Деньги, статус или развитие: как определиться с карьерной траекторией?

Уже третий год я работаю в «Газпром-медиа» — это самый крупный медиахолдинг в России и Восточной Европе. В компанию входит НТВ, ТНТ, Матч ТВ, Радио Energy и десятки других компаний. Здесь я отвечаю за цифровые активы и цифровую стратегию в целом. До этого пять лет я проработал в компании Groupon, где возглавлял российское и украинское направления. За последние семь лет я провел более тысячи собеседований с претендентами на должности, начиная со стажеров и заканчивая генеральными директорами. Надеюсь, мой опыт поможет вам открыть для себя новые стороны и возможности собственного развития, разобраться с текущими тенденциями на рынке труда, а также более эффективно подойти к реализации ваших целей и задач.

Рассуждая о карьере, можно представить себе треугольник, на вершинах которого находятся факторы, определяющие ваши потребности, — это деньги, статус и развитие. Очень малый процент людей выбирает для себя только один фактор, например, только деньги, и при этом совершенно не стремится к статусу и развитию. Большинство находится где-то посередине.

Безусловно, если у человека нет средств на удовлетворение базовых потребностей, вряд ли его будет беспокоить статус. И все же, что может влиять на человека, для которого деньги не так важны? Обеспеченная семья, грант, пассивный доход, предыдущая карьера. Потому не так уж и принципиально, будет он получать 50 или 60 тысяч в месяц.

Офис «Газпром-медиа». Источник: advanta-group.ru
Офис «Газпром-медиа». Источник: advanta-group.ru

Что определяет статус? Ваша должность и бренд работодателя. В начале карьеры вы встанете перед выбором: согласиться на стартовую позицию в статусной компании или сразу пойти на более значимую должность, но в небольшую компанию.

Что мы подразумеваем под «развитием»? Неслучайно сейчас многие крупные компании нанимают интернов и каждые шесть месяцев меняют круг их задач, а иногда даже дают шанс испытать себя в новой должности. Ведь, как правило, сразу после окончания университета мало кто понимает, кем хочет стать.

В 24 года, едва получив образование, я разослал резюме в компании из абсолютно разных сфер. Тогда я еще не определился, в какой именно области хочу развиваться. У меня была масса интересов, которые с течением времени постоянно менялись. В жизни каждого из нас постоянно происходят изменения, появляются новые интересы, определяющие нашу деятельность и выбор вектора развития. Именно поэтому компания должна предоставлять сотрудникам возможности для личностного развития не только в рамках должности, но и в других сферах.

Где сегодня больше всего возможностей для развития?

Если вы выбираете работу в большой компании типа Microsoft, вряд ли с первого дня вы будете переписывать код большого продукта. Безусловно, во многих стартапах во время роста расширяется спектр возможностей для развития. Ведь, как правило, «все горит» и все нуждаются в помощи. К счастью, большие компании тоже осознают ценность развития сотрудников и подходят к этому вопросу со всей серьезностью. Можно представить такой комикс: HR-директор приходит к гендиректору и просит бюджет на обучение сотрудников. Гендиректор его спрашивает: «Слушай, а что будет, если мы сейчас потратим все эти деньги на обучение сотрудников, а они потом уйдут из компании?» На что HR отвечает: «А что будет, если мы их не потратим, а они останутся?». И это достаточно реалистичная иллюстрация того, что большие компании осознают существенность своих потерь от неэффективности сотрудников в будущем.

Лекция Вадима Федотова
Лекция Вадима Федотова

Новое поколение все более бережно относится к своему времени и свободе. Безусловно, чем крупнее компания, тем сложнее ей учитывать эти тенденции. Если вы все же хотите развиваться в пределах большой корпорации, прежде всего необходимо обсудить с работодателем возможную программу развития и направления, в которых это развитие возможно. Не стоит забывать и про деньги: если это не двухнедельная стажировка, а нечто большее, с работодателем нужно заключить трудовой договор. Формальный договор переносит ваши отношения с компанией на совершенно иной уровень.

Никогда не говорите «У меня нет опыта»

Когда вы начинаете постепенно двигаться от развития в сторону больших финансовых ожиданий и статуса, вы, безусловно, уже должны что-то уметь. Но никогда не говорите, что у вас нет опыта. Это неправда. Если вы когда-либо что-либо для кого-то делали (это может быть организация мероприятия в университете или даже интернет-трансляции) — это уже ценный опыт.

Самое интересное, что зачастую опыт, ценность которого вы даже не осознаете, лежит как раз в области потребностей вашего работодателя. К примеру, если вы даже когда-либо делали публичную онлайн-трансляцию, вы уже знаете, как организовать канал, как привлечь туда больше, чем десять человек и продержать ее дольше, чем десять минут. С точки зрения маркетинга это очень неплохой кейс. Да, вы усмехнетесь, но в больших организациях то, что кажется вам очень простым, на самом деле очень в цене.

Почему традиционная модель резюме уже устарела?

Как вы представляете себе начало карьеры в классическом понимании? Безусловно, в первую очередь вам надо создать резюме, в котором будет написано, какой университет вы окончили, по какому направлению вы учились, есть ли у вас второе образование, какие стажировки или дополнительные курсы вы прошли, какие сертификаты или рекомендации получили, а также какими языками и навыками вы владеете. Зачастую в резюме включают и дополнительную информацию — например, участие в каком-либо клубе, волонтерскую деятельность, спорт. На Западе этот раздел резюме очень важен, тогда как в России, увы, такой опыт пока недооценен.

Такой формат резюме был актуален десять лет назад. Сегодня все изменилось, и изменило эту ситуацию именно ваше поколение. Как вы думаете, почему в России появилось столько людей, работающих на себя, например, стилистов в барбершопах? Человек, который занимается подобной деятельностью, может перепрыгнуть сразу несколько пунктов традиционного резюме и самостоятельно управлять своим временем и нагрузкой. К примеру, недавно я воспользовался Uber, за рулем был стильно одетый тридцатилетний мужчина. На вопрос, основная ли это его работа, он мне ответил, что до этого работал в «Альфа-банке», уволился, теперь работает на Uber, зарабатывает те же деньги, но сам является хозяином своего времени и для него это важнее, чем статус профессии или работодателя. Этот случай очень наглядно иллюстрирует восприятие работы как таковой.

Работодатели начинают смотреть не только на то, как вы сами себя позиционируете

Что нас ждет в будущем и что уже сейчас происходит, например, на HR-рынке в Америке? Уже не используют CV в традиционном понимании. Сбор информации происходит с помощью анализа больших данных: менеджеры смотрят, где находятся потенциальные работники, в какой области лежат их интересы, к каким социальным группам они относятся и так далее. Таким образом формируется профиль кандидата, а менеджеры сами определяют, что для них важно.

Я полагаю, что стандартная ситуация на собеседовании, когда HR-менеджер что-то помечает или вычеркивает в вашем CV, будет жить еще максимум лет пять-десять. Сейчас оценивают совсем другое: большинство компаний проверяют ваши профили в социальных сетях еще до того, как вы придете на собеседование. И зачастую ваш аккаунт характеризует вас куда красноречивее, чем CV. К примеру, вы поставили лайк на видео о митингах. Какое это отношение имеет к вам? Может быть и никакого, но вашему работодателю это говорит о некоторых чертах вашего характера. Эту информацию уже не удалить, стоит нажать — и все, эта информация с вами навсегда, кэш помнит все.

Анализ больших данных. Источник: datacenterjournal.com
Анализ больших данных. Источник: datacenterjournal.com

Я как продукт: как контролировать личное пространство?

Есть закрытое пространство — это ваш профиль в соцсетях, с помощью которого вы себя позиционируете для внешнего мира. Почему звезды инстаграма часто выглядят лучше, чем в реальной жизни? Потому что именно там каждый создает выгодный ему образ. И вряд ли кто-то захочет показывать свои недостатки. Грубо говоря, вы все — менеджеры по продаже самих себя и сами определяете, как в итоге будете выглядеть для других.

Потому вы должны понимать: ваш онлайн-слепок формирует мнение людей о вас и следить за его формированием стоит с особой тщательностью. Безусловно, есть очевидные советы: не лайкать посты, связанные с расизмом, насилием над людьми, животными и так далее, но есть и вещи гораздо более глубокие. Зачастую компании отслеживают вашу активность и на уровне комментариев: что и как вы пишете, допускаете ли грамматические ошибки и используете ли нецензурную брань. Как часто вы выкладываете фотографии и какие лайкаете? Если в 3:30 утра в будний день вы комментируете чей-то пост, это тоже характеризует вас определенным образом.

Как строить имидж в глобальном пространстве?

Контролировать глобальное пространство очень трудно, но все же возможно. Функция репутационного менеджмента лежит на плечах PR-подразделений компаний. Необходимо формировать позитивный образ в рамках этого пространства. А определяющим фактором в данном случае является реакция на то, что вы делаете. Важно помнить, что реакция никогда не будет только позитивной, желающие покритиковать всегда найдутся. И вовсе не обязательно, что человек правда чем-то недоволен, у него может быть просто плохое настроение, но он поставит вашему приложению только одну звездочку из пяти.

Создание бренда: какие задачи решает маркетинг?

Для начала определимся, что такое бренд. Тиньков — это бренд? Имя — это просто буквы, а бренд — все, что ассоциируется с ним. Когда мы занимаемся корпоративной или научной коммуникацией, маркетингом, PR, мы создаем эти ассоциации. Мы придаем значение буквам, а главный помощник в этом — маркетинг. Существует несколько вопросов, которые маркетологу всегда стоит держать в голове:

  1. Какова моя сегодняшняя целевая аудитория? Если вы считаете, что у вас их несколько, выбирайте самую многочисленную и делайте ее приоритетной.      
  2. Какими  инструментами продвижения мы обладаем?                       
  3. Куда движется наш потребитель и где его можно найти? Если десять лет назад я искал потребителей в журналах, газетах и радио, то сегодня я буду искать их в соцсетях и Telegram-каналах. И если раньше, все начиналось с рекламы, то сегодня главное — выстроить отношения, увеличить доверие, и только потом конвертировать доверие в продажу.

Что стоит учитывать, когда вы нашли аудиторию и формируете свой посыл? Выстраивая коммуникацию, стоит понять: решаете вы проблемы человека, улучшаете его возможности или рассказываете про новые возможности.

Какие проблемы решает PR?

Те же вопросы стоит держать в голове и при выстраивании PR-стратегии. Но для начала давайте разберемся, в чем отличие маркетинга от PR.

Генеральный директор «Газпром-медиа Технологии» Вадим Федотов
Генеральный директор «Газпром-медиа Технологии» Вадим Федотов

Маркетинг влияет на бизнес с точки зрения продаж и его стоимости. Результаты в данном случае всегда конвертируются в финансовые показатели. PR, в свою очередь, невозможно привести к количественными показателям и определить, как он повлиял на прибыль компании. Его задачи состоят в другом. К примеру, когда у BP в Мексиканском заливе произошел взрыв нефтяной платформы и залило всю южную часть Северной Америки, компании нужно было моментально решить, какой должна быть реакция компании на гибель миллионов животных и фактически экологическую катастрофу. Это тактический PR, при котором по-новому выстраиваются отношения с общественностью. Например, я должен объявить, что меняю всю систему безопасности, начинаю создавать инфраструктуру, строить дома, фабрики, создаю рабочие места и начинаю делать это прямо сейчас. Этот вопрос является очень затратным и решать его нужно быстро.

Схожие функции в рамках самой компании выполняет внутренний PR, который решает сразу несколько задач. Во-первых, вы даете каждому сотруднику возможность понимать ценности компании, гордиться работой в ней, а также знать, куда она стремится.

Неслучайно каждую неделю основатели Google проводят общие собрания, доступные для всех, где обсуждают новые проекты, текущее задачи и общую стратегию развития и отвечают на вопросы сотрудников. Увы, так поступают далеко не все большие корпорации. Внутренний PR должен мотивировать людей, помогать и объяснять, как можно самореализоваться в компании.

Чего же хотят от компании сами сотрудники? В первую очередь, всеми движет определенная цель и каждый хочет ее достичь во вполне определенные сроки и знать, какие именно шаги для этого надо предпринять и как это поможет в реализации общей стратегии. Для того, чтобы донести необходимость совместного роста и развития компании как до руководства, так и до самих сотрудников, и существует внутренний PR.