Второй день конференции организаторы начали с обсуждения эффективности университетских рейтингов, на которые ориентируются программы академического превосходства. Как отмечает президент Европейской ассоциации институциональных исследований Эллен Хайзелкорн, рейтинговые системы должны были неизбежно появиться в условиях глобализации — высшее образование тоже перестает быть региональным феноменом и становится общемировым рынком. Вузы стремятся продемонстрировать свою конкурентоспособность, показать, что компетенции, которые получают их студенты, будут высоко оценены в других странах. Инициативы академического превосходства — такие, как Проект 5−100, — переводят дискурс о рейтингах в новое русло и делают их предметом изучения. На основе рейтинговой ситуации политики и государственные учреждения строят стратегии и принимают решения. Однако, по мнению Эллен Хайзелкорн, рейтинги не оценивают большое количество важных деталей — качество самого преподавания, «добавочную стоимость», которую получают выпускники из развивающихся стран в высокорейтинговых вузах, влияние результатов научных исследований на жизнь общества, уровень трансфера технологий и многое другое.
«У рейтингов есть как ряд преимуществ, среди которых то, что они помещают университет в более широкий контекст. Но есть и минусы: например, они измеряют качество вуза целиком, у совершенно разных организаций одни и те же индикаторы, на которые им необходимо ориентироваться, — считает Эллен Хайзелкорн. — Чтобы рейтинги по-настоящему работали, нам нужно ответить для себя на один вопрос: измеряем мы что-то потому, что это можно измерить? Или мы измеряем потому, что это действительно важно?»
Эксперт добавляет, что существуют альтернативные популярным рейтингам методы измерения академического превосходства — например, проект Universitas21, который оценивает эффективность высшего образования в стране в целом. Успех стратегии развития университета заключается не в слепой вере в то, что вуз должен «подтянуть» показатели по тем индикаторам, которые исследуют QS World Rankings и Times Higher Education. Вместо этого вузам стоит выбирать те показатели, которые отвечают их собственным целям и быть автономными в принятии решений.
Вице-президент Международной экспертной группы по ранжированию IREG Вальдемар Сивински соглашается с коллегой в том, что принятие решений о дальнейшем развитии системы высшего образования не должно основываться только на рейтингах — здесь более важны сами инициативы академического превосходства и опыт коллег в этом вопросе.
«Рейтинги очень привлекательны, но они не универсальны. Тем не менее, у меня хорошая новость для Эллен: рейтинги развиваются и проходят через трансформации. Программы академического превосходства дают толчок к появлению новых методологий, а те, в свою очередь, помогают оценивать эффективность программ», — отмечает Вальдемар Сивински.
Про российский путь эволюции академических программ превосходства рассказал зампредседателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ Андрей Волков. Он подчеркнул, что распыление бюджетных ресурсов на все подразделения университета является неэффективным. Поэтому участники Проекта 5−100 начали концентрировать академическое и исследовательское внимание на своих сильных сторонах и приступили к формированию стратегических академических единиц (о том, как они реализованы в Университете ИТМО, читайте в интервью с начальником Управления стратегического развития Университета ИТМО Марианной Чистяковой).
«Проект 5−100 дал университетам возможность сконцентрироваться на том, что важно для развития, он положительно повлиял и на те вузы, которые не участвуют в программе — в сфере российского высшего образования сейчас царит здоровая атмосфера соревнования, влияние программы вышло далеко за пределы тех университетов, которые были отобраны за последние три года, — рассказывает Андрей Волков. — За это время мы можем проследить, как репутация, имидж и узнаваемость бренда стали для университетов важнее финансирования. А главным вызовом для них является поиск людей, которые не просто поддерживают изменения, а сами хотят изменить ситуацию к лучшему».
Горячей темой для обсуждений в ходе второго дня стали особенности формирования инициатив академического превосходства в разных странах мира. Точку зрения административных структур высказали представители Германии, Франции, Японии, Испании и Канады. К примеру, представители Совета высшего образования и науки Германии Инка Шпанг-Грау и Сабина Беренбек пояснили, что одной из сильных сторон немецкой программы является то, что в ее составлении активно участвуют представители академического сообщества: если ученые против, то чиновники не смогут внести свои коррективы. Такое же активное внимание правительство страны уделяет повышению качества преподавания, научных исследований и развитию карьерных возможностей граждан. Сотрудник Национального исследовательского агентства Франции (ANR) Фарид Уабдесселям, в свою очередь, отметил повышение автономности французских вузов при переходе на новую академическую стратегию, которая помогает развивать образовательную экосистему.
Четкие взаимосвязи между внедрением инициатив и повышением конкурентоспособности отмечают и представители вузов. Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов в ходе своего доклада рассказал, что повышение количества международных конференций, проводимых в вузе, немедленно повлияло на его продвижение в рейтинге Webometrics. Вуз последовательно идет к тому, чтобы нивелировать недостатки, присущие российским университетам: часто они сфокусированы на очень узкой теме и не могут похвастаться большим количеством экспертов, высоко ценящихся за рубежом.
Сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Михаил Лисюткин, в свою очередь, привел результаты исследования студенческой активности в России, Китае и США. Занятия китайских и российских студентов проходят в формате лекций чаще, чем у их американских коллег, и несмотря на то, что на одного российского преподавателя приходится меньшее количество студентов, это отнюдь не повышает количество межличностного общения. Учащиеся отечественных вузов больше удовлетворены качеством образования, однако этот показатель носит противоречивый характер: возможно, в ряде учреждений между студентами и преподавателями существует «пакт о ненападении». Профессора в курсе, что студенты здесь ради «корочки» и не заставляют их интенсивно учиться, и такое положение дел вполне устраивает обе стороны. Михаил Лисюткин подчеркивает, что вузам, которые хотят быть конкурентоспособными на мировом рынке, нужно всеми силами искать мотивированных студентов. Чем выше уровень учащихся, тем выше их требования к учителям, и их взаимоотношения запускают непрерывный цикл развития и обновления системы высшего образования.
Итог дискуссии о важности человеческих ресурсов подвела проректор Университета ИТМО по международной деятельности Дарья Козлова. По ее словам, участие вуза в главной российской инициативе академического превосходства развивается как love story. В 2013 году вуз стал участником Проекта 5−100, и после стадии «знакомства» университет и программа стали находить общие «привычки» и «увлечения». Положительная эмоциональная среда в вузе стала мощным посылом к тому, что к команде Университета ИТМО стало присоединяться все больше талантливых молодых специалистов.
«Одним из главных условий притяжения талантов в вуз становится умение говорить с ними на одном языке, и понимание этого помогает нам успешно вести приемную кампанию и разрабатывать эффективные программы для привлечения школьников. С иностранными абитуриентами мы не просто говорим по-английски: мы стараемся понять, что им нужно, чего они ждут, собирать отзывы у тех, кто приехал учиться в Университет ИТМО из-за границы — неважно, длилась образовательная программа неделю, месяц или семестр. Мы каждый день напоминаем себе о том, что работаем для студентов, — говорит Дарья Козлова. — Я считаю, что развитие нашего вуза стало достаточно устойчивым к 2016 году, и участие в Проекте 5−100 можно назвать „зрелыми отношениями“. Love is all we need, и вся наша работа строится на том, чтобы поддерживать эту атмосферу».
Репортаж о первом дне международной конференции по инициативам академического превосходства читайте здесь.