В Университете ИТМО прошла дискуссия, в рамках которой представители мегафакультетов вуза обменялись опытом удаленного обучения студентов, проведения практических и лабораторных занятий в условиях карантина.
Свои доклады представили Илья Лившиц, доцент факультета безопасности информационных технологий, Александр Маятин, заместитель декана факультета информационных технологий и программирования, Яна Музыченко, заместитель декана физико-технического факультета, Анастасия Павлова, старший преподаватель факультета пищевых биотехнологий и инженерии, Елена Будрина, профессор факультета технологического менеджмента и инноваций, Антонина Пучковская, директор международного центра цифровых гуманитарных исследований.
Дистанционное обучение каждый воспринял по-своему. Сотрудники Университета ИТМО охарактеризовали этот период от «интересного опыта» и «вызова» до реальной «тревоги» и «стресса».
Казалось бы, все новое закономерно вызывает страх и тревогу, однако учебу на расстоянии нельзя назвать инновацией. Уже с 18 века, когда появились стабильные почтовые службы, начали работать и первые обучающие курсы по почте. Заочные ученики выполняли задания, отправляли ответы — разумеется, такое обучение растягивалось на долгие месяцы, в том числе из-за проблем в коммуникации.
А уже в середине 19 века в Лондоне была запущена первая университетская дистанционная программа для студентов из других кампусов или университетов.
В 20 веке меняется формат передачи данных, развивается кино, радио, телевидение. В 1948 году появилась первая образовательная программа по радио, а в 1982 году — телевизионный канал с разными учебными дисциплинами и обратной связью по почте.
Первый онлайн-курс появился в 1984 году, а уже в 1994 году начал свою работу первый онлайн-университет. С 2000 года стали появляться международные программы, созданные по современным форматам дистанционного образования.
Дискуссия длилась больше двух часов, и за это время спикеры пришли к нескольким константам. Они выделили те пункты, на которые нужно обратить особое внимание, чтобы повысить качество дистанционного обучения в университете:
Техническая оснащённость. Оборудование — важнейшая составляющая учебного процесса, особенно в дистанционном формате без программного обеспечения, техники и цифровых инструментов, LMS — успеха не достичь.
«Лабораторная практика в дистанционном формате стала реальной проблемой, потому что мы сразу отнеслись с неким скептицизмом к виртуальным лабораторным. На физико-техническом факультете (ФТФ) мы решили их не вводить, потому что для физиков они всё равно не смогут заменить реальную практику. Остальным студентам предложили следующие способы: проведение несложных экспериментов в домашних условиях; обработку данных с показателей лабораторных установок; удалённое подключение к лабораторному оборудованию (что как раз активно практиковалось за границей, а у нас в меньшей степени)», — рассказала заместитель декана, доцент ФТФ Яна Музыченко.
Цифровые компетенции. Чем лучше и преподаватели, и студенты владеют цифровыми инструментами, техникой, знают программы, способные сэкономить время, повысить качество эксперимента — лучше общий результат.
«Многие мои коллеги, и я в их числе, еще в марте даже не знали, что такое Zoom. Но, конечно, с течением времени мы включились в работу. В весеннем семестре занятия строились таким образом: мы в первую очередь обговаривали каналы коммуникации, я оставлял свои контакты, прямые и резервные, а также говорили о форматах (лекции, практика). На протяжении всего курса приходилось оценивать его качество параллельно с проведением занятий: всего ли достаточно, всё ли понятно, хороши ли практические примеры», — отметил доцент факультета безопасности информационных технологий Илья Лившиц.
Он добавил, что основные трудности, с которыми столкнулись преподаватели — это вовлечённость студентов, особенно на теоретических занятиях; контроль за качеством работы во время лекций и практики; преподавание в смешанных языковых группах.
«Как эффективное решение многих проблем дистанционного обучения мы отметили воронку управления рисками — это план, где мы ещё в самом начале курса проговариваем то, к чему должны прийти в конце. Тогда у студента всегда есть некий флагман и ориентир, несмотря на меняющиеся обстоятельства», — добавил Илья Лившиц.
О вовлечённости и мотивации студентов говорил и доцент факультета информационных технологий и программирования Александр Маятин.
«Абитуриенты с высокими баллами выпускных экзаменов выбирают ИТМО не ради лекций, которые они могут найти на Coursera, MIT, а ради общения с преподавателями. Дистанционное обучение лишает их драгоценной коммуникации, которая была в офлайне. Но нам всё равно нужно стараться дать им то, чего они хотят, иначе мы потеряем их тягу, интерес и, собственно, мотивацию к обучению», ― сказал спикер.
Он поделился опытом организации лекций, лабораторных и контроля в дистанционном формате на ФИТиП. Первая рекомендация, касающаяся вовлечённости студента: максимально интерактивная лекция, то есть не просто записанное видео, а трансляция, например, в Twitch с обсуждением возникающих вопросов.
Второй совет по лабораторным работам: проводить их, возможно, стоит в сессионных залах Zoom параллельно ― один зал используется для фронтальной работы; другой ― для индивидуальных защит.
Третий момент — контроль на общих тестированиях. Пока это остается проблемой, несмотря на наличие таких платформ, как Olymp. Также Александр Маятин обратил внимание на ряд других проблем: авторское право преподавателя в дистанционных лекциях, расписание с перерывами на отдых для студентов и преподавателей, обеспечение аудиторий необходимым оборудованием.
Планирование и проектирование учебного процесса. Обучение в университете — это не просто проведение лекций, оно не сводится к просмотру видеороликов и прохождению тем, которые объяснил преподаватель. Учебный процесс должен включать индивидуальную и коллективную работу, оставлять место как для теории, так и для практики, исследований, поиска дополнительной информации и так далее.
«16 марта наша жизнь изменилась и стала совсем другой. Каждому преподавателю пришлось срочно определять свой план действий на ближайшее будущее. Меня это застало врасплох. Пришлось форматировать лекции, чтобы рассказать самый важный материал быстро, не теряя связи со студентами. Ставила через каждые 1-2 слайда небольшие вопросы, проверяя связь, делала соревнования на вопросы в чате Zoom. Но поменять надо было и подход к практике. Стандартные описания лабораторных работ на 5-10 страниц оказались неприемлемо большими — тоже искали варианты, как всё сократить», — рассказала профессор факультета технологического менеджмента и инноваций Елена Будрина.
Она добавила, что со временем студенты стали жаловаться, что дистанционный формат внес хаос в количество заданий: их резко стало намного больше из-за видимости, что из дома учиться легко. Эту ситуацию тоже пришлось взять под контроль. Например, под три дисциплины, которые Елена Будрина преподавала в прошлом семестре, она открыла группы в соцсетях, где размещала видео с лекций, презентационные материалы, методички для практики и лабораторных работ.
«По итогу этого периода я выяснила для себя, что если студентам дать свободу выбора инструмента для выполнения любых работ, дать доступ к контактам преподавателя, но ограничить дедлайн, то это даст неплохие результаты. В сухом остатке — общий уровень ребят оказался на 15% выше, чем в предыдущие семестры», ― отметила она.
Кроме того, в рамках дискуссии сотрудники Университета ИТМО рассказали, как сложилась судьба международных проектов, конференций, курсов по обмену в весеннем семестре.
С рядом организационных проблем столкнулась Антонина Пучковская, директор международного центра цифровых гуманитарных исследований.
«В этом семестре в ИТМО должны были приехать преподаватели Кимон Керамидас и Виктория Николс Александер из США. К сожалению, Кимон не смог выехать, его курс "Information Design" нам пришлось читать в паре, несмотря на разницу во времени, подстраиваясь прямо в процессе. А Виктория оказалась в России еще накануне изоляции, так что смогла остаться и прочитать курс “Квантитативные и квалитативные методы” сама, ― рассказала она. ― В целом, организационные трудности — самый печальный тренд этого года. Большинство студентов ИТМО не смогли попасть на конференции, международные стажировки, не поехали учиться по обмену из-за коронавируса. Какие-то мероприятия отложили на год, что-то перевели в онлайн-формат. Конечно, для ребят, как и для нас, это стало грустным известием. Но, к сожалению, в этой ситуации изменить что-либо трудно».
Старший преподаватель факультета пищевых биотехнологий и инженерии Анастасия Павлова поделилась удачным опытом проведения международной конференции в дистанте.
«Мы планировали провести в ИТМО Международную экологическую конференцию для студентов из Финляндии, Латвии и Швеции. Четыре крупные компании, две очные сессии и два бизнес-кейса на каждой. Первую мы успели провести, а перед второй сессией границы уже закрыли. Но даже в дистанционном формате встреча прошла успешно, благодаря тому, что мы сразу устранили любые организационные и технические вопросы, чётко распределили роли. Это и правда была максимально экологичная конференция: без перелётов и переездов!», ― сказала она.
Кроме того, в своем выступлении Анастасия Павлова подняла вопрос о сопровождении онлайн-курсов.
«Помимо этого, накануне карантина я опубликовала свой курс на edX: мне повезло, ведь в разгар пандемии часть моих лекции уже была онлайн. Но для меня стало откровением то, насколько мы недооцениваем дистанционную работу. В течение 8 недель часть студентов проходила мой курс, а также было порядка 850 слушателей (21 из них с сертификатом) — и от меня потребовалось очень много сил и энергии, чтобы сопровождать этот процесс. Онлайн-чаты и Zoom — ерунда в сравнении с этим», ― отметила преподаватель.
Как отмечают организаторы, в целом мероприятие, которое прошло в рамках проекта ITMO.Expert, позволило обсудить вопросы организации дистанционного обучения в Университете ИТМО, которые требуют более глубокого осмысления и проработки, чтобы максимально плавно войти в новый учебный год.