Тематики пленарных сессий и дискуссий были определены ключевыми блоками «Экономическая модель», «Человеческий капитал», «Социокультурная политика», «Технологическое развитие», «Пространственное развитие», «Эффективность государства» и «Глобальный контекст». В дискуссиях между представителями общества, государства и бизнеса о дальнейших направлениях развития страны важное место было уделено современным университетам.
Роль вузов в социально-экономическом развитии региона и страны неоднократно обсуждалась в ходе сессий по тематикам Национальной технологической инициативы, технологического и пространственного развития, увеличения человеческого капитала и реализации кластерной политики.
На мозговом штурме Минэкономразвития России «Территориальные кластеры как драйверы инновационного развития Российской Федерации» единственным университетом, представившим свое видение в отношении кластерного развития, стал Университет ИТМО. Ректор Владимир Васильев выступил с докладом на тему «Университет в развитии кластера: традиционный подход и нестандартные решения». Он подчеркнул, что вуз должен идти в ногу со временем, используя такие инструменты развития бизнес-составляющей в университете, как акселерационные программы, техноброкерские школы и форсайт-инициативы.
Отдельная панельная дискуссия под руководством Алексея Ситникова (СколТех) с участием таких экспертов, как Исак Фрумин (ВШЭ), Наталья Починок (РГСУ), Шломо Вебер (РЭШ), Эдуард Галажинский (ТГУ), Евгений Кузнецов (РВК), Михаил Котюков (ФАНО), была посвящена теме университетов как лидеров изменений. Ректор Университета ИТМО на данной сессии обозначил важность предпринимательской и социально-ориентированной составляющей в развитии университетов.
«Уже сегодня мы видим гармоничную трансформацию передовых вузов от формата „Университет 3.0“ к парадигме „Университет 4.0“. Такие учебные заведения к функциям „образование“, „наука“, „предпринимательство“, ставшим уже традиционными, добавляют новое направление — социальное. Роль университета в местном сообществе, его вклад в социально-экономическое развитие территорий через использование передовых научно-технологических разработок и инструментов форсайта, в формирование социально-активных, ответственных, обладающих лидерскими качествами специалистов и даже в создание новых профессий — все это определяет позиции университета как личностно- и социально-ориентированного вуза».
Важность социально-ориентированной деятельности и «третьего сектора» в ходе КЭФ-2016 была озвучена на самых разных уровнях. Внимание вопросам социальной ответственности бизнеса, поддержки социальных проектов, социальной функции государства, развитию НКО как инструмента социально-ориентированных компаний было уделено в первую очередь в ходе Молодежной программы форума, обозначенной как «Поколение 2030».
«Среди ключевых тем первого дня КЭФ-2016 явно выделялся рост социальной нагрузки на бизнес и важность социальной ответственности корпораций. Эта тема так или иначе возникала и в ходе основных дней форума, в том числе при обсуждении университетов-лидеров, для которых реализация „третьей миссии“ заключается не только в развитии наукоемких компаний, но и в формировании соответствующей благоприятной среды для развития новых технологий и инициатив. Социальный, личностно-ориентированный аспект здесь является одним из самых важных», — отмечает Олег Мальсагов.
Развитие территорий и региональных экосистем стало одной из ключевых тем панельной дискуссии «Роль регионов в реализации Национальной технологической инициативы в 2016—2018 гг.». Системный подход к решению задачи вовлечения регионов РФ в НТИ был представлен на примере Самарской области, партнера Университета ИТМО, в докладе заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли региона Дмитрия Горбунова.
Традиционно обсуждались и конкретные механизмы развития университетских экосистем инноваций.
«На примерах, озвученных нашими коллегами из других регионов, мы увидели, насколько эффективны и масштабируемы те методики, которые мы систематично внедряем в вузе на протяжении последних нескольких лет. МАМИ активно развивает инженерное образование через проектно-ориентированный подход, Университет ИННОПОЛИС в Казани формирует новый класс междисциплинарных специалистов через внедрение программы soft skills, ТГУ активно позиционирует себя как университет третьего поколения — место рождения новых бизнесов и рынков. Приятно осознавать, что все эти инструменты и подходы эффективно срабатывают не только на базе Университета ИТМО», — отметила Нина Яныкина.
Эксперты сошлись во мнении, что даже ведущим вузам предстоит глубинная трансформация для того, чтобы стать способными реализовать амбициозные цели Стратегии 2030. Стоит отметить, что высокий уровень открытости дискуссий наблюдался на многих сессиях. Так, директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров подчеркнул, что мероприятия форума запомнились яркими откровенными дискуссиями на непростые темы, а также вовлечением в обсуждение представителей различных институтов развития.
«Это важно и правильно, поскольку главной темой была Стратегия развития страны до 2030 года, а институты развития в своей деятельности должны ориентироваться как раз на стратегические задачи», — пояснил Алексей Комиссаров.
Департамент проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО