Блоги в 2019 году: форматы

Если говорить о том, что представляют собой блоги в 2019 году, прежде всего необходимо упомянуть четыре формата:

  • Стрим;
  • Видео;                    
  • Фото;
  • Текст.

В своей личной хронологии я размещаю их именно в таком порядке по степени интереса аудитории.

Почему стрим важнее, чем видео? Если вы посмотрите, что с технологической точки зрения происходит на всех площадках, вы увидите, что инструменты для онлайн-трансляции появились абсолютно на всех из них. Каждая площадка отдает этому приоритет и готовит на этом спецпроекты. Вспомните Facebook, они заключили огромное количество партнерств, связанных именно со стримингом.

Другие примеры — Яндекс, который, как мне кажется, в этом году постарался создать прототипы всех известных социальных сетей. Есть собственная стриминговая площадка у «ВКонтакте». Таким образом, мы видим, что у всех крупных игроков есть инструменты для онлайн-трансляций.

С другой стороны, почему я не считаю, что текстовый формат себя изживает? Как бы ни хоронили LiveJournal последние восемь лет, тем не менее, площадка пытается хорошо себя чувствовать. Да, у нее огромный отток аудитории, но команда платформы пытается догнать очень быстро уезжающий от них поезд. Я полагаю, что их может ждать такое же перерождение, как и Twitter, в этом году.

Площадки

Какие важные новости произошли на блог-платформах за последние 48 часов? Одна из них: Instagram тестирует формат TikTok в Бразилии.

О чем это говорит? Где-то два года назад в Instagram пришла очень взрослая аудитория и произошел отток молодых – они ушли в TikTok. И компании потребовалось определенное количество времени, чтобы понять, что те инструменты, которые они дают молодой аудитории, ей не очень интересны.

«Одноклассники». Главная особенность маркетолога в том, что у него не должно быть предубеждений. И хочу отметить, что к этой социальной сети необходимо относиться с интересом. Я советую регулярно читать блог «Одноклассников». Как ни парадоксально, это очень технологичная платформа: оплата внутри платформы, которая либо не работает, либо работает очень плохо на других площадках, здесь работает прекрасно. Кроме того, стриминговый формат «Одноклассники» запустили гораздо раньше, чем ВК.

Яндекс.Дзен. Буквально месяца полтора назад команда этой платформы рассказала о новых функциях видео. Мы знаем, что уже сегодня они заключают контракты с блогерами на приоритет контента. То есть если раньше вы, условно, смотрели Макса +100500 на YouTube, то сейчас, чтобы посмотреть его ролик быстрее, чем остальные, вам нужно зарегистрироваться на Яндекс.Дзен и смотреть его там. Таких историй будет очень много. Мы видим четкое намерение Яндекса отобрать несколько процентов российской аудитории у YouTube.

Портрет российского блогера

Мы провели собственное исследование, в течение которого задавали несколько вопросов блогерам. В нем основными для нас площадками стал Instagram и YouTube. Кроме того, надо особо отметить, что мы сознательно не рассматривали топ-блогеров, которые получают за рекламные интеграции по несколько миллионов в месяц — разница между топ-блогерами и основной массой очень велика, и в ином случае мы рисковали не получить релевантную картину.

Итак, мы составили средний портрет российского блогера. Это девушка в возрасте от 25 до 34 лет, живет в Москве или Петербурге. Средний заработок — 95 рублей в месяц. Большинство в браке и не имеют детей.

Также, по данным нашего исследования, годом бума российской блогосферы стал 2014 год: тогда все заводили блоги где только можно, а после курсировали по площадкам, и в итоге большинство блогеров остановилось на Instagram, потому что как минимум в тот момент там было меньше конкуренции.

Тренды

Увеличилось количество блог-платформ. Сегодня для каждой целевой аудитории появились свои площадки.

Активно тестируются новые площадки. Пропала платформенная элитарность. Если для молодой аудитории (школьников и студентов) TikTok или Twich — чуть ли не вчерашний день, то для большинства брендов, с которыми работают рекламные агентства, это еще что-то новенькое.

Площадки, которые не отвечают потребностям аудитории, теряют все — и аудиторию, и популярность. Один из примеров — Twitter. Говорят, что последний в этом году переживает свое второе рождение. Посмотрим, насколько у площадки получится быть такой же востребованной, как три-четыре года назад.

Вырос «средний возраст аудитории». Выросла аудитория — выросла ее потребность в контенте. А это, в свою очередь, повлекло за собой появление большого количества продюсируемых контентных проектов вроде Big Russian Boss, Чикен Карри и других. Если мы сейчас зайдем в «Тренды» и начнем внимательно отслеживать историю каждого канала, то увидим, что едва ли не каждый третий канал спродюсирован тем или иным ТВ-продакшеном. Таким образом, если пять-шесть лет назад у нас был действительно ламповый видеоблогинг, то сейчас YouTube фактически стал аналогом ТВ. Парфенов и многие другие примеры — это типичная контентная история, которая в дальнейшем будет только развиваться.

«Эфирная» концепция потребления контента. Сколько раз в год вы печатаете свои фотографии? На самом деле на этот вопрос нет правильных или неправильных ответов. Если после этой лекции каждый проанализирует свое поведение, то увидит, насколько сильно сегодня поменялся паттерн отношения к контенту. Для нас уже не так ценно сохранение момента, сколько его скорость: мы сфотографировали, выложили и забыли. И если вы посмотрите на то, что происходит на всех блог-площадках, заметите, что эти площадки поощряют такое эфирное потребление контента.

В этом смысле неудивительна недавняя новость о том, что YouTube будет удалять аккаунты, которые не представляют для него интереса с точки зрения монетизации. Это еще одно доказательство этой «эфирной теории». Мы предполагаем, что такая же история может произойти и с Instagram — буквально в течение года-двух соцсеть заставит нас платить за архивы фотографий. Готова поспорить с кем-нибудь, что это произойдет очень скоро, ведь платформа не заинтересована в том, чтобы за нас хранить огромные массивы наших воспоминаний.

Стать блогером теперь проще. Сегодня кто только ни воспитывает блогеров. У моей дочери в школе есть Школа блогеров, это один из обязательных факультативов, на котором учат общаться с камерой, говорить связно. Этакий аналог школы телерадиоведущих.

Блогеры получили многочисленные специализации и тематики. «Сложные» сферы (вроде космонавтики и других тематик, связанных с наукой и технологиями) стали сами выращивать блогеров. Один из моих любимых примеров — это инстаграм «Роскосмоса». Показательно, как они из специалистов, в целом далеких от digital, выращивают людей, которые регулярно делятся контентом.

Селебрити стали блогерами. Если мы возьмем любого известного человека, то заметим, что практически у каждого есть блог — звезды зарабатывают деньги на своих аккаунтах, используя их как рекламные площадки.

Блогеры стали селебрити. Многих блогеров давно стали приглашать на телевизионные шоу, хотя еще лет пять назад нам было сложно убедить руководства каналов, почему их вообще стоит рассматривать.

Появились наноблогеры и микроблогеры. Аудитория стала приходить к нишевым блогерам за экспертизой и личным мнением. Если говорить о цифрах, то наноблогеры — это блогеры, аудитория которых меньше 10 тыс. человек, аудитория микроблогеров — от 10 до примерно 100 тыс.

Почему вообще появился этот тренд? Стоимость рекламной интеграции у селебрити вроде Насти Ивлеевой идет от миллиона рублей. Во-первых, не каждый бренд может себе это позволить, и далеко не у каждой компании есть возможность стоять в очереди шесть-семь месяцев, пока у Юрия Дудя освободится место. Во-вторых, сами звезды, которые рекламируют все подряд, породили тренд на микроблогеров. Буквально недавно издание The New York Times выпустило большое исследование о том, что аудитория абсолютно не доверяет знаменитостям и бренды отказываются от работы с ними.

Хотя мне кажется, что в действительности последнее все же не так: крупные бренды по-прежнему не хотят работать с «маленькими» блогерами. Не думаю, что история с наноблогерами получит масштабное развитие, но сотрудничество с микроблогерами по-прежнему остается реальной историей для среднего бизнеса.

Лекция Татьяны Ивановой прошла в рамках Marketorium Forum. Мероприятие проводится командой международного проекта для маркетологов Marketorium, который базируется в Университете ИТМО на факультете технологического менеджмента и инноваций. Marketorium Forum — это дискуссионная площадка для маркетологов, которые хотят быть в тренде, обмениваться опытом и знаниями, делиться идеями и вдохновением. Осенний сезон Marketorium Forum 2019 объединила тема «Трендвотчинг: все об анализе трендов и их использовании в маркетинге». Спикерами форума выступили представители маркетинговых агентств и компаний из разных сфер бизнеса, в том числе Yota, Valio, МЕГА Парнас, Сбербанк, Aviasales и других.