Семестр в Таллине 

Расскажи, пожалуйста, почему ты выбрала Таллинский Университет для семестрового обмена?

В прошлом году я участвовала в зимней школе Tallinn Winter School при Таллинском Университете. Обучение длилось две недели, оно было связано с Experimental Interaction Design: темой курса было проектирование носимых девайсов для здоровья и хорошего самочувствия. В моей команде мы рассмотрели проблему неправильной чистки зубов. А затем продумывали для ее решения черновой прототип, который в итоге защищали перед жюри. Так что я была знакома с университетом и городом, и мне было комфортно приехать сюда снова. 

Кроме того, ИТМО сотрудничает с Таллинским Университетом в проведении ежегодной международной конференции WUD@ITMO (World Usability Day). Я понимала, что в этом вузе есть хорошие специалисты, у которых мне есть чему поучиться.

Какое направление ты изучала?

HCI Human-Computer Interaction — человеко-машинное взаимодействие. У меня было пять предметов: Accessible Computing, то есть проектирование доступной веб-среды, Prototyping (прототипирование), Foundation of HCI (основы человеко-машинного взаимодействия), Principles of Behavioural (Принципы поведения) и Design Theory and Methodology (дизайн: теория и методология). По этому предмету у нас была интересная практическая работа, посвященная проблеме загрязнения окружающей среды. В силу того, что я жила в общежитии, то видела, что там нет программы раздельного сбора мусора. 

В кампусе живут студенты со всего мира, но отсутствуют условия и нормы для разделения мусора. Поэтому мы в группе с ребятами продумывали то, как можно организовать сортировку мусора и наладить его раздельный сбор. Провели опросы, использовали дневники, чтобы создать инструкции по раздельному сбору мусора, организовать студенческие сообщества и дать студентам мотивацию выполнять эти правила.

Зарина Габдуллазянова. Фото: ITMO.NEWS

Зарина Габдуллазянова. Фото: ITMO.NEWS

А были какие-то особенности в процессе обучения, которых нет в России, в ИТМО?

Меня удивило то, что средний возраст магистрантов в университете — это 30 лет. Для некоторых это не первая магистратура, кто-то успел поработать по специальности и пошел продолжать обучение, кто-то изменил его направление. Но в целом это повлияло на опытность нашей группы, у меня была возможность учиться не только у профессоров, но и у людей, у которых за плечами годы работы в различных сферах и свой особый взгляд на предмет.

Что тебе дал этот семестр?

Он был для меня полезным не только в учебном плане, но также в плане личностного развития. Опыт проживания в другой стране делает тебя более гибким и устойчивым к любым жизненным трудностям. За этот семестр я познакомилась с огромным количеством разных и интересных людей, некоторые из которых стали мне по-настоящему близки. В Таллине проводится довольно много IT мероприятий, что тоже помогло расширить мой кругозор и завести новые знакомства. Например, я в первый раз приняла участие в хакатоне, присоединившись к одной из команд, и мы вошли в число победителей, также я посетила воркшоп от Google, посетила митапы от стартап-инкубаторов.

После этого курса я осознала, что хороший продукт определяется его доступностью, а не только наличием привлекательного внешнего вида и огромного количества функций. К тому же, теория курса, общение с преподавателями, обсуждение с ними моей темы легли в основу магистерской диссертации: сейчас я работаю над созданием фреймворка проектирования интерфейса для дислексиков. Еще одним интересным открытием для меня стало использование concept map, чтобы это было по-настоящему удобно и практично в учебе и работе. 

Фреймворк для людей с дислексией

Фото: Sergi Kabrera / Unsplash

Фото: Sergi Kabrera / Unsplash

Расскажи подробнее про твой проект. Как появилась идея?

Тему «проектирование интерфейсов для людей с дислексией» я выбрала еще в прошлом году в ИТМО в качестве предмета исследования магистерской работы. Именно поэтому в Таллине продолжила изучать этот вопрос, там я много читала материалов, общалась с преподавателем. Стало ясно, что про проектирование интерфейсов для дислексиков ничего нет. Существует много исследований с разными рекомендациями для дислексиков при чтении, поиска информации в интернете, письму. Поэтому вместе с зарубежным преподавателем мы сформулировали вопрос исследования для моего будущего исследования: «Как унифицировать разные знания о дислексиках по разным источникам в один». Ответом на этот вопрос и стало создание фреймворка. 

А почему до тебя никто этого не сделал?

В России этим в принципе не так давно стали заниматся. Второе препятствие — это то, что у каждого дислексика индивидуальный набор особенностей, то есть сложно создать унифицированный продукт. Это требует креативных подходов и разных метрик: вшитых в интерфейс и наоборот тех, которые можно настраивать под каждого пользователя персонально. 

Как сейчас развивается твой проект?

Я продолжаю исследования, в итоге именно на этой разработке будет построена магистерская работа. Но есть и более далеко идущие планы. Я бы хотела поделиться своим проектом с существующими сообществами по дислексии, чтобы они взяли мои идеи в работу и начали применять на практике.