Как обойти проблемы дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это, безусловно, быстро и удобно, но переход на него связан не только с некоторыми техническими сложностями, но и с проблемами в коммуникации между студентами и преподавателем. Онлайн-формат занятий минимизирует роль социальных связей, он может украсть ценность преподавателя как руководителя и наставника. Удержать внимание студентов гораздо сложнее: не получается зацепить их своей энергетикой, харизмой, жестами, мимикой. К тому же, практически невозможно контролировать студентов, следить, чем они занимаются во время занятия, достаточно ли сконцентрированы — обратная связь минимизирована или вообще отсутствует.

Но, как правило, при создании учебной или рабочей группы — виртуальной или реальной — проблемы с обратной связью возникают только в самом начале. То есть самое сложное — просто начать: решить все организационные, дисциплинарные, коммуникативные моменты, наладить контакт со студентами, разобраться с техникой — этому нужно уделить особое внимание. В дальнейшем уже из практики придет и понимание, как общаться со студентами, подавать материал ярко и интересно.

Вот несколько советов, как организовать занятие в онлайн-режиме:

  • не затягивать введение;
  • использовать переходы между темами, резюмировать все сказанное;
  • использовать больше примеров и кейсов;
  • добавить больше упражнений и интерактивов;
  • избегать вопросов и разговоров не по теме;
  • не игнорировать вопросы студентов, но и не прерываться постоянно, реагируя на все комментарии;
  • отвечать на вопросы порциями после очередного блока информации или в конце занятия;
  • проверять понимание студентов в конце или по ходу трансляции опросами или тестами;
  • не перебарщивать с количеством информации и тестов.

Источник: shutterstock.com

Источник: shutterstock.com

Как вести себя при конфликтах

К сожалению, в последнее время участились случаи, когда онлайн-занятия срывают пранкеры. Единственно верное решение этой проблемы — завершить вебинар и начать новую конференцию, разослав всем студентам ссылки-приглашения.

Чтобы минимизировать риск пранкерской атаки, нужно соблюдать элементарные правила безопасности: создавать вебинары, защищенные паролем, не публиковать ссылки в открытых источниках, изучить настройки платформы и убедиться, что только организатор вебинара может демонстрировать экран, а также использовать другие функции (передача файлов, рисование, использование пользовательских фонов, написание приватных сообщений).

А вот что же делать, если занятие срывает не случайный прохожий, а кто-то из обучающихся? В данном случае первым делом нужно разобраться, какую цель преследует провокатор. Если его цель — просто вывести вас из себя, нужно лишить его повода продолжать агрессию в вашу сторону, честно высказаться о своих чувствах и предложить покинуть лекцию. Ни в коем случае нельзя выходить из себя и начать обвинять всю группу — скорее всего, они наоборот поддержат вас. Но и не оправдывайтесь, не вините себя, лучше поддержите свой авторитет юмором, иронией — это лучший способ справиться с любой ситуацией.

Но бывает и так, что у студента действительно накопились претензии или он просто не согласен с вами по какому-то вопросу. Конфликт между преподавателем и студентом — это тоже форма коммуникации, пусть и специфическая. В споре достигается цель разрешения противоречий, которые неизбежно возникают в учебно-воспитательном процессе, и в этом случае результат, который будет достигнут в итоге конфликта, гораздо важнее его причины.

Важно хорошо держаться в споре, не поддаваться эмоциям и не давать собой манипулировать, но в то же время, нужно и услышать студента, его претензии или его просьбу. Все это помогает наладить отношения, разрешить конфликт. Нужно помнить, что любой конфликт — это точка роста для обеих сторон.

Что мешает хорошим отношениям студентов и преподавателей

Исследование, основанное на опросе около сотни преподавателей в Смоленском государственном университете, показало, что оптимальные отношения со студентами с точки зрения преподавателей в больше степени основываются на взаимном уважении и взаимопонимании (33%), интересе к предмету (23%), дружелюбной атмосфере (20%) и успеваемости (17%). А вот мешают наладить отношения плохая дисциплина, пропуски занятий и безответственность студентов, манипуляции и конфликты, инициируемые обучающимися. По мнению же студентов, хорошим отношениям с преподавателем мешают их предвзятость и несправедливость в выставлении оценок, пренебрежительное отношение к студентам и взгляд свысока, несдержанность и срывы на студентов из-за своего плохого настроения, некомпетентность, халатность и неэффективная организация занятий.

Если обобщить, то главными причинами конфликтов становится несправедливая оценка из-за личных качеств студентов, симпатий и антипатий преподавателя, недобросовестное отношение к процессу обучения с обеих сторон и иерархичность отношений.

Какие есть способы улучшить отношения со студентами для обеспечения эффективного процесса обучения?

В этом помогут несколько основных принципов:

  • важно понимать потребности студентов и их мотивы, задавать им вопросы и внимательно выслушивать их ответы, стараться в принципе получить как можно больше информации от них, наладить обратную связь;
  • важно быть беспристрастным и объективным — оценивать только поступки и поведение студентов, а не его личные качества. Не применять к студентам силу, не демонстрировать свою власть, не принуждать их и не навязывать — обратное обязательно включит защитные механизмы студентов и приведет к конфликтам.
  • И главное — быть естественным, не брать на себя нехарактерную роль. Если вы считаете себя требовательным и строгим преподавателем или, наоборот, мягким и отзывчивым, не стоит ломать себя и пытаться стать другим — студенты этого не поймут, а вам будет некомфортно.

Источник: shutterstock.com

Источник: shutterstock.com

Некоторые типажи обучающихся и тактика взаимодействия с ними

В процессе коммуникации мы взаимодействуем с людьми, обладающими разными чертами характера: с некоторыми у нас возникает полное взаимное понимание, с другими же мы совсем не можем найти общий язык. Найти подход к каждому студенту — важная задача преподавателя.

Известный педагог, специалист по педагогической этике Татьяна Мишаткина придумала забавную типологию учащихся. Данные модели весьма условны, но они способны помочь преподавателям лучше понять своих студентов и разработать индивидуальный подход к каждому.

Типаж «позитивный собеседник» — самый приятный из всех перечисленных. Он доброжелателен, трудолюбив, отзывчив и может стать своего рода помощником на занятиях. В любых сложных ситуациях и конфликтах можно смело обращаться к нему и ставить в пример для других студентов.

«Нигилист» — нетерпеливый, несдержанный, постоянно провоцирует своей манерой общения, со всем не согласен, стремится все оспорить и подвергнуть сомнению. В своем общении с таким студентом важно держать себя уверенно, демонстрировать свою компетентность. В то же время нужно дать ему возможность самому высказаться, сформулировать свое решение задачи или проблемы, и таким образом привлечь его на свою сторону и увести от критики к конструктивному разговору.

«Всезнающий» обо всем имеет свое мнение и огромную потребность постоянно его высказывать. Он не то что бы срывает ход занятий, но оттягивает на себя слишком много внимания в ущерб остальным. Такому студенту нужно напоминать, что он в аудитории не один, что другие тоже хотят высказаться. Можно намеренно задавать ему сложные вопросы, которые вызовут у него затруднение.

Типаж «болтун» много говорит, чаще всего не по теме, всех перебивает и бестактно прерывает ход беседы. Во время выступлений его нужно всегда ограничивать во времени, а если он начинает уходить от темы, возвращать к сути предмета.

«Нерешительный» — не уверен в себе, боится высказаться и показаться глупым, поэтому старается больше молчать. Вывести его на разговор можно, задавая несложные вопросы информационного характера, поддерживая и благодаря за любой вклад в беседу.

Типаж «неприступный собеседник» — один из самых сложных. Он высокомерен, замкнут, не заинтересован в теме лекции. Зацепить его внимание можно периодическими обращениями к нему с вопросами, с чем он не согласен и почему, что именно его интересует.

«Почемучка» задает очень много вопросов, в том числе и не по теме. Его вопросы можно обращать ко всем участникам беседы или всей аудитории лекции, на вопросы же информационного характера отвечать коротко и сразу, не тратя много времени. Можно занять его на какое-то время выполнением задания, четким и понятным, чтобы оно не вызывало у него дополнительных вопросов.

Коммуникативные барьеры

Осложнять общение со студентами преподавателям могут и личные психологические проблемы преподавателя — так называемые коммуникативные барьеры. В основном они связаны со страхом публичных выступлений и особенно характерны для начинающих, молодых преподавателей.

Барьер боязни студенческого коллектива возникает тогда, когда преподаватель вроде бы хорошо владеет учебным материалом, но сама мысль коммуникации со студентами и выступления перед ними вгоняет в панику. Иногда это еще усугубляется и негативным опытом в прошлом. Такая проблема решается только практикой и репетицией, а со временем и опытом совсем уходит.

С предыдущим страхом связан и барьер боязни ошибок. Преподаватель очень боится опоздать на занятие, оговориться, показаться глупым, не успеть изложить на занятии весь запланированный материал и т.д. Чтобы убрать этот страх, нужно понять, что студенты не враги и не судьи, они ваши помощники.

Барьер негативной установки может сформироваться у преподавателя заочно, через рассказы других о проблеме, которые у них возникли с определенной группой. Тут можно посоветовать учесть советы коллег, но все же идти на занятие без предубеждения, выстраивать свои отношения со студентами, не оглядываясь на других.

Барьер отсутствия контакта заключается в том, что преподаватель действует «автономно» от аудитории, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с обучающимися. Это главная проблема дистанционного обучения и решается она только постоянной работой над налаживанием обратной связи со студентами, общением с ними.

Барьер сужения функций общения происходит, когда преподаватель учитывает только информационные задачи общения, оставляя без внимания социальные, коммуникативные функции общения. Из-за этого студентам становится скучно и неинтересно учиться, они плохо усваивают информацию.

Барьер несовпадения установок: преподаватель приходит к аудитории с интересным замыслом, проектом или лекцией, он полон энтузиазма, а студенты воспринимают его равнодушно. Такое отношение может вызывать у преподавателя гнев, раздражение или фрустрацию. Тут надо понять, что скорее всего дело не в вашем материале и не в вас, а в какой-то другой причине. Может, у студентов горит дедлайн, может, им нужно готовить какой-то проект или у них что-то случилось. Не стесняйтесь разговаривать с ними и спрашивать, в чем причина их равнодушного поведения.

Изображение на обложке: shutterstock.com