Развитие науки через призму исторических событий

В прошлом году Центр социальных и гуманитарных наук (ЦСиГН) запустил проект «TEСHNOHISTORY», цель которого — дать студентам университета возможность посмотреть на ход исторического процесса через достижения науки и техники. В этом году сотрудники Центра запустили новый междисциплинарный образовательный и научно-исследовательский проект под названием «PETRO pr(i[t]mo): научно-техническое наследие петровской эпохи», реализуемый в рамках дисциплины «История». Его задача — показать, как реформы Петра I повлияли на развитие России, в том числе на нашу современную жизнь.

Идея родилась в начале этого учебного года на площадке ITMO.Expert. Разрабатывали проект преподаватели истории и все сотрудники Центра. К участию в проекте удалось привлечь и преподавателей других вузов, и сотрудников музеев. Но главные участники — это студенты. Изначально проект задумывался для первокурсников, но сейчас его целевая аудитория расширилась, и теперь в нее входят преподаватели и студенты ИТМО разных курсов, студенты ФСПО.

 

 

Проект междисциплинарный: он позволяет не только окунуться в историю, но и посмотреть на развитие науки — понять, как профессиональные компетенции студента могут быть применимы в гуманитарной области. Работа проходит в формате исследований и разработок по тематике треков и внеаудиторной деятельности — открытых лекций, конкурсов, выступлений в «Точке кипения» или в корпусе Университета ИТМО на Чайковского, 11/2. Конечная цель — командный интердисциплинарный продукт по тематике выбранного трека, который будет представлен на молодежной конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I.

«Наша главная образовательная задача — развитие ценностно-смыслового понимания истории и личностное развитие студентов, поэтому мы ищем новые форматы работы, и проектная деятельность — одна из наиболее востребованных. Мы также хотим, чтобы история и гуманитарные науки заняли достойное место в техническом вузе. И здесь главные тренды — междисциплинарность и цифровизация. Весь проект представлен на цифровой платформе Discord, здесь же можно записаться на различные треки и обмениваться информацией. Мини-группы работают и на других платформах. Лекции записываются в Zoom и выкладываются на YouTube. Конечный продукт также будет представлен в цифровом формате», — комментирует директор ЦСиГН Галина Жиркова.

От основания Петербурга до города мирового масштаба в XXI веке

Проект реализуется в четырех тематических треках. Первый из них — «Инженерное дело: история и практика» (руководители — к. и. н. А. Васильев и к. и. н. А. Белоусов) посвящен изучению формирования и практического применения инженерного знания в правлении Петра I. Преподаватели предлагают исследовать тему на примере проектирования и создания военно-морского флота, устройства фонтанного дела и индустрии фейерверков.

Название второму треку (руководитель — Д. Вычеров) дали строки Державина «…Нам Петр Великий ввел науки…». Во время его изучения студенты знакомятся с тем, как первый русский император развивал отечественную науку: здесь можно узнать об экспедициях в Сибирь и на Дальний Восток, об освоении Урала и исследовании Каспия, а также о создании Академии наук и открытии первого публичного музея в России — Кунсткамеры.

Вид на Кунсткамеру. Источник: depositphotos.com

Вид на Кунсткамеру. Источник: depositphotos.com

Образ Петра I в кинематографе, литературе и других произведениях искусства анализируют участники трека «Историческая память» (руководители — к. и. н. Н. Богомазов и к. п. н. Г. Жиркова). Организаторы предлагают студентам ответить на вопросы о том, что делает петровское наследие актуальным для нашего современника.

Последний, четвертый, трек проекта рассказывает об истории Санкт-Петербурга и формировании нового этнокультурного пространства (руководители — Н. Пригодич и Д. Мартынова). Как европейские традиции повлияли на наши? Каким задумывался Санкт-Петербург, что удалось реализовать из петровских замыслов и что сохранилось в нашем городе со времени его основания? Об этом рассуждают студенты трека «Петровский Парадиз и новая культура».

«Мы хотим привлечь к работе над проектом студентов-искусствоведов и историков других вузов. Первые смогут оценить готовые продукты участников с эстетической точки зрения, вторые — помочь собрать материалы и правильно их интерпретировать», — комментирует преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций, лектор трека «Петровский Парадиз и новая культура» Дарья Мартынова.

Петр I на всех телефонах и во всех браузерах страны

Участники проекта продолжат работу над своими продуктами до мая 2022 года, но уже сейчас командам есть что показать. Например, студенты третьего курса программы «Программирование и интернет-технологии» Игорь Клюжев, Матвей Дудко в команде со студенткой «Биоинженерии» Полиной Ильиной разрабатывают мобильное приложение «Путешествуем по местам, где жил Петр I». На интерактивной карте Европы они отметят резиденции императора, добавят к ним исторические сводки и внедрят опции построения маршрута и создания списка избранных объектов.

Петровские резиденции также появятся и в обучающем мобильном приложении для туризма студента четвертого курса ФСПО Владислава Скуратова, который планирует собрать базу данных с детальной информацией обо всех резиденциях ― сведения об архитекторе, стиле, дате возведения, элементах архитектуры, технических деталях и так далее. В базе будет реализован типизированный поиск и вывод информации на карте Санкт-Петербурга и пригородов по индивидуальным запросам пользователя.

Коллеги Владислава заинтересованы в создании образовательных информационных сервисов. Так, Леонид Жеребин агрегирует достижения Петра Великого в инженерном деле, научной, культурной, экономической сферах на одном веб-ресурсе. А Роман Панаёт планирует представить сервис тестирования, с помощью которого можно будет определить, насколько успешно учащиеся освоили материал по петровской эпохе. Используя его, педагог сможет проектировать различные виды тестовых заданий. При этом они могут быть традиционного и адаптивного типа, сформированы как детерминированными, так и динамическими способами. Руководит работой студентов ФСПО доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Игорь Коцюба.

Самая большая команда участников проекта, состоящая из десяти человек, создает мобильное интерактивное приложение, в котором они будут воссоздавать историю и вид Летнего сада петровской эпохи. Это приложение позволит пользователям создавать собственные маршруты, проходить подготовленные квесты и челленджи. Также пользователи смогут оставлять свои комментарии и закреплять созданные маршруты для следующих юзеров. В рамках этой работы студенты не только развивают hard skills, но и тренируют soft skills: учатся работать в команде, презентовать свой продукт, работают с информацией — они сами прописывают не только приложение и команды, но и исторические справки.

«Работа над проектом способствует более глубокому погружению студентов в исторический контекст, делает историю нашей страны более живой и понятной, способствует развитию аналитического и критического мышления. Мы надеемся, что студенты и преподаватели получат удовольствие и пользу от совместной работы, а продукты, созданные за время работы над проектом, будут широко востребованы в будущем не только студентами Университета ИТМО, но и культурными институциями нашего города», — заключает Галина Жиркова.

Автор благодарит Лидию Розумец за помощь в сборе фактуры для материала.