Заведующий кафедрой компьютерного проектирования и дизайна Университета ИТМО Дмитрий Шуклин рассказывает, что магистранты, дистанционно обучающиеся по программам «Веб-технологии» и «Компьютерная графика и веб-дизайн», общаются с преподавателями исключительно по интернету — физически присутствовать в Университете ИТМО нужно только на защите выпускной квалификационной работы. Особенности такого режима практически исключают минусы очной формы обучения, добавляя возможность подстраивать учебный процесс под свой распорядок дня.
«Важно понимать, что дистанционное обучение на нашей кафедре — это прежде всего общение студента и преподавателя. Этот вектор позволяет сохранить актуальность и качество образования. Пожалуй, это не просто дистанционное, а индивидуальное дистанционное обучение. В начале семестра студент получает доступ к курсам и далее сам выбирает режим работы, отталкиваясь от установленных дедлайнов: за определенное время ему нужно изучить ряд тем, выполнить все контрольные работы, сдать тесты, прислать выполненный проект на проверку. Все эти этапы сопровождаются тесным общением с преподавателями посредством ИКТ. Особенно удобно дистанционное обучение для тех, кто совмещает учебу с работой и кто не может позволить себе переезд в Санкт-Петербург, — говорит Дмитрий Шуклин. — Конечно, у дистанционного обучения есть существенный минус, который часто подмечают наши студенты. Студенческая жизнь, такая яркая и насыщенная в Университете ИТМО, проходит мимо: Мисс ИТМО дистанционно не станешь».
По тем же принципам строится научно-исследовательская работа и производственная практика магистрантов: преподаватели выступают в роли наставников и корректируют учебный процесс в соответствии с начальной подготовкой студента и его способностями. Каждый семестр магистранты публикуют научные статьи или доклады в сборниках материалов конференций, многие готовят публикации и ВКР на основании того, с чем сталкиваются в своей профессиональной деятельности. К примеру, выпускник Максим Кишко является разработчиком геоинформационной системы в сфере имущественного учета и обеспечения жизненного цикла инфраструктурного комплекса одной российской компании, и он продолжил развивать ее в рамках дипломного проекта.
«Студенты обычно выбирают тематику исследования в течение месяца-двух после начала обучения — мы не навязываем свои темы и всегда прислушиваемся к тому, что они сами хотят изучать. Со студентами дистанционных программ обычно проще найти интересные темы для ВКР. У многих из них уже есть постоянная работа, они являются разработчиками серьезных корпоративных систем и хотят применять полученные в университете знания на практике», — объясняет Дмитрий Шуклин.
Все учебно-методические материалы, необходимые для обучения, представлены в онлайн-системе, разработанной на кафедре КПиД. Учебными материалами «дистанционщиков» могут воспользоваться и студенты-очники, если пропустили какое-либо из занятий или хотят повторить тему. В этой же системе публикуются видеозаписи мастер-классов приглашенных с предприятий профессионалов-практиков. От модного формата вебинаров специалисты кафедры решили отказаться: он требует, чтобы студенты находились перед экраном в строго назначенное время, к тому же, как и на обычных лекциях, активное участие в дискуссии обычно принимают лишь отдельные слушатели. При желании магистранты могут получить доступ ко всем онлайн-курсам кафедры КПиД, чтобы самостоятельно формировать свою образовательную траекторию.
«Я начал работать программистом-стажером на четвертом курсе бакалавриата, к тому времени у меня было достаточно теоретической базы, которая позволила мне начать выполнять несложные задачи в рамках корпоративных проектов. Мое начальство было заинтересовано в продолжении моей трудовой деятельности, и я решил устроится на полный день. Я всегда считал, что практика важнее теории: работая программистом, получаешь гораздо больше знаний и опыта, чем на лекциях в университете. Однако образование все равно нужно получать. Времени постоянно ходить на пары у меня не было, поэтому я рад, что в Университете ИТМО появилась возможность получать образование дистационно», — комментирует Максим Кишко.
Высокий уровень организации дистанционной программы отметил магистр Денис Трубенок, обучавшийся в петербургском вузе из Белоруссии.
«Я выбрал дистанционную форму, потому что она позволила мне совмещать работу и учебу. Обучение было организованно на высшем уровне: были предоставлены все необходимые материалы для прохождения курсов, преподаватели оперативно указывали на ошибки, а также давали развернутые ответы на все интересующие вопросы», — добавляет он.
По словам Дмитрия Шуклина, Университет ИТМО также оказывает студентам и выпускникам содействие в трудоустройстве. Помимо диплома авторитетного вуза-участника Проекта 5−100, они получают возможность проходить стажировки на предприятиях, с которыми сотрудничает кафедра, среди которых, к примеру, ЛенСпецСМУ, NCC и «Геодезические приборы». Кроме того, им, как и другим студентам, доступна биржа вакансий, пополняемая сотрудниками Департамента HRM.
Отметим, что с 2017—2018 учебного года кафедра КПиД совместно с компанией Autodesk запускает еще одну дистанционную магистерскую программу. Она будет посвящена изучению PLM- и BIM-технологий, которые используются для информационного моделирования жизненного цикла в технике и строительстве. Тем, кто хочет работать в этой области, сегодня приходится самостоятельно искать знания по разным источникам, и Университет ИТМО первым в России предложит комплексную программу подготовки таких специалистов.
«Мы позиционируем себя как самая неклассическая кафедра самого неклассического университета и стараемся создать условия, в которых студенты тратят свое время исключительно с пользой. Мы практикуем нестандартные подходы в обучении, которые направлены прежде всего на повышение интереса к выбранной области. Например, полюбившиеся студентам конкурсы проектов с призами от ITMO.STORE. Такой подход позволяет нам постоянно повышать качество обучения, и это доказывают успехи наших магистрантов», — резюмирует Дмитрий Шуклин.
Добавим, что программы дистанционной подготовки магистров были созданы на кафедре компьютерного проектирования и дизайна в результате победы в конкурсе по реализации совместных образовательных программ магистратуры исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, объявленного в рамках Проекта 5−100. В качестве вузов-партнеров были выбраны Гомельский государственный технический университет (Белоруссия) и Актюбинский региональный государственный университет (Казахстан).