Кому нужны онлайн-курсы: вузам или студентам?

Активно развиваться МООК начали с 2012 года, и с тех пор более 800 университетов по всему миру выложили на различных образовательных платформах почти 9,5 тысяч курсов. По этим программам уже обучились примерно 81 миллион человек. При этом все университеты, которые имеют хотя бы один МООК, входят в топы международных рейтингов, подчеркнул Андрей Лямин.

Какие выгоды от онлайн-обучения есть для студентов и университетов? Самая главная – это создание более персонифицированного обучения. Как происходит процесс? Сначала студент может строить свою траекторию через некоторые онлайн-курсы в зависимости от того, компетенции какого специалиста он хочет развивать: менеджера, ученого, инженера или программиста, например. Вузы анализируют, какие курсы выбирают студенты разных профилей и концентрируются на том, чтобы развивать именно актуальные МООК, которые студенты выберут с наибольшей вероятностью. Таким образом, цепочка замыкается сама в себе.

Какие еще бонусы получает вуз от того, что разрабатывает онлайн-курсы, кроме персонифицированного образования? Так университет повышает свои международные рейтинги, создает себе рекламу. Например, с 2015 года Университет ИТМО запустил 35 МООК, которые прошли 250 тысяч человек, при этом половина из них ранее ничего не знала о вузе.

Фото: ИТМО

Фото: ИТМО

А нужно ли персонифицированное образование вузам? Ответ – однозначно. Ведь это повышает качество образования студентов и, следовательно, позиции в тех же рейтингах вузов. Например, сейчас нередкой является ситуация, когда один профессор читает лекцию для, скажем, ста студентов. Но эффективней в этом случае будет построить образовательный процесс иначе: студенты будут изучать курс самостоятельно в формате онлайн и раз в неделю встречаться с профессором для обсуждения появившихся вопросов. При этом на таких встречах профессору будут помогать ассистенты, благодаря чему удастся организовать работу над проблемами в группах. Это уже гораздо более эффективная система.

«Было много исследований по поводу того, насколько эффективны онлайн-курсы и какие форматы обучения предпочитают студентам. Наиболее эффективно использовать смешанное обучение, то есть когда у нас остаются аудиторные занятия, но студенты также изучают материал онлайн. Так, в следующем учебном году мы хотим, чтобы в вузе минимум три образовательные зачетные единицы студенты получали бы с использованием МООК. В будущем мы планируем, чтобы 25 % образовательных программ изучались с использованием МООК», – прокомментировал Андрей Лямин.

Также необходимо разрабатывать механизмы признания результатов электронного обучения в образовательной программе, если студент по собственной инициативе прошел тот или иной курс онлайн, чтобы он мог показать преподавателю сертификат о прохождении онлайн-курса и получить зачет по предмету. Сейчас в Университете ИТМО установлен такой план: возможность получения 18 зачетных единиц после прохождения МООК в бакалавриате, 12 – в магистратуре, 6 – в аспирантуре.

Фото: ИТМО

Фото: ИТМО

И наконец, для студентов онлайн-курсы предоставляют возможность развивать в себе гибкие навыки, те самые soft skills, в числе которых навыки управления временем, самодисциплины. В некоторых курсах подразумевается и работа над проектом в команде, то есть появляются навыки совместной виртуальной деятельности с людьми, которых ты никогда не видел, у которых разный образовательный и культурный фидбэк и которые могут находиться на другом конце света. Таким образом, студенты со всего мира могут совершать академическую мобильность, не выходя из дома и не оплачивая перелеты в другую страну.

Как сделать МООК: опыт Университета ИТМО

В Университете ИТМО создаются МООК на трех уровнях: внутреннем, национальном и международном. Курсы первой группы делаются для использования только студентами самого вуза. Курсы второй группы выкладываются на платформе «Открытое образование» и предназначены для студентов других отечественных вузов. Поэтому перед тем, как создавать такие курсы, проводится анализ их актуальности: смогут ли они использоваться студентами других вузов для углубления знаний или же их преподавателями в качестве дополнительных материалов для обучающихся?

Третий уровень, международный. Здесь речь идет о курсах, которые являются «визитной карточкой» вуза, то есть те, через которые об Университете ИТМО могут узнать иностранные студенты. Эти курсы делаются в областях, в которых вуз является международным экспертом, например, в области IT, фотоники. Так, онлайн-курс How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions на портале edX был признан одним из самых успешных за последний год, так как на него сразу записалось более 50 тысяч человек, отметил Андрей Лямин. Этот курс был разработан преподавателями Университета ИТМО, которые готовят чемпионов мира по программированию, ведь вуз – единственный в мире семикратный чемпион ACM ICPC.

Фото: ИТМО

Фото: ИТМО

Каков должен быть удачный формат курсов?

  1. Это совокупность нескольких лекций примерно по 50 минут, разделенных на фрагменты продолжительностью не более пяти минут. Именно такое время человек не устает и может воспринимать информацию с максимальной концентрацией.
  2. Продолжительность курса (это относится к международным курсам) – четыре недели по 4-5 академических часов каждую неделю. Дело в том, что человек может распланировать свое время на месяц, а вот с большим периодом времени могут возникнуть проблемы, поэтому повышается вероятность, что слушатель не окончит курс.
  3. Необходимы системы проверки внимательности студентов после каждого короткого блока (например, в какую рубашку был одет лектор, какие книги стояли за его спиной), также задания после каждой лекции в целом, одна-две лабораторные работы по завершении курса, которые могут требовать от студента проявить креативность, техническое мышление в зависимости от профиля обучения – например, сделать чертеж, выполнить дизайн объекта.
  4. Автор курса сам указывает необходимый объем выполненных заданий, по результатам которых курс считается пройденным.
  5. Чтобы преподаватель вуза мог удостовериться, что курс прошел именно тот человек, который на него записался, можно воспользоваться двумя вариантами. Первый – это запросить у платформы, на которой размещен курс, доступ к электронному онлайн-журналу и попросить студента выполнить итоговые задания МООК прямо в вузовской аудитории. Второй – это воспользоваться сервисом так называемых прокторов – специальных сотрудников образовательных онлайн-платформ, которые онлайн следят за студентом, когда тот выполняет аттестационные задания.
  6. По возможности следует привлекать к созданию онлайн-курсов работодателей. Так студенты смогут получать еще более актуальные знания, а работодатели получат доступ к перспективным сотрудникам.

В целом же создание МООК делится на семь основных шагов: разработка концепции, подготовка автором базовых материалов, подготовка графического дизайна изображений и стилистики для курса, запись промо-ролика, запись лекций, загрузка курса на образовательную платформу и тестирование курса на платформе.

Очень важно сначала продумать концепцию, подчеркнул Андрей Лямин. Промо-ролик не менее важен, и, по опыту Университета ИТМО, лучше всего, когда ролик длится не более одной минуты и в нем сменяются максимум 20 сцен. Также не обязательно, чтобы лекции записывались в формате «говорящей головы». Так, в марте в Университете ИТМО проводился опрос среди студентов, какой формат обучающих роликов им больше всего по вкусу, и 60% проголосовали за обучающее видео в мультипликационной форме.

В 2018 году Университет ИТМО планирует добраться до отметки в 50 массовых онлайн-курсов и постепенно увеличивать использование МООК в обучении студентов.