Сколько лет вы работаете в ИТМО? И почему выбрали именно этот вуз?

― Я работаю в ИТМО третий год. Помню, как прочитала вакансию на HeadHunter. Еще до нее слышала, что ИТМО неклассический вуз. Было не совсем понятно, что это значит, но это меня и привлекло. Знакомый, который работал в вузе, рассказал, что здесь висели постеры с «Мстителями» и фотографии деканов, и меня это подкупило. Дальше я стала представлять, что тут можно нарушать правила, веселиться, и, наверно, это было ключевым фактором. У меня был опыт работы в государственных организациях, но там было мало свободы и творчества, поэтому, когда я читала про неклассический вуз, я подумала: «А вдруг тут по-другому? Вдруг тут можно развернуться?». В итоге пошла сюда.

Что вы почувствовали, победив в конкурсе ITMO.EduStars?

― Когда мне вручили премию, конечно, было очень приятно. Я увидела внимание студентов, которые оценили работу положительно, ведь первый этап конкурса — это их выбор. Осознание, что так много людей высоко оценивают мою работу, было колоссальным. Я получила много важных слов от коллег. У меня была максимальная поддержка и принятие близких людей.

Антонина Федорова и Валерия Лимонова на конференции Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Антонина Федорова и Валерия Лимонова на конференции Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

А что вы получили от конкурса, кроме победы?

― Ощущение того, что в моей работе есть смысл. Бывают такие моменты, когда не ладится со студентами, они говорят, что им что-то не нравится. От такого теряешь мотивацию. Весной у меня было профессиональное выгорание и чувство, что я больше вообще не хочу преподавать. Победа стала для меня новым витком в профессии, это стимул идти дальше, еще одно подтверждение: «Все ты правильно делаешь. Сконцентрируйся на этом».

По первому образованию вы психолог и на своих занятиях предпочитаете использовать технику саморефлексии и разбирать кейсы студентов. Как профессия психолога помогает вам в ИТМО?

― Мне кажется, она и правда мне помогает. У меня есть определенная профессиональная деформация, которой я очень довольна: я люблю выражать чувства и спрашивать о них других людей. Мне кажется, рефлексия и открытый диалог помогают довольно быстро установить контакт с ребятами, показать, что я тоже порой не идеальный человек, такой же, как и они. В открытой и безопасной обстановке легче обучаться. Когда происходит что-то, что не нравится мне или им, мы об этом открыто говорим. Для меня это очень ценно. Безусловно, есть курсы, для которых рефлексия и открытость необходимы. Например, занятия по «Эмоциональному интеллекту» могут случайно превратиться в групповую психотерапию. Я могу провести короткую консультацию с кем-то в группе и предложить остальным проанализировать происходящее. Студенты чувствуют эффект на себе. Для них это часто открытие.

Еще я могу объяснить не только практические техники, но и теоретические концепты, потому что я продолжаю заниматься исследованиями по психологии и педагогике, мне это тоже интересно. Иногда я продумываю со студентами психологические эксперименты.

Антонина Федорова на конференции Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Антонина Федорова на конференции Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Что помогло вам выстроить хорошие отношения со студентами?

― После смен в лагере «Ягодное» у меня изменилось отношение к ним: я узнала их поближе, мы делились личным друг с другом. Я узнала, какие они открытые, умные и рефлексивные. Теперь мне и ребятам занятия нравятся больше: я получаю больше отклика, а диалог с аудиторией стал проще. Я желаю всем коллегам ощутить это состояние полной открытости с ребятами, потому что это кайф.

Вы не только преподаете курс «Техники публичных выступлений и презентаций» в ИТМО, но и работаете в бюро подготовки публичных выступлений «Глагол». Что вам нравится в работе тренера публичных выступлений?

― Мне нравится, что публичные выступления ― это инструмент, с помощью которого можно изменить реальность. Часто мы думаем: «Что может сделать один человек?», а я знаю, что он может изменить многое даже с помощью пятиминутной речи. В «Глагол» приходят спикеры, которые, например, хотят внедрить новые ценности в компании, им требуется с помощью одного выступления показать тысяче человек, что нужно мыслить по-другому. Это довольно сложная задача, которую решить с одного раза невозможно, но можно заставить людей хотя бы задуматься. Мне очень нравятся такие кейсы, потому что они про массовый эффект, глобальное влияние, изменения.

Антонина Федорова на конференции ITMO.OPEN: Educational practices. Источник: ITMO.NEWS

Антонина Федорова на конференции ITMO.OPEN: Educational practices. Источник: ITMO.NEWS

Что самое сложное при подготовке спикера к выступлению?

― Непростой вопрос. Наверно, сложность в том, чтобы понять для самой себя, что мои ожидания от речи и запрос спикера могут быть совсем разными. Например, я хочу подготовить ему такую речь, чтобы все упали в обморок, а спикер говорит, что ему такое не надо и хочется чего-то поспокойней. В этот момент я пытаюсь понять его мотивацию, и становится грустно от того, что я делаю что-то шаблонное. Порой сложно договориться с самой собой, что таким тоже нужно заниматься.

Вы готовите к выступлениям как взрослых людей, так и студентов. Отличается ли чем-то эта подготовка?

― В университете не все студенты понимают, зачем заниматься публичными выступлениями, поэтому мне приходится им доказывать, что эти навыки точно пригодятся в жизни, например, когда они рассказывают историю или спорят с другом. Для студентов это пока неактуально. Взрослым же людям это нужно здесь и сейчас: они приходят сами, задают вопросы, просят обратную связь ― выжимают из меня все соки.

Обучение ― это двусторонний процесс, и мне нравится разделять ответственность за результат. Но он зависит и от студентов. Иногда они не хотят учиться и сопротивляются. Помню, как на одном и том же курсе у меня было два студента. Один сидел с постным лицом и мало включался в работу. В конце занятия подошел и сказал, что курс ему не понравился и он ничему не научился. А второй студент задавал много вопросов, проявлял активность, просил дополнительную обратную связь, а в итоге поблагодарил меня и сказал, что курс был ему очень полезен. Для них я проводила одинаковые занятия, но каждый из них получил разный результат.

Антонина Федорова на конференции ITMO.OPEN: Educational practices. Источник: ITMO.NEWS

Антонина Федорова на конференции ITMO.OPEN: Educational practices. Источник: ITMO.NEWS

Что должно произойти, чтобы вы сказали, что выступление прошло успешно?

― Если после выступления люди сделали то, что я хотела. Цель большинства выступлений ― это некое действие слушателей. Когда я выступала на премии ITMO.EduStars, у меня была цель, чтобы пятнадцать человек перешли по QR-коду и добавились в группу по играм. Ровно пятнадцать и добавились, я была довольна.

― Еще вы занимаетесь «Шоу историй», оно тоже связано с выступлениями. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

― Моя коллега Юля из «Глагола» придумала этот формат, провела шоу в Ростове-на-Дону, а потом предложила организовать его в Санкт-Петербурге. На шоу задается одна тема, а десять спикеров рассказывают свои истории по ней. Мы готовим спикеров, чтобы их речь строилась по канонам сторителлинга и была с выводами. В целом это тусовка для любителей выступать и приятно проводить время.

А какие еще увлечения у вас есть?

― Я хожу на танцы и в книжный клуб, в котором читаю художественную литературу и обсуждаю ее с друзьями. Я не очень люблю романы из-за профессиональной деформации, потому что они основаны на невротических отношениях и драме. Например, когда я читала «Бремя страстей человеческих», меня бесил герой, который был в созависимых отношениях: его бросали, а он все продолжал любить. Мне хотелось посоветовать ему сходить к психологу. Мне больше нравятся книги про общество и дружбу. Из последнего мне понравилась «Трудно быть богом» Стругацких. Интересно было читать про моральные дилеммы общества и его трансформации. Еще у меня есть кот Марс, ему пять лет и он очень любит общаться.