Неожиданное решение

Аня, что ты изучала до научной коммуникации?

В 2013 году я окончила специалитет Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по направлению «Издательское дело и редактирование».

Кем хотела работать, когда поступала на специалитет?

Редактором в книжном издательстве, заниматься чем-то близким к научным текстам. К слову, параллельно с учебой я подрабатывала, редактируя научные сборники в Музее истории Санкт-Петербурга.

С чего началось твое увлечение наукой?

С энциклопедий «Я познаю мир» — это была моя любимая серия книг в детстве.

Защиты ВКР магистров по научной коммуникации
Защиты ВКР магистров по научной коммуникации

Расскажи, как ты решила поступить в магистратуру по научной коммуникации?

На самом деле я не планировала идти в магистратуру. После окончания специалитета прошло уже 3 года, я работала в проекте, связанном с подготовкой текстов для Википедии, в том числе сотрудничала с Университетом ИТМО. В какой-то момент мне рассказали, что в ИТМО открывается новое направление — «научная коммуникация». Я посмотрела программу и поняла, что она укладывается в сферу моих интересов: научный PR, в принципе PR, коммуникация. Так что я решила поступать, но это всё-таки была спонтанная идея: взвешенная, но неожиданная для меня самой.

В магистратуре ты продолжила изучать Википедию?

Не совсем изучать. Я работала с ней и делала исследования. В первую очередь мне было интересно понять мотивацию пользователей: почему они заходят туда. Есть очевидные хайп-темы, инфоповоды — то, что сейчас модно, о чем говорят все. Есть темы, к которым обращаются регулярно, например, это связано с учебой или работой человека. Для других тем присущи перепады интереса и график просмотров вики-статей коррелирует с упоминаем темы в медиа, яркий пример — блокчейн. Есть темы, связанные с безопасностью жизни и здоровья, которые всегда хорошо читают — медицина, секс. Но для меня важно было понять не просто, что популярно, а почему это так. Это же я рассказывала на Вики-конференциях, пыталась обратить внимание википедистов на то, почему пользователи смотрят именно эти статьи, и какая ответственность лежит на людях, которые эти материалы редактируют.

Интерес к Википедии пришел вместе с работой?

Да. До этого я внутренней кухней Википедии не интересовалась, как и большинство пользователей интернета. Но когда познакомилась с людьми, которые создают и редактируют материалы, работают с энциклопедией, то вошла во вкус. Структура Википедии не очевидна снаружи. Человек примерно понимает то, как это устроено, но не знает тонкостей работы и свои возможности взаимодействия с сервисом. Сейчас это выглядит как та самая башня из слоновой кости, в которой сидят википедисты и творят магию. Но естественно, все гораздо прозаичнее. Хотя я и не могу сказать, что правила, по которым существует Википедия, простые, но их можно освоить.

Эти правила нужны только компаниям, которые хотят создать о себе страницу?

Нет, открытость — это доверие, то есть чем лучше ты понимаешь, как это устроено, тем больше ты доверяешь. И если говорить про читателя, то ему, наверное, будет приятно узнать, что в Википедии есть механизм отслеживания вандальных правок и проверки источников, а также, что у статей есть статусы надежности — хорошая, добротная и избранная статья. Они отмечены звездочками, которые показывают, что материал прошел полноценную проверку группой опытных википедистов и соответствует всем требованиям, предъявляемым к качеству информации.

Коворкинг для ученых и подкасты про Википедию

Что дала тебе магистратура?

Контакты и понимание того, как устроена наука в России. Я осознала, что могу быть причастной к тому, чтобы остальные люди поняли: с наукой в стране всё круто.

А в плане работы с Википедией? У тебя ведь уже был опыт, смогла узнать что-то новое?

Конечно, я повысила свою экспертизу. Я считаю, что магистратура была моим максимально правильным решением последних пяти лет. Благодаря ей сейчас я работаю в Политехническом музее. Вообще, я очень люблю научные музеи, всегда посещаю их в том числе за рубежом. В ИТМО у нас была соответствующая дисциплина, в качестве спикеров приезжали и специалисты из Политеха. А еще отдельно с лекцией выступала Анна Козыревская, которая помогала в свое время запускать «Пост.Науку» Ивару Максутову. Когда я узнала, что Анна начала заниматься в Политехе образовательными проектами, то я решила, что я хочу работать с ней и хочу работать в этом музее. Это была супервозможность, которую нельзя упускать — и всё сложилось.

Защиты ВКР магистров по научной коммуникации
Защиты ВКР магистров по научной коммуникации

Не пугало то, что работать с научным сообществом может быть непросто?

Я не думала, что с этим возникнут трудности, скорее, смотрела со стороны аудитории, не связанной с наукой, представители которой говорят: «Зачем мне это знать?». Вопрос не в том, насколько сложно или просто объяснить людям какую-то научную тему, а в том, насколько сложно заинтересовать их, доказать, что с этим знанием их жизнь станет лучше. Я для себя поняла, что в научной коммуникации ни в коем случае не нужно стремиться к обучению людей. Люди не хотят учиться, это не их основная потребность. Нужно работать с теми, у кого есть мотивация что-то узнать, потому что они сами приходят, и тогда главная задача коммуникатора — не потерять эту аудиторию, найти с ней общий язык и говорить на нем.

Как ты относишься к мнению школьных учителей, что брать информацию из Википедии нельзя?

Двояко. Нельзя отрицать, что ребенок может наткнуться на неточный материал и запомнить неправильную информацию. Но с другой стороны, всё очень сильно зависит от его умения оценивать вики-статью. Если человек может критически относиться к информации, то он легко отличит хороший материал от плохого. И в таком случае нет большой беды взять данные из Википедии, потому что автор статьи уже переработал источники и хорошо изложил. Какой смысл делать эту работу заново? У меня тут больше вопрос к преподавателям, которые не могут научить детей определять качество материалов. Меня приглашали в Казань на летнюю школу как раз, чтобы провести такое занятие. Есть прекрасный пример обучения учителей работе с Википедией у Викимедиа Армения. Они дают учителям во время каникул навыки по взаимодействию с Википедией, а потом эти преподаватели в своих школах создают Вики-клубы для детей. Успешных школьников приглашают в Вики-кэмпы, которые организует диаспора в основном за рубежом. Ребята из Казани как раз равняются на Армению и тоже организуют просвещение в этой сфере.

Анна Бирюкова
Анна Бирюкова

Какие проекты у тебя сейчас есть?

Я занимаюсь популяризацией Википедии, у меня есть лекции, вебинары, выпускник scicomm-магистратуры Саша Головин приглашал записать интервью для подкаста «КритМышь». Сейчас мы с коллегой по проекту «слово.медиа» выбрали курс на консультации, раньше мы больше писали и редактировали, но несмотря на то, что писать в Википедию здорово, это очень утомительно. По сути, ты каждый раз вынужден составлять научную работу: разбираться в источниках, анализировать их и делать резюме. Другое дело — учить людей работать с Википедией. Эта задача намного интереснее. Помимо этого, в Политехе я веду проект, связанный с организацией пространства для ученых. После реставрации и открытия главного здания на Новой площади старое помещение библиотеки получит статус пространства, где ученые будут общаться и обмениваться опытом и идеями, где они просто смогут работать в тихом и уютном месте.

Насколько популярны у бизнеса консультации по работе с Википедией?

Не секрет, что для компании важно то, как она представлена в интернете. PR-специалисты бесконечно пытаются создавать вики-тексты, но они обычно не учитывают правила публикаций, поэтому википедисты могут их статьи сильно править или даже удалять. И люди, столкнувшиеся с такой проблемой, начинают искать специалистов, которые могут по всем законам Википедии сделать для них материал. Так что на это довольно большой спрос. Когда в 2015 году запускалось наше агентство, это не было так очевидно, но когда заказы стали поступать от Mail.Ru Group, Tinkoff, Иннополиса и других, то стало ясно, что бизнес уделяет этому большое внимание.

Тимофей и Анна, основатели «слово.медиа». Источник: slovo.media
Тимофей и Анна, основатели «слово.медиа». Источник: slovo.media

Какие твои дальнейшие планы?

Мы с партнером по проекту «слово.медиа» Тимофеем хотим перейти в публичную сферу и заниматься консультациями, популяризацией Википедии в более широком формате. В декабре 2020 года будет открыт после ремонта Политех вместе с пространством для ученых, я очень жду этого события, весь музей бурлит. Уверена, что получится замечательно. Еще есть одно направление, которое мне интересно развивать — это работа с фондами, благотворительными организациями и социальным предпринимательством. У меня уже есть проект в сфере НКО: вместе с фондом «Нужна помощь» мы с авторами сделали цикл статей про такие социальные темы, сиротство, сопровождаемое проживание, телефон доверия, Всемирный индекс благотворительности и другие. Но я уверена, что впереди еще больше интересных и полезных проектов — я ищу тех партнеров, которые захотят их со мной сделать.