтересовать ребят, показать возможности, которые перед ними открываются. И главный навык — это брать на себя риск. Их задача — выйти к студентам и сказать: «Если вы хотите изменить мир, вы можете “сидеть” в конструкторском бюро или НИИ младшим инженером, и это плохой путь. Однако вы можете создать свою компанию, рискнуть, попытаться сделать великое дело, реализовать свою идею, вывести продукт на рынок». Все, необходимое для этого, в курсе как раз и дается.
Денис Матвиенко: Идеальный вариант, безусловно, когда преподаватель сам является предприимчивым, а еще лучше — предпринимателем. Но в курсе есть разные аспекты — это финансы, маркетинг, менеджмент, юридические моменты. Одному человеку, даже если он и является предпринимателем, очень сложно быть специалистом во всех этих областях. Чем крупнее предприниматель, тем меньше он разбирается в отдельных аспектах, для этого он нанимает специалистов.
Задача преподавателя, с одной стороны, разбираться во всех этих аспектах, которые есть в курсе, с другой — демонстрировать на своем примере предпринимательское поведение и предпринимательский образ мысли. К примеру, не «зарубать» инициативу студентов, не говорить, что все невозможно, а наоборот, помогать студентам осознанно брать риск, помогать находить возможности, оценивать их потенциал и воплощать в жизнь.
Кроме того, преподаватели должны быть хорошими методистами — уметь структурировать и передавать информацию. И наконец, они должны являться модераторами образовательного процесса — быть способными выстраивать работу по учебному курсу, формировать сбалансированные студенческие проектные команды, способствовать выстраиванию связей внутри команд и с держателями результатов НИОКР, приглашать «правильных» гостевых спикеров — предпринимателей и экспертов в соответствующих студенческим проектам областях. Данный учебный курс предполагает серьезную работу студентов над реальными проектами, которые будут базироваться на разных технологиях, на результатах исследований из разных областей знаний, команды могут быть сформированы из студентов различных направлений подготовки. Под каждый такой проект нужен свой ментор, отраслевой эксперт. Задача преподавателя — выстроить проектную работу, помочь студентам преодолеть путь от научного знания до коммерциализации.
По итогам опроса студентов и аспирантов российских вузов, проведенного РВК еще в 2012 году, удалось получить достаточно интересную статистику: если на первом курсе свое дело хотят создать практически две трети студентов, то в аспирантуре количество желающих уже ниже 5%. Мотивация снижается, и эту закономерность подтверждают и другие исследования и опросы. Этот курс, который будут читать преподаватели в своих вузах, тоже рассчитан на совсем молодых ребят?
Денис Матвиенко: Выходить с курсом можно к аудитории разного возраста. Мы рекомендуем, чтобы это были студенты с 1 по 3 курсы. Конкретное место курса зависит от направления подготовки, образовательной программы, в которую курс будет интегрироваться. Нужно, чтобы этот образовательный модуль был включен в программу на ранних курсах, но не раньше того, как у студентов уже будет какой-то базовый «профессиональный задел».
Хотелось бы отметить, что этот курс не только про создание стартапа, но и про другие возможности студентов и выпускников, которые лежат в плоскости предпринимательства — корпоративное и академическое предпринимательство. Да, они могут стать предпринимателями, если у них есть склонности, способности и мотивация — мотивацию можно усилить, склонности и способности развить, сформировать компетенции. Но даже если человек предпринимателем и не станет, в своей жизни он будет демонстрировать элементы предпринимательского поведения и мышления, которые сильно помогут и в работе по найму. Например, по результатам исследования эффективности предпринимательского образования, проведенного Европейской комиссией в 2012 году, те, кто изучал в университете курс по предпринимательству, на 19% успешнее устраиваются на работу, чем люди, которые такие курсы не проходили.
Буквально недавно на сайте правительства было опубликовано поручение, адресованное министерству образования и ряду ведомств, в котором говорится о необходимости разработать дорожную карту по развитию технологического предпринимательства в вузах. Такая дорожная карта, согласно указанным срокам, должна быть разработана уже к 1 сентября 2017 года. Что, на ваш взгляд, должен включать в себя этот комплекс мер, какие шаги необходимо предпринять, чтобы такая работа действительно начала системно выстраиваться в вузах страны?
Денис Матвиенко: Обучение предпринимательству окончательно должно перестать быть андеграундом образовательной деятельности, в вузах на всех уровнях управления должны появиться механизмы стимуляции и поддержки предпринимательской активности студентов, включая образовательную составляющую. Сейчас мотивация сформирована недостаточно. Те инфраструктурные подразделения, которые уже созданы в университетах, нередко существуют только на бумаге. Они должны начать работать.
Стоит отметить, что желание правительства не ново, были и раньше различные программы, посвященные развитию инноваций, предпринимательству, в том числе ориентированные на университеты. Все они носили достаточно фрагментарный характер — сегодня мы создаем бизнес-инкубаторы, завтра реализовываем курсы по финансовой грамотности, а потом срочно начинаем делать МИПы. Эти процессы были не связаны в должной мере. Но эта программа может стать первым системным подходом, позволяющим увязать те недостаточно эффективно работающие отдельные подразделения, те инициативы, которые уже созданы и реализуются в вузах, программы, образовательные курсы, инфраструктурные элементы в единую систему, которая начнет работать и приносить результаты. Это может стать комплексным подходом по развитию университетских экосистем.
Георгий Гоголев: Действительно наработок и у нас, и на рынке уже достаточно много. Есть преподаватели, работают инкубаторы и акселераторы, различные группы, центры, проводятся семинары — то есть фактически у нас уже накопилась минимально необходимая масса для создания такой экосистемы. Если министерству образования удастся реализовать инициативу, благодаря которой появится больше практики, будет дано больше свободы университетам, мы со своей стороны сможем им методически помочь. Например, в виде реализации таких курсов как «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», преподаванию которого мы сейчас совместно с Университетом ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова обучаем преподавателей в рамках программы повышения квалификации. Как мне кажется, в этом случае можно будет достаточно быстро поменять ситуацию в лучшую сторону.