― Расскажите, как вы попали на хакатон, что входило в программу?
Регина: Чтобы пройти отборочный этап, нужно было сделать видеовизитку, заполнить анкету и резюме, указать свой уровень английского. Также требовалось пройти два теста, которые включали в себя вопросы о лидерстве и управлении проектами.
Дарья: Программа форума была очень насыщенная. Уже на второй день состоялось пленарное заседание Нефтяного саммита, посвященного актуальной теме устойчивого развития в контексте глобальной повестки топливно-энергетического комплекса 2021 года. В работе саммита приняли участие президент Республики Татарстан, председатель Совета директоров ПАО «Татнефть» Рустам Минниханов, генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, а также научный руководитель ФИЦ КазНЦ РАН Олег Синяшин.
После открытия на протяжении трех дней проходили лекции и тренинги, а затем нас разделили по командам ― два дня мы работали над определенным кейсом. После этого каждая команда должна была презентовать свое проектное решение перед экспертной комиссией.
Помимо официальной части и непосредственно работы над проектами, была большая культурная программа — мы посетили этнокультурный фестиваль KARAKUZ Almet Fest, познакомились с городом, побывали на встрече с режиссером Тимуром Бекмамбетовым, посмотрели фильм «Девятаев» и весело провели время на StandUp Show.
— Регина, расскажите над каким кейсом вы работали?
Регина: Мой кейс был посвящен сохранению биологического разнообразия на территории деятельности компании «Татнефть» и юго-востока республики Татарстан. Мы работали с агрессивными инвазивными видами растений. Речь идет о растениях, которые завезли на территорию, не являющуюся местом их естественного обитания. Они становятся агрессивными, когда начинают приносить вред другим растениям и животным. К таким растениям относится, например, борщевик Сосновского.
В случае с Татарстаном наиболее распространенным агрессивным инвазивным видом является американский клен — он приводит к сокращению числа аборигенных видов растений и животных, в частности, занесенных в Красную книгу РФ. Кроме того, клен является сильным аллергеном, а также окисляет вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, до более ядовитых.
Мы разработали готовый прототип программы по борьбе с инвазивными видами растений и презентовали его. Наша команда — единственная, кто представил решенный кейс с готовым прототипом. Мы создали банк данных с интерактивной картой, которую впоследствии можно будет масштабировать на всю Россию. Разработкой уже заинтересовался, например, Иркутский университет. Так что проект не ограничился одним хакатоном, мы сейчас думаем, как дальше его развивавать.
— А какие именно методы борьбы с американским кленом вы предложили?
Регина: Один из способов борьбы — это гербициды. Но тут есть свои нюансы: например, химикатами нельзя пользоваться в границах особо охраняемых природных территорий или вблизи поверхностных вод. Мы учли все эти нюансы, изучили законодательство и обозначили на карте, где запрещено применять химические вещества.
Другой способ — выкорчевать корни американского клена, а освободившуюся территорию засадить соснами, осинами и пихтами. Мы просчитали экономическое обоснование, расписали, какое финансирование потребуется, а также учли поддержку со стороны государства.
Кроме того, мы придумали социальную акцию, которую можно было бы запустить совместно с бонусной системой заправочной карты АЗС «Татнефть». Например, человек увидел агрессивный инвазивный вид растения, сфотографировал, отправил фото и получил определенное количество баллов. Один балл равен одному рублю. И потом он может потратить эти баллы на заправке.
— Дарья, чему был посвящен ваш проект?
Дарья: Мой кейс был ориентирован на преобразование энергетических систем путем интеграции различных традиционных и возобновляемых источников энергии (использование энергии солнца, ветра и внедрение малых ГЭС). Это непростой кейс, потому что сейчас альтернативные источники энергии только внедряются на ранних этапах.
Нам нужно было определить ключевые направления развития энергетического комплекса с учетом долгосрочной перспективы до 2050 года. В исследовании требовалось оценить нормативные, технологические и экономические показатели для оптимального развития энергетического комплекса и создать совместную программу взаимодействия «Татнефти» с государством, подумать, как можно привлечь субсидии.
Наша команда предложила компании «Татнефть» выступить гарантом по отношению к фермерским хозяйствам, которые можно было бы построить около новых месторождений вблизи населенного пункта Спасское. Компания обеспечивала бы комплекс электроэнергией взамен на поставку животноводческих отходов, из которых можно вырабатывать биогаз и «зеленый» водород. То есть наше сотрудничество могло реализовываться по принципу win-win, при котором мы бы максимально снизили логистические расходы.
В моей команде было два инженера, один эколог и финансист. Я, как менеджер проекта, оценивала инвестиции в инфраструктуру, искала формы господдержки и возможные каналы сбыта продукции, а также занималась оформлением нашей идеи для защиты перед экспертной комиссией. Проект прошел в финал, работу высоко оценили на этом этапе.
— Как вы оцениваете полученный опыт, насколько он был полезным, какие навыки вы приобрели?
Дарья: Сейчас я учусь в магистратуре на направлении «Инновационное предпринимательство» и мне было очень интересно попробовать себя в разработке проектного решения для определенной компании. Командная работа, общение с экспертами, полезные знакомства, новые знания и идеи, постоянный мозговой штурм и разработка новых решений ― это то, ради чего стоит поехать на форум.
Кроме того, если участник отличился при решении бизнес-задачи, то есть возможность получить рекомендательное письмо от Министерства энергетики РФ, что и случилось с нами по итогам хакатона. Я считаю, что это очень хороший бонус, который, возможно, сыграет свою роль при трудоустройстве.
Регина: Рекомендательные письма дали далеко не всем — участвовало в хакатоне около 240 человек, а выделили лишь 20. После хакатона нам с Дашей позвонили, спросили, хотим ли мы сотрудничать с Центром технологического развития компании «Татнефть» в составе группы по реализации проектов. Мы согласились и уже прошли собеседования. Ради этого стоило поехать и поучаствовать.
Я оценила и общение со специалистами — была не только теория, но и много практики. К каждому кейсу были прикреплены свои эксперты, с ними было очень интересно пообщаться. Я бы сказала, что участие в хакатоне дало связи, опыт работы в команде и возможность применить те знания, которые я четыре года получала в университете. Для меня эта поездка была своего рода окончательной защитой своих знаний и навыков, приобретенных в бакалавриате Университета ИТМО.