София Петраш ― выпускница факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО. В рамках работы над своей ВКР они разработала 3D-визуализацию масштабного светопамятника, проект которого создал художник и изобретатель Григорий Гидони в 1927 году.
Проект являлся примером синтеза искусств и должен был сочетать в себе светотеатр, светомузыку и светоархитектуру. Целью визуализации стало восстановление памяти о Григории Гидони, а также создание его цифрового следа в современном мире.
Визуализация показывает современному человеку, который вряд ли пойдет в архив, но пользуется интернет-ресурсами, что уже в 1920-е годы в Советском Союзе существовала область Art&Science, отмечают авторы.
Инициатором проекта была Ольга Колганова, научный сотрудник Российского института истории искусств, исследователь творчества Гидони. Вместе с Софией Петраш, а также старшим преподавателем Университета ИТМО и руководителем Софии — Анной Спиридоновой — они воплотили одну из идей Григория Гидони в 3D-модели.
Немного истории
Художник Григорий Гидони и скульптор Наум Могилевский начали работу над проектом грандиозного сооружения светоархитектуры ― светопамятника, посвященного 10-летию Октябрьской революции, ― в 1926 году.
«С идеологической стороны, светопамятник был призван передать величие Революции, связать возникающий революционный стиль с великолепием стиля “Петербургского периода”, отразить мощь пролетариата и великого вождя революции, что, как отмечалось в прессе, обычный тип памятника-статуи разрешить едва ли мог», — говорится в статье Ольги Колгановой.
Творчеством Гидони она заинтересовалась еще 8 лет назад. Как отмечает исследователь, в 1910-20-е годы наблюдался всплеск интереса к синтетическим формам искусства и, в частности, к устройствам, которые сочетают в себе свет, цвет, звук и движение. Ольга Колганова начала готовить материал о светопамятнике для выставки «Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир», посвященной архитектурным проектам, конструкция которых связана с формой земного шара.
Выставка проходила в Париже в 2017 году, и модель светопамятника, восстановленная сотрудниками Творческого объединения «Прометей» (автор реконструкции ― казанский архитектор Руслан Сабиров), стала одним из ее центральных экспонатов.
В то же время изучением зарождения светового искусства начала заниматься и исследователь Университета ИТМО Анна Спиридонова. По ее словам, на выбор диссертационного исследования повлияла современная цифровая визуализация балета «Фейерверк» Джакомо Балла 1917 года, которую она увидела случайно. Этот случай и привел ее к мысли о том, что разработки русских художников в области светомузыкального искусства тоже должны быть представлены в цифровом пространстве.
«На нашей образовательной программе и в центре юзабилити и смешанной реальности мы занимаемся проектами в области сохранения культурного наследия уже много лет. Например, мы реконструировали Соловки, часть Федоровского городка в Пушкине, восстанавливали премьеру спектакля А.Чехова “Чайка” и многое другое. Сейчас я пишу диссертацию о зарождении светового искусства в рамках русского авангарда, то есть рассматриваю период до Гидони, изучаю предпосылки сложения светового искусства в живописи и театре», — рассказывает Анна Спиридонова.
Создать 3D-визуализацию светопамятника Анна предложила в качестве дипломного проекта студентке ИТМО Софии Петраш.
«Когда я поступила в ИТМО, еще на 1-2 курсе, мне было интересно попробовать совместить аудио- и визуальное искусство, сделать что-то со светомузыкой. Потом в списке тем от Анны я увидела задание, связанное со светопамятником Гидони. Я почитала о Гидони, и работа меня заинтересовала, потому что позволяла объединить свет, музыку и 3D-моделирование», — рассказывает София.
Первая презентация совместного проекта Ольги, Анны и Софии для широкой аудитории состоялась на международной конференции «Галеевские чтения» в Казани 3 октября 2020 года. Выбор площадки неслучаен. Начиная с 70-х годов, при Казанском авиационном институте работало студенческо-конструкторское бюро «Прометей» (с 1995 года ― НИИ «Прометей»), которое объединяло как исследователей, так и практиков светомузыкального искусства со всего Советского союза.
Долгие годы НИИ руководил доктор философских наук, профессор Б. М. Галеев, который написал целый ряд статей о Гидони и в 1987 году представил макет Светового памятника Революции на выставке Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка» «Пространство. Время. Искусство». Поэтому именно в Казани, во многом благодаря профессору Галееву, развивалось светомузыкальное искусство, которое объединило многих светохудожников и музыкантов.
Как создавалась 3D-модель светопамятника
Центром проекта Григория Гидони был гигантский глобус — земной шар, сделанный из матового стекла. Предполагалось, что он будет вмещать в себя светотеатр в северном полушарии и кинотеатр — в южном. Глобус дополняли серп и молот, служившие прикладным целям: в рукоятках серпа и молота планировалось разместить выставочные залы и лифты, в верхней части молота — «Ленинский уголок» и площадку для посадки самолетов и дирижаблей, а в другом элементе композиции — шестерне — газоубежище и балконы.
Глобус опоясывала смотровая площадка, оборудованная перилами. Конструкция задумывалась огромной. По словам самого Гидони, размер глобуса мог быть в несколько раз больше купола ленинградского цирка на Фонтанке, напротив которого жил художник.
В театре Григорий Гидони планировал разместить светооркестр. Для этого он разработал и запатентовал свой светоцветовой инструментарий, а также создал целый ряд светоцветовых партитур. По одной из сохранившихся партитур Ольга и София визуализировали фрагмент финала Девятой симфонии Бетховена по системе Гидони. На протяжении визуализации звучит именно эта музыка и модель подсвечивается так, как планировал автор.
Чтобы воссоздать светопамятник в 3D, София выполнила чертеж модели на основе единственной сохранившейся фотографии и нескольких рисунков 1927 года, имевшихся в распоряжении творческой группы. Заготовки для светотеатра Софии пришлось делать самостоятельно, поскольку данных о нем было меньше всего. Посередине театр имел площадку для представлений с четырьмя сценами, на которых одновременно могли проходить спектакли.
Так как информативных источников и изобразительных материалов для создания 3D-модели светопамятника было немного, авторы ориентировались в том числе на аналоги: кадр из видеоролика с трехмерной моделью «Клуба союза коммунальников имени И. Русакова» архитектора К. Мельникова, трехмерную модель Московского планетария 2019 года, Башню В. Татлина, а также визуальную реконструкцию фабрики-кухни в Самаре 2013 года, в которой также используются символы серпа и молота. Для разработки чертежа София использовала AutoCAD, а для реализации проекта — Blender, Photoshop и Davinci Resolve.
По словам Софии, одной из самых сложных частей работы над проектом была расшифровка и реализация светоцветовой партитуры. Действие светооркестра решено было продемонстрировать на примере расшифровки 125 тактов сохранившейся светоцветовой строки Гидони к фрагменту финала Девятой симфонии Бетховена. Эту расшифровку и саму 3D-модель светопамятника участники проекта разработали в год 125-летия со дня рождения Гидони.
Перспективы
Как отмечает Анна, даже если бы проект был создан в 1920-30 годы, он мог не сохраниться до наших дней. Например, из-за использованных материалов, которые не пережили бы время, или из-за недостатка средств для его поддержания в определенные периоды. А 3D-модель позволит получить доступ к памятнику всем интересующимся.
«Искусствоведы видят продолжение нашей идеи. На Галеевских чтениях куратор нашей секции — Антонио Джеуза — интересовался, где мы хотели бы построить светопамятник. Где установить подобное сооружение ― это, скорее, второй вопрос. Первый вопрос ― возможность самой установки. Думаю, что это вполне выполнимо. У меня была идея обратиться к архитекторам, представить проект на какой-нибудь архитектурный конкурс. Но реализовать необходимо проект именно светотеатра Гидони, который предшествовал светопамятнику и не содержал в себе советской символики. Рисунок светотеатра сохранился на программке Первого вечера искусства света и цвета, проведенного Гидони к Академии наук. Но чтобы архитектору создать такой проект — нужно вложить очень много средств», — рассказывает Ольга.
Сейчас фонд «Галеев ― Прометей» (руководитель А. Максимова) готовит 3D-экскурсию по выставке «Прометей космического века. Булат Галеев – 80». Выставка открылась 17 сентября 2020 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и посвящена 80-летию Б. М. Галеева.
В экскурсию войдет и 3D-модель светопамятника, выполненная Софией Петраш. Авторы проекта надеются, что она станет сопровождать реальную модель светопамятника на последующих выставках. Между тем, работа над проектом продолжается, потому что продолжает открываться новая информация и появляются новые сведения о том, как мог выглядеть светопамятник и каким был светотеатр Гидони.
«София помогла Ольге как исследователю визуализировать то, что сложно визуализировать. Таким образом она дала форму, образ для дальнейших поисков. Мне кажется очень интересным в рамках дипломных работ создавать связки дипломника и искусствоведа, располагающего большим количеством информации, которую можно донести до самого широкого зрителя с помощью современных технологий», — комментирует работу Анна Спиридонова.
«Мне кажется, место таким работам — на современных архитектурных и художественных выставках в Париже, например, в центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, или в Третьяковской галерее, когда рядом с картинами, скульптурами или макетами архитектурных сооружений помещен экран с визуализацией или 3D-очки, чтобы мы могли более полно представить себе замысел художника», — добавляет Ольга Колганова.
Добавим, что презентация проекта прошла 12 октября в Петербурге в рамках научной конференции «Петербургские театры, которых нет», где выступили все трое его участников. Кроме того, Ольга Колганова представила проект на крупнейшей в России искусствоведческой конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», проходившей 26-31 октября в Петербурге.