Центр и окраины

Авторы исследования опросили ведущих экспертов в области урбанистики, девелопмента, социологии и экономической теории. В первую очередь было интересно мнение специалистов, по какой модели должен развиваться город. Есть несколько основных сценариев. Например, Нью-Йорк и Барселона развиваются по распределенной модели, которая подразумевает принципиальное отсутствие центра агломерации.

Большинство экспертов (43,8%) уверены, что так должен расти и Петербург. Чтобы избежать окружения города поясом кварталов массовой застройки, «в агломерации необходимо развивать сеть экономически и инфраструктурно самодостаточных территорий», отмечается в исследовании.

«Петербург должен развиваться как город разнообразных районов. Но не за счет деградации центра. Регион силен своими городами-спутниками, и важно эту структуру поддержать, а не превратить в бесформенное поле застройки», ― подчеркивает Яна Голубева, руководитель проектного бюро MLA+.

Модель развития мегаполиса. Иллюстрация из исследования УК «СТАРТ Девелопмент» и инновационного комплексного центра ИТМО Хайпарк

Модель развития мегаполиса. Иллюстрация из исследования УК «СТАРТ Девелопмент» и инновационного комплексного центра ИТМО Хайпарк

Города-спутники

В Европе строительство городов-спутников стало трендом еще в 20 веке. Появившись почти при всех крупнейших мегаполисах, они решали комплекс задач ― от транспортной разгрузки центра до создания новых точек экономической активности. Нужны ли города-спутники Петербургу и какими они должны быть?

Большинство респондентов (43,2%) считают: в концепции городов-спутников необходимо учитывать, что нужно создавать полноценную сеть мини-городов с якорными производственными площадками или научными центрами.

«Создавать спутники имеет смысл только при обязательном размещении там производств, научных комплексов, культурных и исторических центров, точек притяжения для окружающих территорий», ― комментирует Михаил Викторов, сопредседатель Комитета по строительству Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Проект жилой застройки города-спутника Южный. Изображение предоставлено администрацией города-спутника Южный

Проект жилой застройки города-спутника Южный. Изображение предоставлено администрацией города-спутника Южный

По такой модели будет развиваться и город-спутник Южный ― проект нового многофункционального района Петербурга с мощным драйвером развития: научно-образовательным и инновационным центром мирового уровня ИТМО Хайпарк.

Первая очередь Южного будет примыкать к ИТМО Хайпарк, в состав которого входит новый кампус Университета ИТМО, бизнес-парк и технологическая долина. На базе R&D-центров компаний-резидентов проекта ИТМО Хайпарк, а также лабораторий Университета ИТМО будут разрабатываться новые технологии и решения в области IT, фотоники, квантовых технологий, наук о жизни и здоровье. ИТМО Хайпарк выступит полигоном, центром генерации новых знаний и их коммерциализации.

«Серый пояс»

Отдельное внимание авторы исследования уделили проблеме реновации так называемого серого пояса Петербурга ― промышленных районов, на которые приходится 6 тысяч гектаров площади города. Причем в центральной части Петербурга доля серого пояса составляет почти 40%.

Серый пояс Санкт-Петербурга. Источник: depositphotos.com

Серый пояс Санкт-Петербурга. Источник: depositphotos.com

Почти половина (45,8%) опрошенных экспертов считают, что промышленные площадки могут быть трансформированы в многофункциональные пространства, при этом в них будет включена как производственная, так и социальная, а также культурная активности.

Около трети (32,4%) экспертов убеждены, что крупным производствам лучше сохранить свои площадки в черте Петербурга, поскольку это неотъемлемая составляющая живой городской среды и экономики. Но при этом они должны быть модернизированы, чтобы стать безопасными для жизни и здоровья горожан.

Еще часть респондентов (16,2%) уверены, что промышленные площадки в принципе не должны находиться в городской черте. Ряд экспертов высказались за то, чтобы существующие предприятия были перенесены на периферию.

Помимо этого, авторы исследования выяснили, как должны быть расставлены приоритеты в развитии транспортной системы Петербурга и области, нужно ли создавать отдельную структуру для развития городской среды, какие сервисы составят основу «умного» города и как оценивать благоустройство территорий Петербурга. Об этом можно прочитать в полном тексте исследования.